Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»
план-конспект занятия (3 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx186.19 КБ
Файл frazeologizmy.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку

«Фразеологизмы о животных и растениях»

Составила студентка331 группы

Богданова Наталья Ивановна

МАОУ СОШ №класс 3  каб.

Дата проведения занятия: 01.12.20.

Смена Номер урока

Начало урока:

ФИО преподавателя-методиста:

Растворова Татьяна Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

        

План конспекта внеурочного занятия

Тема занятия: Фразеологизмы о животных и растениях

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений.

Задачи:

  1. Познакомить  учащихся со значением понятия «фразеологизм»
  2. Учить понимать и использовать фразеологизмы в речи
  3. Определить значение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений

Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу

стремиться к приобретению новых знаний

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

формулировать собственное мнение и позицию

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в группах;

Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в группах;

уметь проводить рефлексию собственной деятельности

Познавательные:

учить извлекать информацию о фразеологизмах из иллюстраций;

способствовать развитию умения аргументировать

Оборудование и материалы: мультимедиа (компьютер, проектор), наглядный материл (карточки с заданиями, фразеологический словарь.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Организационный этап

7 мин

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут  Наталья Ивановна и сегодня я  проведу у Вас внеурочное занятие по русскому языку.

-Вы готовы к нашему занятию?

Личностные:

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Актуализация

знаний

-Начинаем наше занятие, зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

-Все ли вам было понятно в моем пожелании?

-Давайте вместе разберем эти  интересные выражения в моем пожелании.

-(Имя ученика), что означает выражение «Зарубить себе на носу»?

-Все ли согласны с мнением (имя ученика)?

-Поднимите руки те, у кого есть другие предположения.

(Далее проводится аналогичная работа с другими выражениями)

-Что означает выражение «засучив рукава»?

-Какое значение имеет выражение «не падайте духом»?

-Какое значение имеет выражение «возьмите себя в руки»?

-Ребята, может кто-то знает, как называются эти необычные выражения?

-Верно.

Ответы детей

Запомнить

Усердно работать

Не унывать в случае неудачи

Работать сосредоточенно  

Фразеологизмы

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу

стремиться к приобретению новых знаний.

Основной этап Открытие нового знания

30 мин

Постановка темы урока

Первичная проверка понимания новых знаний

Проверка полученных знаний

Физминутка

Закрепление имеющихся новых знаний

Контроль усвоения новых знаний

-Ребята, сегодня у нас в гостях Баба-Яга (она будет появляться на слайдах) и она хочет испортить нам занятие, чтобы у нее не получилось, давайте будем внимательными и точными в ответах на вопросы и задания.

- Вот и первое испытание, которое она нам подготовила.

-Взгляните на слайд (1), определение понятия «фразеологизм» рассыпалось, вам необходимо его восстановить.

-Давайте проверим, правильно ли мы восстановили. (слайд 2)

-Молодцы, ребята, все правильно восстановили и справились с первым испытанием.

-Чем мы с вами сейчас занимались?

-А зачем мы это делали?

-С чем будет связано наше сегодняшнее занятие?

-Правильно, а именно мы будет говорить о фразеологизмах, которые связаны  с животными и растениями.

-Для следующего испытания я поделю вас на 2 команды, делить буду по типу животные-растения (учитель каждому ребенку по очереди говорит животное-растение-животное и т.д).

Команда животных присаживается за эту парту (учитель указывает), команда растений за эту (учитель указывает).

-Прежде чем начать работать, вспомним правила работы в группах:

1. Не баловаться

2. Не перебивать друг друга.

3. Не отвлекаться и не отвлекать других.

4. Не шуметь и не мешать другим группам

5. Активно работать в группе.

-Если, команды готовы к работе сделайте из рук «домик», вот таким образом (учитель показывает).

-Я вижу, что все готовы, тогда начинаем.

-Каждой команде даны листочки, на которых с одной стороны указаны устойчивые выражения, связанные с животными и растениями, а с другой стороны значения. Вам необходимо сопоставить устойчивое выражение с соответствующим значением. (в процессе проверки показ иллюстраций на слайдах)

1. Как огурчик-о человеке бодром, здоровом (слайд 3)

2. Медвежья услуга-услуга, приносящая вред вместе пользы. (слайд 4)

3.Медвежьи объятия -тяжелые и неловкие (слайд 5)

4. Денег куры не клюют- очень много (слайд 6)

5.Ворон считать- проявлять невнимательность (слайд 7)

6. Гусей дразнить-вызывать гнев (слайд 8)

7. На птичьих правах- без законных основаниях (слайд 9)

8. Курам на смех- о чем-то нелепом и глупом (слайд 10)

9. Проще пареной репы- простота чего-либо (слайд 11)

10. Яблоко раздора- повод для вражды и спора (слайд 12)

-Каждый участник из команды (учитель сам назначает), будет оглашать ответы, и мы все вместе будем проверять.

-Молодцы, ребята, справились и со вторым испытанием.

-Ребята, чем мы только что занимались?

-Сейчас встаньте из-за парт, проведем физкультминутку:

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

-Садимся, продолжаем.

-Ребята, каждой команде будут даны картинки, вы должны их подписать устойчивыми выражениями, то есть подобрать к ним соответствующий фразеологизм.

Давайте для примера разберем первую картинку.

(работа с иллюстрацией)

-Что изображено на картинке?

-Что она делает?

-Чем она пишет?

-Есть такой фразеологизм «как курица лапой», который означает писать некрасиво, неразборчиво.

-Дальше каждая команда работает самостоятельно. На это задание вам дается 7 мин.

hello_html_5fe736b4.jpg(как курица лапой)

hello_html_29525986.jpg(тянуть быка за рога)

hello_html_6aa81006.jpg(сесть в лужу)

hello_html_mf652501.jpg(заметать следы)

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B1%D0%BE-%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5-%D1%8F%D0%B1-%D0%BE%D0%BA%D0%BE-%D1%8F%D0%B1-%D0%BE%D0%BD%D0%B8-69430644.jpg(яблоко от яблоньки)

https://c.radikal.ru/c01/1904/2b/aef5edc0fb42.jpg(вбить осиновый кол)

https://garim-parim.ru/wp-content/uploads/2018/03/rayskiy_sad05.jpg(как выжатый лимон)

-Давайте послушаем, какие фразеологизмы у нас получились каждый участник из команды (учитель назначает уже других учащихся) по очереди называет фразеологизмы к картинкам.

(в случае, если ученики и с той и другой команды  неправильно называет фразеологизм, учитель говорит, что их фразеологизм интересный, но правильный вариант будет звучать так…)

-Ребята, вы молодцы, прошли испытания Бабы-Яги, но напоследокона вам подготовила творческое испытание.

Каждому участнику из команды дается фразеологизм  и он должен его изобразить схематически, но, чтобы было понятно, что изображено.

Фразеологизмы:

  1. Обезьяна с гранатой
  2. Как корова на льду
  3. Медвежьи объятья
  4. Тянуть кота за хвост
  5. Когда рак на горе свиснет
  6. Черная кошка пробежала
  7. Яблоко от яблони
  8. Как выжатый лимон

-Поднимите ваши рисунки над головой, я посмотрю, что у вас получилось.

-Ребята, вы молодцы, справились и с этим испытанием.

Восстанавливают определение со слайда

Проверяют правильность восстановления определения понятия.

Восстановили определение понятия «Фразеологизм»

-Мы это делали, чтобы вспомнить, что означает это понятие.

С фразеологизмами

Рассаживаются по командам

Вспоминают правила работы в группах

Изображают «домик» из рук

Работают на листочках

Проверяют правильность выполнения

Мы сопоставляли фразеологизм и его значение

Выполняют физкультминутку

Курица

Пишет

Лапой

Подбирают фразеологизмы к картинкам

Озвучивают фразеологизмы

Выполняют рисунок к фразеологизму

Поднимают рисунки над головой

Словесный метод

Прием:  «Собери определение»

Наглядный метод

Прием: самостоятельная работа;

Словесное рисование

Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в группах;

Коммуникативные:

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в группах;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные:

способствовать развитию умения аргументировать

Познавательные:

Учить извлекать информацию о фразеологизмах из иллюстраций;

Рефлексия

5 мин

-Наше занятие подходит к концу.

-Баба-Яга расстроилась, что не смогла испортить нам занятие, ведь мы все выполнили правильно и точно, поэтому она хочет вернуться в сказку, но не может, так как метла ее сломалась.

(на доске висит плакат с Бабой-Ягой).

-У вас на партах есть изображение метлы , напишите на ней  что на занятие было трудным, интересным, неинтересным или фразеологизм, который вам больше всего запомнился. Далее по 2 человека выходят, зачитывают и клеят метлу рядом с Бабой-Ягой.

 -На этом наше занятие закончилось. До свидания (слайд 12)

Регулятивные:

Уметь проводить рефлексию собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы - устойчивое близкие лексическому сочетание слов одному по значению слову

Слайд 2

Фразеологизмы -устойчивые сочетния слов, близкие по лексическому значению одному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».

Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся.                           3.   Воспитание интереса к...

Занятие по русскому языку"Фразеологизмы".

Занятие по курсу "Занимательный русский язык"....

Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс

Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс «Тайны нашего языка!»

Углублять знания обучающихся по русскому языку; развивать творческие и сценические способности детей; воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету, родному языку.обобщить знания, усвоенные учащи...

Внеурочное занятие по русскому языку "Тайны русского языка"

Занятие по русскому языку, направлено на актуализацию знаний....