Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива
методическая разработка (4 класс)
Мастер-класс по развитию речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов театральных объединений и коллективов
«Использование принципов интеграция на занятиях по театрализованной деятельности»
или
«Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Коронова Ольга Николаевна, ПДО ДДТ «Юность», коллективу 5 лет, и только в этом учебном году мы стали проводить занятия с живым музыкальным сопровождением. И в этом нам помогает концертмейстер - Самойленко Наталья Владимировна. При помощи музыки преодолеваются речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация)
И уже видны первые результаты: дети стали лучше слушать и слышать, стало развиваться чувство ритма. На занятиях с концертмейстером мы учимся извлекать свободный, не зажатый звук, разрабатываем органы речи для четкого произношения. Обязательно используем интонацию – именно она эмоционально обогащает слова, усиливает их значение, привлекает внимание слушателей.
Сегодня я хочу поделиться с вами, тем как мы работаем над развитием речевой деятельности воспитанников театрального коллектива с помощью музыки.
- Занятие начинаем с дыхательной гимнастики и упражнений на опору дыхания. Чтобы успокоиться, насытить легкие кислородом, увеличить их объем, улучшить кровообращение, настроиться на позитивную работу.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Повороты головы.
Ушки.
Малый маятник: наклоны головы.
Обними плечи.
Кошка (лапки, повороты в стороны).
Насос.
Большой маятник (насос + обними плечи).
- Без сопровождения, на животе прорабатываем согласные звуки С-с-с – з-з-з
П-п-п – б-б-б
Затем разогреваем связки музыкальными распевками.
- Прорабатываем гласные звуки и-и-и с музыкальным сопровождением
- Подключаем эмоции и интонационную окраску
Еля-еля теля, теля, теля
Недомеля-меля-меля,
Перемеля-меля-меля,
Растетеря-теря, теря.
С младшими детками поем в разных образах:
Медведь – медленно, неуклюже, протяжно…
Заяц – (прыгая на скакалке) поем легко, прыгуче,
Со старшими – с разными интонациями. Антон Семенович Макаренко говорил, что он стал считать себя мастером когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 18 разными интонациями. Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничтожительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, уничижительным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.д.
Также используем музыкально-ритмические разминки не только для развитие речи, но и на внимательность, на выработку умения сосредоточится, умения слышать и слушать.
«Чепуховая считалка»
1 группа | 2 группа | 3 группа |
На огне в чугуне жабы квакают во сне А на сковородке квакают селедки. | ||
Распевает колбаса сразу на три голоса Подпевает ей батон, кто не слышит – | Батон - батон | Кренделек - сушка |
Выйди вон |
Использование музыкального сопровождения при говорении и проговаривании скороговорок и чистоговорок.
Показываю:
Карл у Клары украл кораллы
Клара у Карла украла кларнет.
А теперь с вами. Разделимся на две команды.
Бык тупогуб тупогубенький бычок
У быка бела губа была тупа.
Жили были два китайца,
Як – Цедрак и Як - Цедрони,
Жили были три китайки
Цыпа, Дрипа, Дримпампони.
Я говорю, пока Наташа готовится к «Шляпе».
Использую музыку при разучивании роли. Перевоплощаясь, например, в кошек или курицу (например «Кошкин дом»), учимся правильно, попадая в ноты мяукать, мурлыкать, кудахтать.
Поющие распевки мурррр-ррр, для роли Кота Василия.
Использование музыки помогает перестроить, подстроить свой голос под тот или иной образ.
Показывая на инструменте, как петь мягко, остро, что такое «точка». Наглядно дети воспринимают и понимают это лучше.
После распевок, речевых упражнений, мы переходим к музыкально – игровым этюдам.
«А у меня есть шляпа»
А у меня есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля
И у тебя есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля
Мы головой мотали
И шляпы все упали…
Упали наши шляпы тра-ля-ля-ля-ля-ля
Разбираем образ: Кто я (девочка, старики, военный…)
Почему, откуда у меня появилась шляпа (купил, нашел)
Какая шляпа (новая, старая)
Именно из этих составляющих и складывается образ, появляется действие, движения, интонация, мимика…
Финал
Дорогие коллеги, уже друзья. Спасибо вам за творчество, фантазию и активное участие в мастер-классе. Надеюсь, вы взяли что-нибудь для себя полезное…
И закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами немецкого композитора и педагога Карла Орфа: «Всякий музыкальный звук влечет за собой слово и движение. Всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слова».
Спасибо за внимание, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425464-1395829773.jpg)
Сценарий для театрального коллектива.
Знакомая с детства сказка " Колобок" представлена более музыкальной и современной. Сценарий имеет много песен, детям нравится показывать сказку по-новому....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239196-1365510203.jpg)
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840219-1477916357.jpg)
Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.
Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493069-1412617517.jpg)
«Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Развитие речи обучающихся происходит на материале УНТ курского края, который даёт возможность не только расшить кругозор, обогатить словарь, а прикоснуться к историческому прошлому народа, воспитывать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493069-1412617517.jpg)
Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности по средствам краеведческого материала
Краеведческий материал по УНТ для начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/11/picture-1313623-1710183493.jpg)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.
Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-814503-1473776908.jpg)
Рекомендации родителям по развитию речевой культуры ребенка.
Хорошая речь - залог успешной учебы ребенка в школе. В данном материале даны рекомендации родителям по развитию устной речи детей....