Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
рабочая программа (1 класс) на тему

Перевертова Светлана Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_1_klassa_shahmaty_v_shkole.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»

Учитель: Перевертова Светлана Викторовна

Учебный год: 2017-2018

 Класс 1-б

Количество часов по учебному плану за год

33

в т.ч.

I полугодие

16

II полугодие

17


Пояснительная записка

Программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – в школе», автор Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю  ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут в Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

 Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать  выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определённые результатов: личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Курс внеурочной деятельности  – характеризует умение и опыт обучающихся, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения.

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года  обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
  • диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
  • под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
  • совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи в один ход;
  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;
  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
  • овладеть способом «взятия на проходе»;
  • записывать шахматную партию;
  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

                                               

  КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «Шахматы в школе»

Содержание курса

Количество часов, в том числе

Формы организации и виды деятельности

теория

практика

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во  время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

Беседа о ТБ Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей

 возникновения данного понятия и шахматной игры в целом.

1

1

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

1

1

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

1

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх

1

1

Диагональ.

Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием

«диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных

играх.

1

1

Волшебная шахматная доска.

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных

полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных

играх.

1

1

Ладья.

Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в

начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх

1

1

Слон.

Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой

шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции,

объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон,

закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

1

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной

позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

1

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня

в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и

взятие, закрепление.

 1

1

Пешка.

Знакомство с пешкой, место расположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Король.

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Знакомство расстановкой шахматных фигур в начальной позиции, месторасположением короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Ценность фигур.

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Шахматная нотация. 

Знакомство с обозначением вертикалей, горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Шах и защита от шаха.

 Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Мат.

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх

1

1

.

Пат, ничья.

Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Рокировка.

Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Взятие на проходе.

Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Превращение пешки.

 Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

 Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Мат ферзём и королём одинокому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Как начинать партию: дебют.

 Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания

1

1

Ошибочные ходы в начале партии.

Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Тактические приёмы.

Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Правила поведения соперников во время игры.

Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

История шахмат.

 Знакомство с историей возникновения шахмат, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

1

Три стадии шахматной партии.

 Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх. Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир. Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир

Решение заданий, игровая практика.

1

1

Спортивно - шахматный  праздник.

 Решение заданий, игровая

практика

1

1

Тематическое планирование    1-б класс

№ п/п

Дата,

класс

Тема

занятия

Корректировка

планируемая

фактическая

1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во  время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

2

Шахматная доска.

 

3

Горизонталь.

4

Вертикаль.

5

Диагональ.

6

Волшебная шахматная доска.

7

Ладья.

8

Слон.

9

Ферзь

10

Конь.

11

Пешка.

12

Король.

13

Шахматные фигуры и начальная позиция.

14

Ценность фигур.

15

Шахматная нотация.

16

Шах и защита от шаха.

17

Мат.

18

Пат, ничья.

19

Рокировка.

20

Взятие на проходе.

21

Превращение пешки.

22

Мат двумя ладьями одинокому королю.

23

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

24

Мат ферзём и королём одинокому королю.

25

Как начинать партию: дебют.

26

Ошибочные ходы в начале партии.

27

Тактические приёмы.

28

Правила поведения соперников во время игры.

29

История шахмат.

30

Три стадии шахматной партии.

31

Шахматный турнир.

32

Шахматный турнир.

33

Спортивно - шахматный праздник.

Литература

  1. Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.
  2. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  7. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  8. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  9. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  10. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  13. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
  14. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
  15. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
  16. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
  17. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
  18. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
  19. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
  20. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Программа внеурочной деятельности «Наша школа наш дом»

Актуальность программы  «Наша школа - наш дом» связана с  особым этапом в жизни ребёнка: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя школа", 4 класс на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в е...

рабочая программа внеурочной деятельности (кружок "школа волшебников)

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "школа волшебников"  разработана и составлена  в соответствии с ФГОС....

Программа внеурочной деятельности "В школу с улыбкой"

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального государственного образова...

Программа внеурочной деятельности Шахматы - школе

Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств ли...