Авторская программа факультативного курса «Риторика»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Интегрированный факультативный курс риторики и этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_1-4_kl.docx63.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области

Программа

факультативного курса

«Риторика»

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

6,5 – 10,5 лет  (учащиеся начальной школы)

Срок реализации программы:  1-4 классы

Частота проведения занятий:  1 час в неделю

Общее количество часов:  34

Автор:  Чижова Светлана Александровна,

п.г.т. Осинки

2017 – 2018 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Риторика»,

рассчитанная на проведение занятий 1 раз (1 час) в неделю.

Пояснительная записка

      В настоящее время общепринятым является мнение о том, что ребёнок в начальной школе обязательно должен приобрести базовый уровень знаний по основным предметам. Однако, младший школьный возраст благоприятен не только для закладывания фундамента знаний, но и для процесса социализации, который является одним из ключевых понятий новых образовательных стандартов и способствует формированию универсальных учебных действий, т.е. способности к саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      С точки зрения психолога А.Л. Свенцицкого, социализация «включает в себя как целенаправленное воспитательное воздействие на индивида, так и стихийное влияние со стороны окружающей социальной среды». В последнее время стало очевидным усиление стихийного влияния со стороны окружающей социальной среды, которое не всегда бывает позитивным, поэтому требуется усиление целенаправленного воспитательного воздействия на детей. В связи с этим, в современном обществе наиболее актуальной стала необходимость научить детей умению общаться, умению выражать свои мысли, умению понимать окружающих, умению находить выход из конфликтных ситуаций.

      С целью обучения детей формам и способам общения мною была разработана авторская программа внеурочной деятельности «Риторика», представляющая собой интегрированный факультативный курс по развитию речи и основам нравственности, включающий в себя занятия в студии театрального мастерства, где дети пытаются на практике применять и совершенствовать усвоенные способы общения. Кроме того, курс «Риторика» является непосредственным продолжением курса русского языка, предусмотренного основной образовательной программой образовательного учреждения, и решает ещё одну проблему – проблему сокращения часов в курсе русского языка на изучение раздела «Развитие речи». Таким образом, помимо благотворного влияния на процесс социализации учащихся, авторский курс «Риторика» позволяет увеличить время для работы с текстом, для обогащения устной и письменной речи учащихся.

      Факультативный курс «Риторика» тесным образом связан не только с уроками русского языка, но и с уроками литературного чтения, т.к. предусматривает изучение раздела «Выразительные средства языка», что углубляет знание детьми литературоведческого материала, способствует лучшему пониманию художественного текста.

      Интеграция курса «Риторика» с основами нравственности позволяет реализовать идеи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках стандартов второго поколения, где речь идёт о том, что «ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию; недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы». Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

      Разработанный авторский курс способствует формированию гармоничной личности – личности свободной, отличающей добро от зла, ценящей жизнь, семью, окружающих, общество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается как личность. Данный курс позволяет развивать коммуникативные способности личности, способность убеждать, артистическое мастерство, эмпатию по отношению к окружающим, помогающую понимать и чувствовать людей,  – все те качества, которые вселяют в человека уверенность, необходимую для достижения успеха.

      Разработанная программа внеурочной деятельности позволяет решать  задачи образовательного учреждения (ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки), выстраивающего   двуединый образовательный процесс, объединяющий процессы обучения и воспитания, основанные на использовании деятельностного метода – необходимого условия новых образовательных стандартов. Таким образом, процесс обучения опирается на исследовательскую деятельность учащихся, которая позволяет формировать универсальные учебные действия, необходимые для процесса адаптации в современном обществе, напрямую связанного с процессом социализации. В свою очередь, введение курса «Риторика» ускоряет процесс социализации учащихся, следовательно, ускоряет и процесс формирования универсальных учебных действий.

      При составлении тематического планирования по данному курсу за основу взята программа по предмету «Детская риторика», составленная                   Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Программа. – М.: «Баласс», «С-инфо», 2002). Программа модернизирована: интегрирована с курсом «Азбука нравственности», дополнена литературоведческим материалом, отработкой навыков письменной речи.

      Цель курса: обучение эффективному общению.

      Задачи курса:

  1. Дидактические: научить обучающихся умелой искусной устной и письменной речи; анализу и оценке общения, степени его эффективности.
  2. Развивающие: развивать способность сотрудничества, взаимопонимания; способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
  3. Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим; потребность в корректном поведении, принятии ценностных ориентиров общества.

     Основные методические принципы: принцип практической направленности, принцип перспективных динамических связей, принцип учёта сферы повышенной речевой деятельности, принцип сквозных методических идей.

     Специфические формы, приёмы и методы работы: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры.

      Особый интерес вызывает такая форма работы, как занятия в студии театрального мастерства. Данная форма работы может использоваться при ознакомлении с художественным произведением на этапе его инсценирования, в процессе выполнения творческих заданий и т.д. Занятия в студии театрального мастерства позволяют учащимся не только усвоить новое социальное знание в ходе занятий, но и пережить ценность данного знания, приобрести опыт самостоятельного общественного действия, т.е. пройти все три уровня устойчивого развития воспитательных результатов внеурочной деятельности, предусмотренных стандартами второго поколения.

     Не менее интересным является метод субъективизации, используемый на занятиях, проводимых в рамках  курса «Риторика». Данный метод основан на передаче части функций учителя ученикам, что способствует активизации учащихся.

     Специфические структурные элементы: речевая разминка, ортологическая пятиминутка, импровизационные выступления, ассоциативный эксперимент.

      Особенности реализации программы: занятия проводятся в течение четырёх лет обучения в начальной школе в классе 1 раз в неделю во второй половине дня; используются фронтальные и индивидуальные формы работы; предпочтение отдаётся творческим, а также проблемно-исследовательским видам работы, что способствует активизации учащихся на занятиях; занятия в студии театрального мастерства предполагают проведение мероприятий в актовом зале (занятия практической направленности – проходят при изучении раздела «Азбука нравственности»), где дети приобретают навык общения со сцены: умение владеть собой, а также умение удерживать внимание зрителей. После инсценирования или импровизации детям предоставляется возможность анализа (самоанализа) разыгранной ситуации, манеры исполнения, актёрского воплощения, взаимодействия играющих на сцене. Каждая новая постановка позволяет детям попасть в новую малую социальную группу, примерить на себя новые социальные роли. Каждый ребёнок рано или поздно оказывается в роли и руководителя, и подчинённого – только так можно адаптироваться к жизни в обществе. Нужно научиться ладить со всеми в любой ситуации. Именно поэтому каждая малая группа проходит стадию конфликтов. Чем чаще происходят разногласия, противоречия внутри группы, тем больше шансов для развития группы в целом и для индивидуального роста каждого члена группы. Происходит личностный рост каждого ученика, его самосовершенствование, а следовательно, его процесс социализации. Это и есть конечная цель образовательного процесса, объединяющего в себе процессы обучения и воспитания. Процесс социализации личности напрямую связан с умением общаться, взаимодействовать, сотрудничать.

Содержание курса

      Условно всё содержание авторского курса «Риторика» можно разделить на 4 основных раздела:

  1. Азбука нравственности.
  2. Работа с текстом.
  3. Знакомство с разделом «Лексикология».
  4. Выразительные средства языка.

      Азбука нравственности. Данный раздел предполагает ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе; ориентирует детей на познание и принятие ценностей общества, на формирование терпимости к недостаткам окружающих, умения находить выход из конфликтных ситуаций.

      Работа с текстом. Данный раздел предполагает систему упражнений по совершенствованию знаний, умений и навыков работы с текстом, приобретённых на уроках русского языка. Расширяются представления учащихся о типах текста, жанрах речи. Совершенствуются навыки письменной речи.

      Знакомство с разделом «Лексикология». Изучение раздела «Лексикология» в начальной школе предусмотрено не всеми образовательными программами, поэтому данный курс даёт возможность уравнять уровень знаний учащихся, занимающихся по разным образовательным программам. Изучая раздел «Лексикология», дети знакомятся с разными группами слов в зависимости от их значения: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы.

      Выразительные средства языка. Данный раздел расширяет знания учащихся по литературному чтению, способствует совершенствованию навыков работы с художественным произведением, умению находить в тексте и использовать в своей речи: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учебно-методический комплект

  1. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учеб для 1, 2, 3, 4 кл. / Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И. Никольская, Н.В. Ладыженская; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Детская риторика в рассказах и рисунках: Методические рекомендации. 1, 2, 3,4 кл. / Сост. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. – М.: «Баласс»,             «С-инфо», 2003.
  3. Зельманова Л.М. Детская риторика: Раздаточный изобразительный материал. 1 кл. – М.: Издательство «Ювента», 2003.
  4. Азбука нравственности. 1, 2, 3, 4 кл. / сост. Э.П. Козлов. – М.: Новый учебник, 2007.

Дополнительная литература для преподавателя

  1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2003.
  2. Баландина Л.А. Риторика для малышей. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2003.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. –Ярославль.
  4. Васильева Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык. развитие речи. 1, 2, 3, 4 классы. – Саратов: Лицей, 2012.
  5. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. – М.: «Ювента», «Баласс», 2005.
  6. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
  7. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  8. Трушина В.П. Русский язык. 1, 2, 3, 4 кл.: занятия по развитию речи. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  10. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: Уроки развития речи. – М.: АСТ:Астрель, 2009.
  11. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития речи. Начальное обучение. – М.: «Аквариум ЛТД», 2000.

Тематическое планирование. 1 класс.

Тема занятия

1

Плохо одному.

2

Слова приветствия. «Азбука нравственности»: Школьный этикет.         Л. Васильева-Гангнус «Из правил знакомства и приветствия».

3

Вывески.

4

Слово веселит, огорчает, утешает.

5

«Азбука нравственности»: Волшебные слова. С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке».

6

Давайте договоримся. Поиграем вместе. «Азбука нравственности»: Ты и твои друзья. С. Михалков «Хорошие товарищи».

7

Говорим и пишем. Громко – тихо. Быстро – медленно. Узнай по голосу.

8

Разговор по телефону. «Азбука нравственности»: Разговор по телефону. И. Замятина «Разговор по телефону».

9

Мимика и жесты. «Азбука нравственности»: Школьный этикет. Д. Гальперина « Жестикуляция».

10

До свидания! Счастливого пути!

11

Как себя вести во время разговора.

12

Учимся благодарить. «Азбука нравственности»: «Ежели вы вежливы…». Д. Гальперина «Доброжелательность».

13

Что такое текст? О чём можно узнать из заголовка?

14

Учимся составлять текст.

15

Извинение. «Азбука нравственности»: Когда говорят «извините»?       А. Барто «Когда закусишь удила».

16

«Азбука нравственности»: В. Даль «Вежливость».

17

Очень важные слова.

18

«Азбука нравственности»: Волшебные слова. Русская сказка «Оленка и Солнышко».

19

Знакомые незнакомцы.

20

Ключ к тексту.

21

Учимся строить высказывание.

22

Учимся строить диалог.

23

Учимся использовать образы.

24

Какой текст легче прочитать?

25

Рифма.

26

Учимся писать стихи.

27

Составляем словарь рифм.

28

Игра на сообразительность.

29

Как построен текст. Начало – конец.

30

Сочиняем считалку.

31

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам).

32

Сочиняем сказку.

33

Маленькие тексты. Рассуждения Эзопа.

Ожидаемые результаты

   Учащиеся 1 класса должны:

- определять степень вежливого поведения;

- вступать в контакт и поддерживать его;

- быть хорошим слушателем;

- уместно, умело использовать звучание своего голоса;

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- определять по заголовкам, о чём говорится в тексте;

- придумывать заголовки к тексту, соблюдать красную строку в записях текстов;

- оценивать речевое поведение собеседников, их словесную вежливость;

- сочинять сказочные истории, считалки.

Тематическое планирование. 2 класс.

Тема занятия

1

Проверь себя.

2

Наука риторика.

3

Кому – кто (адресат – адресант). Кто, кого и как приглашает.

4

Как мы говорим.

5

«Азбука нравственности»: Обращение к другу. С. Михалков «Третий лишний».

6

Выразительность речи: темп, громкость.

7

Тон речи. «Азбука нравственности»: Тон и стиль нашей речи в общении. А. Митяев «И слово может воевать».

8

То же слово, да не так бы молвить.

9

«Азбука нравственности»: Доброжелательность – что это значит? В. Осеева «Собака яростно лаяла».

10

Настроение, чувства и тон говорящего.

11

Мимика, жесты, поза.

12

Говорящий взгляд.

13

Учимся слушать.

14

Мы слушаем – нас слушают.

15

Что такое уметь слушать.

16

Слушали – услышали. Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное.

17

Вежливая просьба. Ненавязчивая просьба.

18

Просить – умолять – требовать.

19

«Азбука нравственности»: Обращение с просьбой. Э. Мошковская «Вежливое слово».

20

О чём говорит шрифт? Рисунки, таблицы, схемы.

21

Текст. Тема текста. Заголовок и тема текста.

22

Основная мысль текста. Заголовок и основная мысль текста.

23

Опорные слова.

24

Пересказы. Подробный пересказ.

25

Краткий пересказ. План.

26

Вежливый отказ. Согласие или отказ.

27

Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.

28

«Азбука нравственности»: Когда говорят «извините»? Н. Юсупов «Простите».

29

Синонимы.

30

Антонимы.

31

Многозначные слова.

32

Омонимы.

33

Работа со словарями.

34

Словарь образов – для себя.

Ожидаемые результаты

   Учащиеся 2 класса должны:

- анализировать речевую ситуацию, определять её компоненты;

- создавать устные высказывания, учитывая адресата высказывания;

- анализировать и оценивать повседневное общение, уместность выбранных средств общения;

- обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких;

- вести этикетный диалог;

- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

- пользоваться приёмами чтения учебного текста;

- оценивать правильность речи с точки зрения орфоэпических, грамматических, лексических норм литературного языка;

- определять тему текста и его основную мысль;

 - высказывать в устной форме свои мысли и чувства о прочитанном, увиденном.

Тематическое планирование. 3 класс.

Тема занятия

1

Что мы помним о речевой ситуации?

2

Твои речевые роли.

3

Неподготовленная речь. Подготовленная речь, приёмы подготовки.

4

Похвала (комплимент).

5

«Азбука нравственности»: Надо быть бескорыстным. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

6

Что такое вежливость?

7

«Азбука нравственности»: Правила вежливости. А. Суворов «Изречения».

8

Добрые дела – добрые слова. «Азбука нравственности»: Слово лечит – слово ранит. В. Беспалов «Сила слова».

9

Употребляй слова правильно!

10

Цитата в пересказе.

11

Поздравляю… Кого? С чем? Как? Желаю… Кому? Чего? Как?

12

«Азбука нравственности»: Торжества и праздники. Ю. Миролюбов «Праздники».

13

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

14-15

Текст-повествование.

16

Составляем текст-повествование.

17-18

Текст-описание.

19

Составляем текст-описание.

20-21

Текст-рассуждение. Вывод в рассуждении. Правило в доказательстве.

22

Составляем текст-рассуждение.

23

Отличие в составлении плана различных типов текста.

24

Учимся редактировать текст.

25

«Азбука нравственности»: Уважение к людям – что это значит? Китайская сказка «Правильный ответ».

26

Диалог и монолог.

27

Значение слова. Синонимы, антонимы.

28

Образная речь. Многозначные слова, омонимы.

29

Учимся пользоваться словарями.

30

Крылатые слова.

31

Иностранные слова.

32

Старинные слова.

33

Тематические словари.

34

Мы пишем сочинение.

Ожидаемые результаты

   Учащиеся 3 класса должны:

- анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче;

- анализировать и оценивать свою общительность;

- анализировать живую устную речь, определять её особенности;

- выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приёмами подготовки;

- составлять план услышанного и воспроизводить его;

- определять нужный способ правки текста;

- оценивать свою вежливость, критически оценивать соответствие вежливых слов добрым делам;

- пользоваться толковым, орфоэпическим и др. словарями;

- определять тип текста;

- выражать похвалу и отвечать на неё;

- поздравлять с праздником и отвечать на поздравление;

- создавать сжатый текст способом исключения подробностей и способом обобщения;

- создавать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами;

- создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.

Тематическое планирование. 4 класс.

Тема занятия

1

Общение – устное и письменное.

2

Речевые ситуации.

3

«5 вещей должны все знать».

4

«Улыбнись улыбкою своей».

5

«Азбука нравственности»: Основные правила вежливости.                       Л. Васильева-Гангус «Зачем быть вежливым».

6

Слово и несловесные средства.

7

Речевые отрезки и паузы.

8

Утешить – успокоить. Утешить – помочь. Утешить – поддержать.

9

«Азбука нравственности»: Как и когда помогать окружающим. Н. Елин «Мужское дело».

10

Я – слушатель.

11

Я – читатель.

12

Текст. Яркие признаки текста. Абзац.

13

Отзыв о прочитанном.

14

Аннотация.

15

«Азбука нравственности»: Чувства в общении, как они должны проявляться? А.  Маркуша «НЕ».

16

Опорные конспекты.

17

Выразительные средства языка: сравнения.

18

Выразительные средства языка: эпитеты.

19

Выразительные средства языка: метафоры.

20

Народные пословицы о языке. Исследование значения слова.

21-22

Жанры речи.

23

«Азбука нравственности»: Всегда ли мы согласны с поведением других? М. Пришвин «Лесной хозяин».

24

Пишем отзыв.

25

Аргументы.

26

Вступление и заключение.

27

Словарная статья.

28

Что такое информация? Газетная информация.

29

Информационные жанры. Хроника. Информационная заметка. Подпись под фотографией.

30

Этикетные жанры и слова вежливости.

31

«Азбука нравственности»: Путешествие по стране вежливости.               Н. Сладков «Планета чудес».

32

Этикетные диалоги. Речевые привычки.

33

Учись красноречию.

34

«Азбука нравственности»: Тон и стиль нашей речи в общении. А. Шибаев «Говорите короче».

Ожидаемые результаты

   Учащиеся 4 класса должны:

- анализировать и оценивать свою общительность;

- вступать в этикетный диалог и поддерживать его;

- отличать истинную вежливость от показной;

- составлять опорный конспект услышанного в виде таблицы, схемы с использованием символов, рисунков;

- воспроизводить по опорному конспекту услышанное;

- пользоваться толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;

- определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста;

- создавать сжатый текст;

- анализировать вывод в рассуждении, его целесообразность;

- создавать к «новым» словам словарные статьи;

- рассказывать о памятных событиях своей жизни;

- определять особенности содержания и речевого оформления писем в газету;

- анализировать информационную заметку в газету, её соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;

- уметь написать информационную заметку в газету (что, где, когда и как произошло).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

      Помимо перечисленных ожидаемых результатов по каждому году изучения курса «Риторика», существует перечень требований к УУД, которые должен сформировать обучающийся в процессе занятий риторикой:

  1. Личностные действия – нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор. Происходит приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия, способствующего личностному росту обучающегося.
  2. Регулятивные действия – процесс социализации обучающихся невозможен без процессов саморегуляции, способствующих мобилизации сил и энергии, волевому усилию, преодолению препятствий, разрешению конфликтов.
  3. Познавательные действия – используемый в ходе занятий метод субъективизации способствует повышению уровня самостоятельности учащихся; осознанию и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной речи; выбору наиболее эффективных способов решения проблем.
  4. Коммуникативные действия – действия, от овладения которыми напрямую зависит процесс социализации: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формы подведения итогов

реализации программы внеурочной деятельности «Риторика»: диагностика.

      Диагностика проводится в конце каждого года обучения в начальной школе в двух направлениях:

  1. Психологическая диагностика – проверяется уровень межличностного общения, позволяющий оценить степень социализации учащихся. Для психологической диагностики используется методика диагностики межличностных отношений          Т. Лири (см. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога. – М.: АСТ, Харьков: Торсинг, 2007). Особенностью данного теста является не обязательное личное заполнение его респондентом, а возможное заполнение посторонним человеком (педагогом, психологом). Данный тест позволяет выявить уровень доминирования – подчинения, агрессивности – дружелюбия, а следовательно, выявить степень социализации ребёнка в обществе.
  2. Педагогическая диагностика – предполагает комплексную работу с подобранным учителем текстом, подходящим для данного года обучения. Комплексная работа с текстом предполагает проверку навыков по каждому разделу курса:

- «Азбука нравственности» - задания по выявлению уровня овладения ценностными ориентирами, нормами поведения в обществе;

- «Работа с текстом» - задания по определению темы и основной мысли текста, типа текста, жанра речи;

- «Знакомство с разделом «Лексикология» - нахождение в тексте синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, фразеологизмов;

 - «Выразительные средства языка» - нахождение в тексте метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений.

      Помимо проверки знания теории комплексная работа с текстом предполагает проверку практической направленности действий ученика путём включения вопросов следующего характера: «Как бы ты поступил на месте главного героя?», «Как ты оцениваешь поступок главного героя?», «Кто из ребят прав?» и т.д.

      Образцы комплексной работы с текстом можно найти в пособиях:

Васильева Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык. Развитие речи. 1, 2, 3, 4 классы. – Саратов: Лицей, 2012.

Система контролирующих материалов,

 разработанных автором программы внеурочной деятельности «Риторика» (Чижовой С.А.)

1 класс

Г. Черкашин

Про Петю

      Как-то Петя со своими друзьями – отличником Гошей и девочкой Наташей – возвращались из школы домой.

   -  А я вчера говорил с настоящим генералом, - похвастался просто так Гоша.

   -  А вот и врёшь! – возразил Петя.

   - А вот и не вру, - сказал Гоша, но, вспомнив, что он отличник и хорошо воспитанный мальчик, поправил себя: - А вот и не обманываю, если хочешь знать. Вчера вечером я переходил улицу и чуть не попал под машину. Из этой машины вышел настоящий генерал. Он отвёл меня на тротуар и сказал: «Мальчик, разве ты не знаешь, что улицу можно переходить только по зелёному свету?»

   -  Подумаешь, - сказал Петя. – Я вчера с царём говорил, и то не хвастаюсь.

   -  Царей теперь нет, - отчеканил Гоша с уверенностью отличника.

   -  А вот и есть! – сказал Петя.

   -  Всё врёшь, всё врёшь! – закричал Гоша, но, вспомнив, что учительница ставит ему в дневнике примерное поведение, кричать перестал и поправил себя: - Ты обманываешь нас, Петя!

   -  Может, ты что-нибудь перепутал? – спросила Наташа и поправила голубой бант.

   -  А я докажу! – заорал Петя.

   -  А вот не докажешь, а вот не докажешь! – забыв о том, что он отличник, закричал Гоша и затопал ногами.

   - Ну, раз так, - сказал Петя, - пошли!

      Петя привёл своих друзей в зоопарк и подвёл ребят к клетке льва.

   -  Ну, как спалось вашему величеству? – вслух спросил Петя.

      Лев взглянул на Петю и, широко разинув пасть, зевнул.

   -  Его величество не выспалось, - сказал Петя и посмотрел на своих друзей.

   -  Какой ты всё-таки, Петя, умный! – восхищённо сказала девочка Наташа.

      А хорошо воспитанный отличник Гоша молча стоял с опущенной головой.

Задания к тексту

  1. В каком случае Гоша поступил неправильно?

- Когда переходил улицу в неположенном месте.

- Когда не поверил Пете.

- Когда молча опустил голову.

  1. Каким образом Пете удалось вызвать у Наташи восхищение?

- Петя громко кричал.

- Петя привёл друзей в зоопарк.

- Петя разговаривал с царём зверей – львом.

  1. О чём генерал напомнил Гоше?

- Улицу можно переходить на зелёный свет светофора.

- Улицу можно переходить везде.

- Улицу можно переходить по пешеходной дорожке.

  1. Как можно назвать Петю?

- Хвастуном.

- Правдивым человеком.

- Глупцом.

  1. Каким словом заменил Гоша слово «врёшь»?

- Лжёшь.

- Дурачишь.

- Обманываешь.

  1. С какими словами обратился Петя ко льву?

- Ваше величество.

- Ваша светлость.

- Ваша милость.

  1. Как ты понимаешь значение слова «отчеканил»?

- Выполнил рисунок на фольге.

- Смастерил монету.

- Решительно ответил.

  1. Чему учит данный текст?

- Нельзя хвастаться.

- Нужно доверять друзьям.

- Никому нельзя верить.

2 класс

С. Прокофьева

Румяные щёки

      Колю Веснушкина разбудило пение птиц. Коля приподнял голову и увидел: на карнизе сидят две птички. Одну он сразу узнал. Это была ласточка.

     «А вторая, наверное, малиновка», - подумал Коля.

      Птицы возбуждённо чирикали. Было ясно, что они о чём-то спорят.

      К окошку подлетел скворец. Сел на верхушку соседнего дерева, почистил клювом пёрышки. И тоже вмешался в разговор. Спор разгорелся ещё жарче.

   -  Бабушка! – позвал Коля.

   -  Доброе утро, - сказала бабушка, входя в комнату.

   - Доброе утро, бабушка. Смотри, какие птицы прилетели. Хорошо бы узнать, о чём это они спорят?

   -  А я знаю, - улыбнулась бабушка.

   -  Как? Ты понимаешь птичий язык? – удивился Коля.

   -  Я же немножко волшебница, - сказала бабушка.

      Она наклонила голову, прислушалась и сказала:

   -  Сейчас я переведу тебе с птичьего на человеческий. Ага! Всё понятно. Так, так, так, Ласточка говорит: «Мой домик самый лучший. Я его слепила под балконом из комочков глины и соломы». А Малиновка с ней не согласна. Она говорит: «Моё гнёздышко ещё лучше. Я свила его из прутиков и выложила изнутри мягким пухом».

   -  А что говорит Скворец? – заволновался Коля.

   -  А Скворец говорит: «Нет, лучше всех мой домик. У него есть настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик. Мне в нём не страшен ни дождь, ни ветер».

      Коля захлопал в ладоши:

   -  Это мы! Мы сделали скворечник! Как здорово, что Скворцу понравился наш домик!

      После завтрака Коля Веснушкин деловито взял свою лопатку и грабельки и сказал:

   -  Бабушка, ну что же ты?

      Бабушка поглядела на внука, подняла брови.

   -  Ах да! – спохватилась бабушка. – я же обещала вам помочь вскопать землю и показать, как сажают цветы. Но у меня ещё столько дел по хозяйству! Просто рук не хватает.

   -  А хочешь, у тебя будет четыре руки? – засмеялся Коля.

   -  Это было бы неплохо, - улыбнулась бабушка. – Но только как это сделать?

   -  Очень просто, - сказал Коля и протянул свои руки. – Вот ещё две руки.

      Тут дело пошло очень быстро. Бабушка мыла посуду. Коля вытирал её полотенцем и ставил в шкаф. Все чашки и блюдца так и заблестели. Вот как Коля вытирал их! И главное – ничего не разбил.

   -  Спасибо, мой маленький помощник, - сказала бабушка.

Задания к тексту

  1. Чем Коля Веснушкин порадовал свою бабушку?

- Улыбнулся ей.

- Поговорил с ней.

- Помог ей.

  1. Как Коля помог бабушке?

- Поговорил с ней.

- Помыл посуду.

- Построил скворечник.

  1. Докажи словами из текста, что Коля работал с удовольствием.

__________________________________________________________

  1. Почему у бабушки и Коли дело пошло в два раза быстрее?

- Коля привёл друзей на подмогу.

- Бабушка стала работать в два раза быстрее.

- Коля предложил для работы две свои руки.

  1. Как ты помогаешь своей бабушке?

__________________________________________________________

  1. Какова тема текста?

___________________________________________________________

  1. Какова основная мысль текста?

___________________________________________________________

  1. Подчеркни в предложении «После завтрака Коля Веснушкин деловито взял свою лопатку и грабельки и сказал: - Бабушка, ну что же ты?» слово, помогающее понять, что Коля повзрослел и полюбил трудиться.
  2. Почему бабушка назвала себя волшебницей?

_____________________________________________________________

  1. Как ты понимаешь выражение «не хватает рук»?

_____________________________________________________________

  1. Подбери антонимы к словам:

прилетели - ________________

почистил - _________________

быстро - ___________________

  1. Подбери синонимы к словам:

прилетели - ________________

почистил - _________________

быстро - ___________________

  1. Какая птица строит гнездо из прутиков?

- Малиновка.

- Ласточка.

- Скворец.

  1. Почему рассказ называется «Румяные щёки»?

___________________________________________________________

3 класс

Е. Пермяк

Две пословицы

      Бережливым мальчиком Костя рос.

Даст ему мать денежку, Костя обязательно положит денежку в копилочку.

      А его дружок Федя – наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости – колбасы.

      Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилки пригоршню монет и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть?

      Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит – Голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

    -  Покажи мне, Голубь, дорогу! – просит Костя. – я тебе денежку дам.

      Голубь на это отвечает:

   -  Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

   -  А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

   -  Тогда другое дело, - говорит Голубь. – Покажу.

      Показал Голубь Косте дорогу. И тот пошёл. Идёт и видит: мост через реку снесло, а как брод найти – не знает. Вдруг смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

   -  Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ, иди, я тебе брод покажу.

      И показала.

      Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших, и и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

      Вдруг подбегает к нему Кудлатая Собака. Совсем чужая, незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:

   -  Не горюй! Жди меня тут.

      А у собак известно – нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

      Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что шепнула.

      Накупил Костя разных разностей, орехов, сладостей, семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и собак.

      Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:

   -  Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

      Тот глазам не верит:

   -  Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!

   -  Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

      Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что Собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

     «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

     «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Задания к тексту

  1. Определи тему данного текста - о чём текст?

- О дружбе.

- О жадности.

- О злости.

  1. Познакомься со значениями слова «беречь», данными В. Далем: «Беречь – хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чём; щадить, сберегать, копить; холить, отстаивать, безопасить; угощать». Как в слове «беречь» сочетаются два качества: хранить и угощать?

_____________________________________________________________

  1. Каким был Федя?

- Бережливым.

- Щедрым.

- Жадным.

  1. Каким был Костя?

- Бережливым.

- Щедрым.

- Жадным.

  1. Почему звери и птицы согласились помочь мальчику Косте?

- Он был добрый.

- Он был  их другом.

- Он был другом Феди.

  1. За что звери и птицы любили Федю?

- Он был добрый.

- Он был щедрый.

- Он был весёлый.

  1. Как Костя сумел стать добрым?

- Научила мама.

- Научили звери.

- Сам научился.

  1. Благодаря чему Костя научился ценить дружбу?

- Попал в трудные ситуации.

- Не выходил из дома.

- Мама научила.

  1. Как ты думаешь, что в жизни важнее?

- Деньги.

- Слава.

- Дружба.

  1. Что означает пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

__________________________________________________________

  1. Что означает слово «плотвичка»?

- Вид рыбы.

- Вид животных.

- Вид насекомых.

  1. Найди в тексте синоним к слову «друг».

___________________________________________________________

  1. Подбери антонимы к следующим словам:

добрый - ________________

радость - ________________

заблудился - _____________

  1. Какова основная мысль текста?

____________________________________________________________

  1. Определи тип текста.

____________________________________________________________

4 класс

А. Ашукин, М. Ашукина

Бей, но выслушай!

      Персидский царь Ксеркс во время войны с Грецией, после ряда побед, дошёл до последней оборонительной линии. Между государствами союзников, Афинами и Спартой произошло разногласие в вопрове о томЮ, кому поручить командование флотом.

      Спартанцы хотели, чтобы флотом командовал Еврибиад. Фемистокл, афинский стратег, убедил афинян согласиться, чтобы не ослабить дело защиты внутренними раздорами. Ведь раздоры среди друзей опаснее армии врагов.

      Командовать объединённым флотом был назначен Еврибиад. В ответственную минуту он проявил нерешительность. Персидский флот был втрое больше греческого и уже заранее апраздновал победу. Еврибиад хотел сохранить флот и отвести его.

Фемистокл пришёл в отчаяние. Он увидел слабость в позиции вражеского флота. Персы в узком проливе стояли, как в тисках, плотно прижавшись друг к другу, и не могли использовать своё численное превосходство. И Фемистокл, хотя это было вопреки обычаям, возразил Еврибиаду.

      Еврибиад, весь в гневе, произнёс:

   -  В общественных играх налагают наказание на тех, кто поднимается без приказа.

   -  Но никогда не венчают тех, кто отстаёт, - сохраняя спокойствие, возразил Фемистокл.

      Разъярённый Еврибиад хотел его ударить.

   -  Бей, но выслушай! – воскликнул Фемистокл.

      Еврибиад смутился и успокоился. Фемистоклу удалось убедить смутившегося Еврибиада в правильности своего плана, и греческий флот одержал блестящую морскую победу над персами в битве при Саламине. Персы потеряли большую часть флота. Флот растаял на глазах.

      Выражение Фемистокла «Бей, но выслушай!» стало крылатым; оно употребляется, когда хотят доводам самоуверенной силы противопоставить разумные доказательства.

Задания к тексту

  1. Кому принадлежит изречение «Бей, но выслушай!»?

- Ксерксу.

- Еврибиаду.

- Фемистоклу.

  1. Чего позволило добиться данное выражение?

- Успокоить человека.

- Разгневать человека.

- Развеселить человека.

  1. Укажи словами текста, в каких случаях употребляют выражение «Бей, но выслушай».

_____________________________________________________________

  1. В каком состоянии пребывал Еврибиад в момент принятия решения об исходе битвы?

- В состоянии покоя.

- В состоянии решительности.

- В гневе.

  1. Как ты оцениваешь поступок Фемистокла, осмелившегося перечить командующему флотом?

_____________________________________________________________

  1. Какое слабое место удалось выявить Фемистоклу в превосходящем по численности вражеском флоте?

_____________________________________________________________

  1. Какова тема текста?

_____________________________________________________________

  1. Какова основная мысль текста?

_____________________________________________________________

  1. Если ты видишь, что собеседник тебя не понимает, как нужно построить свой разговор с ним?

_____________________________________________________________

  1. Что позволило Фемистоклу убедить спартанца в правильности своего плана?

_____________________________________________________________

  1. Что означает выражение: «Спокойная речь»?

_____________________________________________________________

  1. Найди в тексте сравнение.

_____________________________________________________________

  1. Найди в тексте фразеологизм.

_____________________________________________________________

  1. Найди в тексте олицетворение.

_____________________________________________________________

  1. Подбери синонимы из текста к словам:

ссора – _______________

замешательство – ________________

прославлять – _______________

разозлённый - _______________

  1. Подбери антонимы из текста к словам:

разозлился - _______________

усилить - ________________

поражение - ________________

враг - __________________

  1. С какой интонацией произнёс Фемистокл убеждающую речь, в дальнейшем решившую исход битвы?

- Громко, решительно, спокойно.

- Тихо, нерешительно, нервно.

- Гневно, надрывно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Презентация Авторской программы факультативного курса "Юный конструктор"

В презентации представлены методологические основы и направленность авторской программы на обогащение, коррекцию и развитие сенсомоторных функций и интеллекта учащихся младших классов Специальных (кор...