Шахматы в школе.
методическая разработка (2 класс)

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом шахматы формируют не только когнитивные способности, но способствуют и достижению личностных и метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Lines\j0115875.gif

Шахматы в начальной школе. Формы, методы и приёмы работы.

                                      "Шахматы - это по форме игра,

 по содержанию - искусство,

   а по трудности овладения игрой - это наука".

Т. В. Петросян

Шахматы – очень древняя игра. Когда-то это была игра королей и царей, а теперь шахматы – игра миллионов людей на всех континентах.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева убеждена, что в школе должны играть в шахматы, так как эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Проект «Шахматы в школе» реализуется по всей России.  

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий является деятельность самих учащихся, здесь они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы  развивают когнитивные функции младших школьников и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Шахматы в начальной школе положительно влияют и на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Перед учителем стоят следующие задачи:

 1. Обучить правилам игры в шахматы

 2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

 3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

На занятиях дети могут узнать: 1)терминологию 2) названия шахматных фигур.

Дети могут научиться:.1)ориентироваться на шахматной доске 2) правильно помещать шахматную доску между партнерами 3)различать горизонталь, вертикаль, диагональ  4)объявлять шах и мат 5) решать элементарные шахматные задачи.

    Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год,  2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).                                                                                                                                      Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.                                                                                                                                                    Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). В работе необходимо придерживаться продуктивных и частично-поисковых принципов обучения.                                                                                                                                      

Структура занятия должна включать в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых и проблемных ситуаций.

                                                                                                                                     

Организационно-педагогические условия. Занятия должны проводиться в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок, занятия должны проводиться в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.

 Для обучения  игре в шахматы во внеурочной деятельности можно использовать программу факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющую гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».  

Учебно-методический комплект  «Шахматы – школе» включает в себя несколько пособий, это первые в мировой практике шахматные пособия для учителей начальных классов, не обладающих большими знаниями в области шахмат.

Первое пособие Игоря  Георгиевича Сухина  называется  « Шахматы, первый год, или Учусь и учу». В пособии подробно изложена методика проведения каждого урока. В начале каждой главы-урока учителю объясняются необходимые шахматные сведения. Обилие в пособии занимательных заданий, увлекательных дидактических игр позволит педагогу сделать каждое занятие праздником для ребят. Книга адресована учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада, тренерам-преподавателям, а также родителям.

 Первое занятие лучше посвятить рассказу о происхождении шахмат – шахматной легенде, адаптированной под возраст обучающихся.

На втором занятии объяснить, что доска – это поле боя, а фигуры – войска. Рассказать, чем занимается в армии каждая фигура. Пешки – это пехота, кони – конница, слоны – это войско на слонах, ладьи – лодки, ферзь – полководец, король – генерал.

Далее по одному занятию посвятить каждой фигуре. Разобрать подробно, как они ходят и «съедают» врагов. Стараться преподнести все это в интересной форме.                             Например, можно рассказать сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем.                                                                                                                                              На следующем уроке выучить правильную расстановку фигур. Если ребёнок затрудняется расставить фигуры на последующем занятии, можно сделать это с подсказками, помочь ему.                                                                                                                                      

Чтобы закрепить знания о фигурах, сыграйте в игры: «Волшебный мешочек» (пусть ребенок на ощупь определит, какую фигуру он вытащил); «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое). Эстафета. Можно провести эстафету – кто быстрее и правильней расставит фигуры. Можно нарисовать, слепить шахматные войска, придумать другие задания.

Потом объясните правила игры, понятия шах, мат, сильный ход. Ребёнок должен понять, что в шахматах не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.                                                          Сыграйте первую партию. До этого можно играть ограниченным числом фигур – теми, чьи ходы вы уже изучили.

Ребенку нужно доступно объяснить основы стратегии, которые должен знать каждый шахматист.                                                                                                                                             Всегда думайте о защите своего короля. Если он попадется «в ловушку», партия закончится. Поэтому, даже нападая на фигуры соперника, позаботьтесь о безопасности своей главной фигуры. Например, сделайте рокировку и спрячьте ее в угол доски.                        Не «зевайте» фигуры – не отдавайте их просто так.

Каждая фигура имеет определенную цену, о которой нужно рассказать ребенку: Пешка стоит 1 очко;                                                                                                                                                  Конь и слон – по 3 очка;                                                                                                                          Ладья – 5 очков;                                                                                                                                   Ферзь – 9 очков;                                                                                                                                       Король бесценен, ведь если ему мат, партия заканчивается.                                                             Ребёнку можно показать цену фигур на примере пешек или любых других вещей – например, конь стоит 3 пешки, ладья – 5 пешек.

В качестве материального обеспечения ведения полноценных шахматных уроков в начальной школе необходим достаточно недорогой инвентарь: это, конечно, комплекты шахмат (желательно один комплект на двоих учащихся), очень хорошим, проверенным и нужным способом ведения занятий по шахматам является показ и объяснения  на магнитной  большой демонстрационной шахматной доске. Именно эта магнитная шахматная доска является главным инструментом  на начальной стадии обучения шахматам начинающих. Необходимо добавить, что на занятиях по шахматам не обойтись без тетради, желательно в клетку, для записи учебного материала.  

С 1994 года по 2011 год данный курс прошёл апробацию в нескольких регионах, включая и Республику Татарстан. Хочу рассказать об эксперименте, который проводился в гимназии № 11 города Лениногорска . Перед началом очередного учебного года, учителя, прошли обучение по теме «Использование межпредметных связей для ознакомления с шахматной игрой в первых классах общеобразовательных школ». Учителя не были знакомы с нюансами шахматной игры, но все они были опытными педагогами, сделавшими уже не один выпуск из начальной школы.

Идея заключалась в том, чтобы в каждый стандартный урок вкрапливать небольшую информацию о шахматах, а во время внеурочной деятельности закреплять тему шахмат. Был подготовлен календарно-тематический план по всем предметным областям (математика, обучение грамоте, чтение, окружающий мир, технология, музыка, физическая культура, изо) и всем направлениям внеурочной деятельности, изготовлены раздаточные материалы, дидактические пособия.

Вот пример цикла для изучения понятия «Шахматный конь». При изучении звука «К» на уроке чтения при показе слов, начинающихся со звука «К», демонстрировался шахматный конь. На уроке физкультуры дети прыгали ходом шахматного коня на заранее изготовленном шахматном поле (обычный баннер, раскрашенный под шахматную доску). На уроке пения разучивался стишок про шахматного коня, на уроке рисования его рисовали, а на шахматном празднике (внеурочная деятельность) кто-то из детей изображал этого коня. Можно придумать очень много связок и для шахматно-математических тем, напр. формулу 3+3=6 можно иллюстрировать на классной доске магнитными шахматными фигурами Конь + Слон = Ладья + Пешка.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты – хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Lines\j0115875.gif

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе", первый год обучения в школе....

Шахматы в школе.

Изучение шахмат как предмета в школе....

Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)

Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»

Программа  внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...