авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
рабочая программа (2 класс) по теме

татьяна викторовна осипова

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Тимашево м.р.Кинель – Черкасский Самарской области

 

Программа внеурочной деятельности

«Моё село – моя малая Родина»

(направление: туристическо – краеведческое)

Возраст детей, участвующих в реализации программы:  8 - 10 лет

Срок реализации программы:  3года

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                             Программа разработана

учителем начальных классов

Осиповой Т.В

с. Тимашево, 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Содержание программы
  2. Календарно – тематическое планирование
  3. Ожидаемые результаты
  4. Литература

Пояснительная записка

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.»
Д.С. Лихачев

      В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

      «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края.
     Сегодня все больше регионов  России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю.

     Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника является краеведческая деятельность.  Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

     Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися, под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.

     Важность данной проблемы отражена в Законе Росийской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

     В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Программа патриотического воспитания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
   Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.

Цели и задачи программы

Цель – развитие нравственно-патриотических чувств, формирование    патриотического сознания учащихся через краеведческую деятельность:

  • воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижение земляков;
  • стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению, и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об истории своей семьи, села, края;
  • формировать знания, умения, навыки в краеведческой работе,
  • содействовать гармоничному развитию личности;
  • совершенствовать духовные и физические потребности;
  • формировать жизненную самостоятельность и деловые качества,
  • формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.

Особенности программы

Данная программа будет работать по следующим направлениям:

  • гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение
  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуальное развитие;
  • спортивно – оздоровительное, физическое;
  • трудовое воспитание.

Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:

  • принцип гуманизации
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • практическая направленность
  •  креативность

Организация проведения занятий:

   Организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:

  • классные часы
  • фестивали, тематические праздники, коллективно – творческие дела;
  • художественное творчество;
  • экскурсии и походы по родному краю;
  • устные журналы, уроки мужества;
  • сбор и оформление материалов для школьного музея;
  • выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность;

Реализуя данную программу у учащихся должны сформироваться универсальные ученические действия:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  3. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

    Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  4. вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

    Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику своего села, района;
  4. описывать достопримечательности родного края;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;  
  7. находить на карте свой регион; район, село;
  8. устанавливать причинно следственные связи;
  9. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  10. устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, Интернета;
  3. работать в семейных архивах.

     Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  1. готовить и выступать с сообщениями;
  2. формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 3 года, 102 час. Во 2 - 4 классах по 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 8-10 лет, реализуется за 3 года.

Содержание программы

Первый год обучения (2 класс)

Название раздела

Количество часов

1

« Я и моя семья»

9 часов

2

«Моя родная школа. Мой класс»

4 часа

3

«Тимашево – сегодня»

21 час

Всего:

34 часа

   Первый год обучения работа будет проводиться по темам:

  • « Я и моя семья»

 Цель: познакомить учащихся с историей своего имени и фамилии, с традициями и обычаями семьи; составить генеалогическое дерево своего рода;

             формировать у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

  • «Моя родная школа. Мой класс»

 Цель: познакомить с историей образования  и традициями своей школы, с выпускниками, которыми гордится школа;

  •  «Тимашево – сегодня»

Цель: познакомить с развитием села в настоящее время, познакомить с известными и почетными жителями своего села; познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного села; провести работу по благоустройству села

Примерное календарно – тематическое планирование

Название мероприятий

Направление дея - ти

Цель занятия

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Форма провед.

Теория

Практ

Сроки

Личностные

Общеучебные

Коммуника-

тивные

Регулятивные

1

Что изучает наука «история» и что такое краеведение?

интеллек. развитие

Познакомить с понятиями «история», «краеведение»

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить факты

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

кл.час

1

2

Я и мое имя. Что в имени моем?

интеллек. развитие

Познакомить с историей образования  имен, учить находить информации об истории своего имени. Составить журнал имен.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Использовать дополнительные источники информации, находить факты

Готовить и выступать с сообщениями

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

уст. журнал

1

3

Моя семья.

нравст. воспитание

Учить рассказывать о членах своей семьи, их интересах и занятиях

Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Работать с семейными архивами

Готовить и выступать с сообщениями

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

кл. час

1

4

Профессии в моей семье.

нравст. воспитание

Познакомиться с различными видами профессий, учиться находить информацию о профессиях в своей семье

Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика»

Использовать дополнительные источники информации, работать с семейными архивами

Готовить и выступать с сообщениями

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

кл. час

1

5

Традиции и праздники моей семьи

нравст. воспитание

Познакомить с понятиями «традиция», «профессия», учить находить информацию о традициях и обычаях своей семьи

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать дополнительные источники информации, работать с семейными архивами

Готовить и выступать с сообщениями

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции

кл. час

1

6

Традиции и праздники моей семьи

нравст. воспитание

Познакомить поближе с традициями и обычаями каждой семьи класса через коллективно –творческое дело

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

праздник

1

7

Что такое родословная?

интеллек. развитие

Познакомить с понятием «родословная»

Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

8

Моя родословная (составление генеалогического дерева)

интеллек. развитие

Учить составлять генеалогическое дерево своей семьи

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки; работать с семейными архивами

Готовить и выступать с сообщениями

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией

проект

1

9

Мой дом: «Тепло отчего дома»

нравст. воспитание

Познакомить со значимостью семьи в судьбе каждого человека

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Самостоятельно подбирать литературу по теме

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

кл. час

1

10

Моя школа

краеведение

Познакомить со структурой, месторасположением школы, с людьми, работающими в ней.

Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика».

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

кл. час

11

Из истории моей школы

краеведение

Познакомить с историей образования школы

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Ориентировать-ся на позицию партнера в общении

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

экскурсия

1

12

Из истории моей школы

краеведение

Познакомить со знаменитыми людьми, работающими в школе, с выпускниками

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

экскурсия

1

13

Мой класс!

нравст. воспитание

Разработать и провести праздник посвященный классу

Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

праздник

1

14

Моя улица. Почему она носит такое название?

нравст – патриот., воспитание

Учить искать информацию о названии своей улицы. Составить журнал улиц своего села.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Готовить и выступать с сообщениями; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

устный журнал

1

15

Мое село – история названия и образования

нравст – патриот., воспитание

Познакомить с историей названия своего села и его образованием

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; узнавать символику своего села

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскурсия

1

16

Месторасположение моего села, границы и территория. Мое село на карте

интеллек. развитие

Познакомить с месторасположением села, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой, находить свое село на карте

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Осуществлять поиск информации с использованием карты; находить на карте свое село

Ориентировать-ся на позицию партнера в общении

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

кл. час

1

17

19

Проект «Что мы можем подарить жителям ко дню основания поселка?»

худож-эстет.

воспитание

Учить разрабатывать проект, используя различные ресурсы и реализовывать его.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией

проект

3

20

Животный мир моего села

интеллек. развитие

Познакомить с разнообразием животного мира своего села, учить находить информацию о животных, проживающих на территории села

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать животный мир родного села

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

экскурсия

1

21

Животный мир моего села

интеллек. развитие

Учить находить информацию о животных, проживающих на территории села. Составить журнал животных села.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов

Готовить и выступать с сообщениями

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

уст. журнал

1

22

23

«Кормушки – птицам»

трудовое воспитание

Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме

«Кормушки – птицам»

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

проект

2

24

Растительный мир моего села

краеведение

Познакомить с разнообразием растительного мира своего села, учить находить информацию о растениях, прорастающих  на территории села

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать растительный мир родного села

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскурсия

1

25

Растительный мир моего села

краеведение

Учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории села. Составить журнал растений села.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов

Готовить и выступать с сообщениями

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

уст. журнал

1

26

Водоемы моего села

краеведение

Познакомить с разнообразием водоемов села

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы родного села

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

экскурсия

1

27

Охранять природу  - значит охранять Родину

трудовое воспитание

Провести субботник по благоустройству села

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

субботник

1

28

«Посади дерево!»

трудовое воспитание

Учить разрабатывать и реализовывать проект по благоустройству села

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией

проект

1

29

«Любимый уголок родной природы»

худож-эстет.

воспитание

Провести конкурс рисунков, посвященный природе своего села

Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс рисунков

1

30

Промышлен- ность моего села

краеведение

Познакомить с промышленностью села, с услугами и продукцией выпускаемой на предприятиях

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов; описывать промышленность села

Ориентировать-ся на позицию партнера в общении

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскурсия

1

31

Промышлен-

ность моего села

краеведение

Познакомить с промышленностью села, с услугами и продукцией выпускаемой на предприятиях

Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов; описывать промышленность  села

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

экскурсия

1

32

Люди моего села

нравст – патриот., воспитание

Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации

Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскурсия

1

33

Люди моего села

нравст – патриот., воспитание

Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

встречи

1

34

«Край мой родной»

интеллек. развитие

Разработать и провести совместно с детьми коллективно – творческое дело, посвященное родному селу

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

КТД

1

Всего:  

17 ч

17 ч.

Второй год обучения (3 класс)

Название раздела

Количество часов

1

« Я и моя семья»

9 часов

2

«Моя родная школа. Мой класс»

4 часа

3

«Тимашево – сегодня»

21 час

Всего:

34 часа

   Второй год обучения работа будет проводиться по темам:

  • «История нашей местности. Зарождение села Тимашево. 1757 – 1787 г.г.»

 Цель: познакомить с  историей нашей местности, с основание села и его основателями;

  • «История села в период с 1800 – 1900 г.г.»

 Цель: познакомить с историей развития в период с 1800 – 1900 г.г.: с основание школы; строительством сахарного завода;

  •  «Тимашево на рубеже конца 19  - начала 20 веков»

Цель: познакомить с историей развития села на рубеже конца 19  - начала 20 веков: с историей строительства железной дороги, электростанции на реке Б. Кинель; с историей строительства и открытием клуба;

  • «20 век.  История села»

Цель: познакомить с историей села в годы ВОВ, с развитием Тимашева в послевоенное время;

  • «Село Тимашево – прошлое и настоящее»

Цель: провести исследование и найти сходства и различия прошлого и настоящего села Тимашево

Примерное календарно – тематическое планирование

Название мероприятий

Направление дея - ти

Цель занятия

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Форма

 провед.

Теория

Практ

Сроки

Личностные

Общеучебные

Коммуника-

тивные

Регулятивные

1

Что изучает наука «история» и что такое краеведение?

интеллек. развитие

Познакомить с понятиями «история», «краеведение»

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить факты

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл.час

1

1757 - 1787 г. г.

2

История нашей местности

краеведение

Познакомить с историей местности поселка

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Ориентировать-ся на позицию партнера в общении

Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью

кл.час

1

3

Основание села Тимашево

краеведение

Познакомить с историей основания села

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл.час

1

4

Основатели села Тимашево

краеведение

Познакомить с основателями села Тимашево

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Знать символику своего села; уметь ее расшифровывать

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером

кл.час

1

5

Знаменитые люди 18 века в истории села Тимашево

краеведение

Познакомить со знаменитыми людьми 18 веке в истории села

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Готовить и выступать с сообщениями

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл.час

1

6

Строительство церкви

краеведение

Познакомить с историей строительства церкви в селе Тимашево

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл.час

1

7

«Мое село в прошлом»

худож-эстет.

воспитание

Провести конкурс рисунков о представлении учащимися своего села в далеком прошлом

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс рисун-

ков

1

1800 – 1900 г.г.

8

Развитие села в 1 половине 19 века

краеведение

Познакомить с историей развития села в первой половине 19 века

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Ориентировать-ся на позицию партнера в общении

Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью

кл.час

1

9

Основание школы и распростране-ние грамотности

краеведение

Познакомить с основанием церковно – приходской школы в селе и распространением грамотности

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Использовать различную литературу о нашем крае,  с целью поиска и извлечения познавательной информации

Готовить и выступать с сообщениями

Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером

кл.час

1

10

«А как раньше обучались дети?»

интеллек. развитие

Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме: «А как раньше обучались дети?»

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

проект

1

11

Развитие села: строительство сахарного завода

краеведение

Познакомить с историей строительства сахарного завода и его основателями

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл. час

1

12

Развитие села: строительство сахарного завода

краеведение

Провести экскурсию по истории строительства

 сах. завода

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскур-

сия

1

Конец 19 века – начало 20 века

13

Развитие села: строительство железной дороги

краеведение

Познакомить с историей развитием села, с историей строительством железной дороги

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме

беседа, экскур-

сия

1

14

Развитие села Тимашево и сахарного завода на рубеже веков

краеведение

Познакомить с историей развитием села и сахарного завода на рубеже конца 19 в – начало 20 в.

Познавательный интерес к новому материалу

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Ориентироваться на позицию партнера в общении

Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером

кл.час

1

15

Удельная и церковно – приходская школа в начале 20 века

краеведение

Познакомить с историей образования  в селе в начале 20 века

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить новые факты

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью

кл.час

1

16

Строительство электростанции на реке Большой Кинель

краеведение

Познакомить с историей строительства электростанции на реке Большой Кинель

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации

Готовить и выступать с сообщениями

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл.час

1

17

Реконструкция церкви

краеведение

Познакомить с историей реконструкции церкви

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Используя дополнительные источники информации, находить новые факты

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскур-

сия

1

18

Строительство и открытие клуба

интеллек. развитие

Познакомить с историей строительства и открытия клуба в селе. Продолжить работу над сбором информации для краеведческого музея

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

сбор сведе-

ний

1

19

Строительство и открытие клуба

интеллек. развитие

Продолжить работу над знакомством и сбором информации об истории строительства и открытия клуба в селе

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Готовить и выступать с сообщениями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскур-

сия

1

20

Наш край в годы первой мировой войны

гражд– патр. воспитание

Познакомить с историей первой мировой войны в нашем крае

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска информации

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Учится задавать вопросы, необходимые для организации  деятельности и сотрудничества с партнером

кл.час

1

20 век

21

Мое село в годы ВОВ

гражд– патр. воспитание

Познакомить с историей села в годы ВОВ

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

22

Мое село в годы ВОВ

гражд– патр. воспитание

Познакомить с историей села в годы ВОВ и его значением для военного фронта

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

экскур-

сия

1

23

«Мой поселок в годы войны»

худож-эстет.

воспитание

Провести конкурс рисунков о жизни села в годы войны

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс рисунков

1

24

Что  в моей семье рассказывают о войне?»

художественно-эстетическое

Провести конкурс сочинений о войне в судьбе семей села

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Работать в семейных архивах

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

конкурс сочине-ний

1

25

«Урок мужества»

гражд– патр. воспитание

Повести встречу с ветеранами ВОВ

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать встречи с ветеранами  села, участвовавшими в ВОВ, с целью получения  и сбора информации для музея

Готовить и выступать с сообщениями

Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества

встреча с ветерана-ми

1

26

Промышлен-ность села. Развитие сахарного завода.

краеведение

Познакомить с историей развития промышленности поселка, с развитие сахарного завода

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

сбор информа-ции

1

27

«История одного рабочего»

худож-эстет.

воспитание

Провести конкурс сочинений об истории сахарного завода

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Работать в семейных архивах

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс сочине-ний

1

28

Строительство новой школы

краеведение

Познакомить со историей строительства новой школы

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Готовить и выступать с сообщениями

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл. час

1

29

Строительство больницы

краеведение

Познакомить с историей строительства больницы

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

встречи

1

Тимашево – прошлое и настоящее

30

Тимашево – прошлое и настоящее: промышлен-ность

интеллек. развитие

Провести исследование прошлого и настоящего промышленности села

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков

Готовить и выступать с сообщениями

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием

исследование

1

31

Тимашево – прошлое и настоящее: больница

интеллек. развитие

Провести исследование прошлого и настоящего больницы в  селе Тимашево

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием

исследование

1

32

Тимашево – прошлое и настоящее: школа

интеллек. развитие

Провести исследование прошлого и настоящего школы в  селе Тимашево

Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием

экскур-

сия

1

33

«Каким я вижу свое село в будущем»

худож-эстет.

воспитание

Провести конкурс рисунков по теме: «Каким я вижу свое село в будущем»

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс рисун-

ков

1

34

«Когда я стану взрослым – я бы хотел …»

худож-эстет.

воспитание

Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме: «Когда я стану взрослым – я бы хотел …»

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности  деятельности

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

проект

1

Всего:

16 ч

18 ч.

Третий год обучения (4 класс)

Название раздела

Количество часов

1

«Моя малая родина –Кинель – Черкасский район»

8 часов

2

«Народы моего района, их традиции и обычаи»

5 часов

3

«Кинель – Черкасский край»

10 часов

4

«Знаменитые люди моего района»

8 часов

5

«Мой край – моя малая родина»

3 часа

Всего:

34 часа

   Первый год обучения работа будет проводиться по темам:

  • «Моя малая родина – Кинель – Черкасский район»

 Цель: познакомить учащихся с историей своего района – как частью своей малой родины; географическим положением,  с достопримечательностями своего района

  • «Народы моего района, их традиции и обычаи»

 Цель: познакомить с народами, проживающими на территории района, с их обычаями и традициями

  •  «Кинель – Черкасский край»

Цель: познакомить с развитием района в настоящее время, с разнообразием растительного и животного мира;

  • «Знаменитые люди моего района»

Цель: познакомить с известными и почетными жителями своего района, познакомить с их творчеством;

  • «Мой край – моя малая родина»

Цель: рассмотреть значимость своего района  - своей малой родины - для развития страны в целом

Примерное календарно – тематическое планирование

Название мероприятий

Направление дея - ти

Педагогическая цель

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Форма

 провед.

Теория

Практ

Сроки

Личностные

Общеучебные

Коммуника-

тивные

Регулятивные

1

Что изучает наука «история» и что такое краеведение?

интеллек. развитие

Познакомить с понятиями «история», «краеведение»

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить факты

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

кл.час

1

2

Моя малая Родина –

с. Тимашево -  частичка Кинель – Черкасского района

нравст – патриот. воспитание

Познакомить с месторасположение села, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой; находить сое село на карте

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Находить на карте свой район, село; узнавать символику своего села, района

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

кл. час

1

3

Кинель – Черкасский район – крупнейшее село Самарской области (географическое положение)

интеллек. развитие

Познакомить с месторасположе-

нием района, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой, находить свой район на карте

Научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Использовать различную литературу о нашем крае, достопримеча-

тельностях с целью поиска информации; находить на карте свой регион; район, село;

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл. час

1

4

Из истории образования Кинель – Черкасского района

краеведение

Познакомить с историей образования района

Научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего

Узнавать символику своего села, района, уметь ее расшифровывать

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

5

Из истории образования Кинель – Черкасского района.

краеведение

Продолжить знакомство с историей образования района

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

экскур-

сия в музей

1

6

Достопримеча-тельности моего края: историко – краеведческие музеи

интеллек. развитие

Познакомить с достопримеча-

тельностями района: историко-краеведческими музеями

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечательности родного края

Аргументиро-

вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

уст. журнал

1

7

Достопримеча-

тельности моего края: музеи народных ремесел

интеллек. развитие

Познакомить с достопримеча-

тельностями района: музеи народных ремесел

Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем

Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечательности родного края

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

уст. журнал

1

8

Достопримечательности моего края: Вознесенский храм в с. Кинель – Черкассы, купели

интеллек. развитие

Познакомить с достопримеча-

тельностями района. Кинель Черкасский край - православие

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечатель-ности родного края

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

уст. журнал

1

9

Народы, населяющие Кинель – Черкасский район

интеллек. развитие

Познакомить с народами, населяющими район

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

10

Традиции и обычаи народов, населяющих Кинель – Черкасский район

краеведение

Познакомить с обычаями и традициями народов, населяющих район. Провести работу по сбору информации для музея

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах

Аргументиро-

вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

сбор информа-ции

1

11

Традиции и обычаи народов, населяющих Кинель – Черкасский район

интеллек. развитие

Познакомить с обычаями и традициями народов, населяющих район. Провести работу по сбору информации для музея

Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

сбор информации

1

12

В гостях у народов Кинель – Черкасского района

худож-эстет.

воспитание

Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

творче-

ский проект

1

13

О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

Экскурсия в музей «Русская игрушка»

с. Новые Ключи

интеллек. развитие краеведение  

Познакомить с историей образования игрушек и народных костюмов через посещение музея

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни наших предков;

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

экскур-

сия в  музей

1

14

Природные условия Кинель – Черкасского района

интеллек. развитие

Познакомить с природными условиями Кинель – Черкасского района

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации;

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

15

Растительный мир Кинель – Черкасского района

интеллек. развитие

Познакомить с разнообразием растительного мира района, учить находить информацию о растениях, прорастающих  на территории

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать растительный мир района

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

уст. журнал

1

16

Растительный мир Кинель – Черкасского района

интеллек. развитие

Познакомить с разнообразием растительного мира района, учить находить информацию о растениях, прорастающих  на территории

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

виктори-на

1

17

Животный мир Кинель – Черкасского района

интеллек. развитие

Познакомить с разнообразием животного мира своего района, учить находить информацию о животных, проживающих на территории

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать животный мир района

Аргументиро-

вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

уст. журнал

1

18

Животный мир Кинель – Черкасского района

интеллек. развитие

Познакомить с разнообразием животного мира своего района, учить находить информацию о животных, проживающих на территории

Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

игра

1

19

Животные и растения Кинель – Черкасского района, занесенные в Красную книгу

интеллек. развитие

Учить находить информацию о растениях и животных, проживающих на территории района.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета

Готовить и выступать с сообщениями

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

проект

1

20

Водные ресурсы Кинель – Черкасского района (работа с картой)

интеллек. развитие

Познакомить с водными ресурсами района. Учить работать с картой

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы района

Аргументиро-

вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

кл. час

1

21

Промышлен-

ность моего края

интеллек. развитие

Познакомить с промышленностью района

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов; описывать промышленность села

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

кл. час

1

22

Промышлен-

ность моего края  - богатства моего края

интеллек. развитие

Познакомить с промышленностью района, учить собирать информацию для музея

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием  различных ресурсов; описывать промышленность села

Аргументиро-

вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

сбор информа-ции

1

23

Промышлен-ность моего края

Экскурсия на мельницу Кузьмина , созданную в 19 в. в с. Кинель – Черкассы

интеллект. развитие

краеведение

Познакомить с историей развития промышленностью района на примере мельницы Кузьмина

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

экскур-

сия

1

24

Почетные  люди Кинель – Черкасского района

нравст – патриот., воспитание

Познакомить с почетными людьми района и их заслугами перед отечеством

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать различную литературу о людях нашего края, с целью поиска и извлечения познавательной информации

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл. час

1

25

Заслуженные и известные артисты Кинель – Черкасского района

нравст – патриот., воспитание

Познакомить с заслуженными и известными артистами района и их творчеством

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

кл. час

1

26

Поэты и писатели моего края

нравст – патриот., воспитание

Познакомить с поэтами и писателями, проживающими в районе и их творчеством

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать встречи с людьми нашего края, с целью получения  информации

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

встреча

1

28

Экскурсия в краеведческий музей

А. Толстого в с. Александровка

интеллект. развитие краеведение  

Познакомить с историей развития творчества в районе на примере поездки в краеведческий музей А. Толстого

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Использовать посещение музея нашего края, с целью получения  информации

Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

экскур-

сия

1

29

Встреча в литературном клубе

худож-эстет.

воспитание

Провести встречу с поэтами района

Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Самостоятельно подбирать литературу по теме

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке

конкурс чтецов

1

30

Художники Кинель – Черкасского района

интеллекту-альное развитие

художествен-но-эстетическое

Познакомиться с

художниками района и их творчеством

Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков

Использовать различную литературу о людях нашего края, с целью поиска и извлечения познавательной информации

Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

кл. час

1

31

«Живи и процветай, мой край»

Провести конкурс рисунков, посвященный своему краю

Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к занятию

конкурс рисунков

1

32

«Моя малая родина для великой страны»

интеллек. развитие

Учить высказывать  и отстаивать свое мнение, выслушивать и принимать мнения собеседников  

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край

Самостоятельно подбирать литературу по теме

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

диспут

1

33

 «Мой край в будущем…»

интеллекту-альное

развитие

Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самостоятельно подбирать литературу по теме

Готовить и выступать с сообщениями

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом

проект

1

34

«Мой край – Моя малая Родина»

интеллек. развитие

Учить разрабатывать и реализовывать коллективно – творческое дело по теме

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край

Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к КТД

КТД

1

Всего:

17 ч

17 ч

Ожидаемые результаты программы

     

    Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;
  • знания по истории и культуре родного края;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
  • способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную  деятельность;
  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

Литература:

  1.  Романов И. И. «Из истории Самарского края и рабочего поселка Тимашево» Книга 1// г. Кинель, 1997 г.
  2.  Романов И. И. «Из истории Самарского края и рабочего поселка Тимашево» Книга 2 // 2007 г.
  3. Окружнов А., Денисов Ю. «Кинель – Черкассы 1744 – 1994 г.г.» // Самарский Дом Печати, 1995 г.
  4. Атлас Самарской области// Федеральная служба геодезии и картографии России, 1999 г.
  5.  Поэзия Кинель – Черкасской земли «Сила неизбывная ключей» // Самарское отделение Литературного фонда России, 2000 г.
  6. Красная книга Самарской области
  7. «Атлас народов России» сантк – Петербург Издательский Дом «Нева», Москва Издательство «Олма – Пресс»// 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности

Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...

Презентация Авторской программы факультативного курса "Юный конструктор"

В презентации представлены методологические основы и направленность авторской программы на обогащение, коррекцию и развитие сенсомоторных функций и интеллекта учащихся младших классов Специальных (кор...

Программа факультативного курса "Моя малая Родина"

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - сохранение ее в наших детях....

Авторская программа факультативного курса «Риторика»

Интегрированный факультативный курс риторики и этики....