Внеурочная деятельность по математике "Решение логических задач"
план-конспект занятия (1 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цель занятия: Учить решать логические задачи, развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_zadachi.docx31.56 КБ
Файл logicheskie_zadachi.pptx77.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по математике

«Решение логических задач»

Составила студентка 331 группы

Богданова Наталья Ивановна

МАОУ СОШ №  класс каб.

Дата проведения занятия: 03.11.20.

Смена     Номер урока

Начало урока: 16:00

ФИО преподавателя-методиста:

Кошель Екатерина Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                 

                                                                                       

Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме: «Решение логических задач»

Предмет

Внеурочная деятельность по математике

Учитель

Богданова Наталья Ивановна

Класс

1 класс

Тема занятия

Решение логических задач

Цель

Учить решать логические задачи, развивать логическое мышление.

Задачи занятия

Работать над формированием навыка решения логических задач;

Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность;

Воспитывать культуру общения.

Методы проведения занятия

Практические, словесные

Формы работы

Групповая, фронтальная

Оборудование и материалы

Мультимедиа

Планируемые образовательные результаты

Личностные

формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: 

 Умение строить рассуждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.

Предметные

Организационная структура урока

Этапы занятия

Деятельность учителя,

задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся .

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь

-Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы должны продолжить. Поэтому слушайте внимательно:

Математика пришла,

Занимай свои места.

Что от безделья не зевать,

Полезно голову…

Как вы понимаете выражение «голову ломать»? (Что значит голову ломать?)

- А для чего это нужно делать?

-Действительно, чтобы получить новые знания , быть на уроке успешным надо «ломать голову», т.е думать, рассуждать, анализировать.

-Как вы считаете, мы с вами сегодня будем «голову ломать»?

-Замечательно! Я надеюсь, что на занятии вы будете моими главными помощниками.

Здравствуйте.

Воспринимают стихотворение на слух

Ломать

Думать, рассуждать, анализировать, предлагать, находить, решать стараться, искать, пробовать

Чтобы прийти к каким-либо выводам, открывать новые знания, решать задачи, примеры.

Да, будем

Создать благоприятный настрой

  1. Основная часть

-Ребята, наверное ,всем вам хочется хорошо учиться: красиво и грамотно писать, быстро считать, а самое главное- уметь отвечать на сложные и необычные вопросы, а для этого надо постоянно тренировать память, речь, внимание. Всё, что я перечислила, изучает наука «Логика».

-Логика – наука о правильном мышлении. Искусство рассуждения. Наука здравомыслия. В любой науке логика служит одним из основных инструментов.

-Что помогает развивать логику?

-Как вы думаете с какими задачами мы будем знакомиться на этом занятие?

-В логических задачах нужно рассуждать, сравнивать, предполагать. К каждой логической задаче нужно подбирать свой способ решения.

-Для начала давайте разомнемся.

-Вам необходимо разделиться на 2 команды (Деление происходит по типу: (яблоко-апельсин)

-Чтобы решать логические задачи нужно быть очень внимательным. Но я уверена что вы вместе справитесь. Вы готовы?

- Посмотрите на экран. (слайд 1,2)

- Каждой команде задается вопрос, команда совещается и дает ответ. За правильный ответ вам начисляется балл. Если неправильно ответили, ход переходит команде соперников.

1. Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?

2. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?

3. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

4. В семье четверо детей: сестер столько , сколько и братьев. Сколько сестер в семье?

5. В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?

6. В пакете лежат красные и желтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 желтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?

7. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?

8. У Юры 3 кубика, у Сережы 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?

9. На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми?

10. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

-Все садимся на свои места 

Некоторые логические задачи легко решать с помощью таблицы, особенно если в задаче много данных. Попробуем решить следующую задачу, используя таблицу.

«У Димы, Сакена и Ромы кепки красного цвета, синего и зеленого цвета. У Димы кепка не красная. У Ромы не красная и не синяя. Какого цвета кепка у каждого мальчика?»

Таблицу составляем коллективно. Какие данные должны быть в таблице? (имена мальчиков и цвет кепки)

Следуя условию задачи (слайд 3)

У Димы кепка не красная – ставим в строке Дима минус на красную кепку. У Ромы и не красная и не синяя. Ставим в строку  Ромы минус красной и синей кепке. Тогда вывод у Ромы зеленая кепка. Тогда Сакену остается красная, так как в условии сказано, что у Димы не красная кепка. А Димы тогда синяя кепка.

Промежуточная рефлексия

-Ребята, что мы сейчас с вами делали?

-А для чего нам это нужно?

Воспринимают информацию на слух

Задачи на логику, упражнения на логику

С задачами на логику

Происходит деление на команды

Решают задачу и составляют таблицу:

 

красная

синяя

зеленая

Дима

-

+

 

Сакен

+

 

 

Рома

-

-

+

Работали в группе, решали задачи

Нам это пригодится дальше на занятии

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью

Умение строить рассуждения.

  1. Закрепление учебного материала

(Продолжается работа в группах)

Решение задач со слайда: (слайд 4)

1. Три мальчика готовили елочные игрушки к Новому году.

2. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работал каждый из них?

3.Из под ворот видно 12 щенячьих лап. Сколько щенят во дворе?

4.На одном дереве сидело 10 ворон. Мимо проходил охотник, выстрелил и убил 7 ворон. Сколько ворон осталось на дереве?

5. В первом и третьем классах учится одинаковое количество отличников. Во втором классе отличников в 2 раза больше, чем в первом классе. В каком классе больше всего отличников?

6. Шли два отца и два сына, нашли три яблока. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?

 (5 слайд)7. Дочка моложе матери на 20 лет. Сын-на 23 года. Кто страше-дочка или сын? На сколько лет?

8.  У Тани было 9 ленточек . Некоторые из них она разрезала на 2 части. Всего получилось 14 ленточек. Сколько ленточек разрезала Таня?

9. Через 5 лет Маша будет на 5 лет старше, чем Ира сейчас. Кто и на сколько старше сейчас?

3 часа

3

Ни одной, все улетели

Во втором классе

Это были дед, отец и сын.

Дочка старше на 3 года

5 ленточек

Сейчас маша также младше Иры на 2 года, поскольку разница в возрасте не изменяется с течением времени.

  1. Заключительная часть. Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что помогло нам решить эти задачи?

- Какая задача для вас была самой сложной?

- Самой интересной?

-Наше занятие закончилось. До свидания!

Мы научились решать логические задачи

До свидания!

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине? 2. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур? 3. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? 4. В семье четверо детей: сестер столько , сколько и братьев. Сколько сестер в семье? 5. В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине? 6. В пакете лежат красные и желтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 желтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете? У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? У Юры 3 кубика, у Сережы 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми? У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

Слайд 2

7. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? 8. У Юры 3 кубика, у Сережы 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? 9. На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми? 10 У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

Слайд 3

У Димы кепка не красная – ставим в строке Дима минус на красную кепку. У Ромы и не красная и не синяя. Ставим в строку Ромы минус красной и синей кепке. Тогда вывод у Ромы зеленая кепка. Тогда Сакену остается красная, так как в условии сказано, что у Димы не красная кепка. А Димы тогда синяя кепка.

Слайд 4

1. Три мальчика готовили елочные игрушки к Новому году. 2. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работал каждый из них? 3.Из под ворот видно 12 щенячьих лап. Сколько щенят во дворе? 4.На одном дереве сидело 10 ворон. Мимо проходил охотник, выстрелил и убил 7 ворон. Сколько ворон осталось на дереве? 5. В первом и третьем классах учится одинаковое количество отличников. Во втором классе отличников в 2 раза больше, чем в первом классе. В каком классе больше всего отличников? 6. Шли два отца и два сына, нашли три яблока. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?

Слайд 5

7. Дочка моложе матери на 20 лет. Сын-на 23 года. Кто страше -дочка или сын? На сколько лет? 8. У Тани было 9 ленточек . Некоторые из них она разрезала на 2 части. Всего получилось 14 ленточек. Сколько ленточек разрезала Таня? 9. Через 5 лет Маша будет на 5 лет старше, чем Ира сейчас. Кто и на сколько старше сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Теория решения изобретательных задач"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Теория решения изобретательных задач"...

Занятие по внеурочной деятельности на тему «Решение задач» в 3 классе

Цели Развитие логического мышления, памяти , внимания.Развитие способностей применять знания, полученные на уроках русского, английского языков и математики...

Программа внеурочной деятельности : «Учимся решать логические и комбинаторные задачи»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Учимся решать логические и комбинаторные задачи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"

Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...