Рекомендации родителям по развитию речевой культуры ребенка.
статья по логопедии (1 класс)

Квашенко Наталья Васильевна

Хорошая речь - залог успешной учебы ребенка в школе. В данном материале даны рекомендации родителям по развитию устной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_rechevoy_kultury_.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:

развитие и воспитание речевой культуры детей.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Но основы культуры речи должны закладываться в семье.

С нарушениями речи трудно бороться, поэтому важно, что и в каком состоянии воспримет слух ребенка в наиболее благоприятные годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позже строится вся его речь. Это должны помнить родители и все те, кто окружает ребенка.

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте. Навыки правильной речи прививаются прежде всего в семье.

Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но важнейшим периодом его развития является период младенчества, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи.

Культуре речи нужно учить прежде всего путем примера. Слышит ребенок правильную речь, четко и ясно воспринимает её - мало-помалу хорошие навыки приобретают мощную силу привычки. Если ухо ребенка воспринимает какой-нибудь неправильный диалект, то или иное неправильно произнесенное слово, то незаметно последнее становится его второй привычкой.

Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков. Нельзя допускать в общении с детьми искажения слов, слова всегда должны звучать правильно, как по звуковому составу, так и по форме. Нужно прислушиваться, правильно ли звучит вопрос ребенка, а потом на него отвечать.

 В разговоре с детьми родители должны учитывать уровень их языка, но вместе с тем их собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложения, богатой по словарю, выразительной по интонации. Детей следует приучать говорить настолько ясно, чтобы слушатели понимали каждое слово. Нужна целенаправленная последовательная работа по развитию устной речи ребенка с использованием народного творчества, обычаев, традиций, определенных природных и исторических особенностей своего края.

Если бы родители понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет словесное общение с ними, они находили бы больше времени для разговоров со своими детьми.

Зачастую родители возлагают основную ответственность за становление речи своих детей на школу. По этому поводу я хочу представить одну замечательную притчу.

«К одному богачу пришел голодный нищий. Богач велел дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. Услышав утвердительный ответ, он приказал дать нищему еще и мяса. Тот съел все дочиста и на вопрос богача снова ответил, что наелся. Тогда ему принесли кувшин молока, который тут же был выпит до дна. Богач засмеялся и спросил: «Зачем же ты говорил, что сыт, если не прочь был поесть и еще?»В ответ нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями. «Полон ли кувшин?» - спросил он богача. – «Конечно», - ответил тот. В промежутки между камнями нищий насыпал, сколько мог, песку, и спросил снова: «Теперь полон?» - «Ну, теперь-то уж наверняка!» - воскликнул богач. Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в третий раз.

Учитель, конечно, может наполнить душу и разум ребенка многими хорошими и полезными вещами, но «камни», положенные вначале, ведь останутся.

Семья является той ареной, на которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной устной и письменной речи. Простая понятная песня, сказка, образно и увлекательно рассказанная где-нибудь на диване, отчетливо прочитанные стихотворение или рассказ бесспорно принесут пользу. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают возможность перенимать произносительные нормы. Очень важно, чтобы родители осознавали, что язык является главным предметом в деле воспитания, поняли значение особой роли и ответственности в деле развития речи подрастающего поколения.

Несколько советов родителям:

  •  Читайте больше сами и приучайте к чтению детей.

Желательно иметь в семье хотя бы небольшую детскую библиотеку. Сейчас такое большое внимание все уделяют интернету, телевидению, радио, что на книгу просто почти не остается времени и желания. А ведь чтение хороших книг: романов и поэзии, научной литературы, журналов и газет, как раз и помогает развить необходимую грамотность речи. Все перечисленное - это важный источник для пополнения словарного запаса.

Когда человек читает внимательно книги, то он тоже учится тому, как правильно построить фразу, узнает новые, незнакомые слова. Важно только, чтобы чтение книг было не тяжелой, изнурительной обязанностью, а приносило радость и удовольствие.

Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Читать с ребёнком необходимо каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить или пересказать отрывок.

  • Находите и используйте в своей речи новые слова.

Если вам встречается новое слово, постарайтесь выяснить его происхождение или хотя бы значение. Если вы в своей речи будете употреблять новые слова, предварительно понимая, что они обозначают, то это позволит вам быстрее запоминать их и использовать в своей речи. Но не стоит и полностью забивать свою речь непонятными, трудными словами.

  • Не стесняйтесь обращаться к помощи словаря.

Использовать словари можно не только для того, чтобы узнать значение и происхождение непонятного слова. Используйте словари и для того, чтобы подобрать к словам синонимы и антонимы, правильно поставить ударение в словах.

  • Работайте над грамотностью письменной речи.

Редактируйте свои тексты. Когда вы что-то пишете, даже sms, общаетесь в интернете, вдумывайтесь и анализируйте: будет ли понятно то, что вы написали, можно ли сформулировать вашу мысль короче и четче.

  • Играйте с детьми в развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы, они тоже могут значительно повысить ваш словарный запас.
  • Попробуйте записать на аудио свою речь. Так вы услышите, сколько речевых ошибок вы допускаете, правильно ли строите предложения, не засоряете ли речь словами - паразитами, правильно ли ставите ударения.

В семье, где высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, где можно слышать четкое, образное художественное слово, речь ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников.

Рекомендации   родителям  по  развитию          правильных  речевых  навыков  у  младших  школьников....

Рекомендации родителям по развитию способностей у ребенка

Не секрет, что многие родители, желающие как можно лучше подготовить своего малыша к школе, стараются, в первую очередь, научить его читать и считать. Так вот, НЕ НУЖНО с трех лет учить ребенка читать...

Рекомендации родителям по развитию систематического чтения ребенка

Уважаемые родители!Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать,  если ребенок не любит читать.Учтите эти добрые советы, и...

Рекомендации родителям по развитию речевых навыков.

Выступление на родительском собрании на тему "Основные требования к речевому развитию будущих первоклассников"....

Практические рекомендации родителям по развитию речевых навыков у ребёнка.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда ...

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...

Рекомендации родителям по развитию речевых навыков

Речевые навыки – это показатель уровня мышления человека. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова используе...