Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Корованенко Ольга Николаевна

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.

Цель программы: помочь ребенку в успешной адаптации к. школе и полноценном включении его в целостный педагогический процесс.

Программа включает в себя занятия- встречи со сказками-метафорами Панфиловой М.А. «Лесные» сказки раскрывают пять основных тем для первоклассников: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Вашему вниманию представлено одно из занятий , раскрывающее тему школьных конфликтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие дружная страна77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №148

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Михалёва Василия Павловича г.о. Самара

Методическая разработка

 занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа».

Тема занятия: «Дружная страна»

Работа выполнена

 педагогом-психологом

МБОУ СОШ№148 г.о.Самара

Корованенко О.Н.

Самара-2014

Тема урока  Дружная страна

Тип урока  -     комбинированный урок.

Цель урока - создание условий  для принятия первоклассниками моральных норм поведения, повышения уровня осознанности в межличностных отношениях, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

-

Планируемый результат:

Предметные умения:

Речевые умения:  

- объяснять лексическое значение слова

Личностные УУД:

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группе;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

  Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Ключевые компетенции:

  • коммуникативная;
  • информационная.

Оборудование:  интерактивная доска Smart Board (презентация), картинки с изображением животных, альбомы, цветные карандаши, песочница, игрушки маленького размера

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный этап

Доброжелательные, прилежные, опрятные ученики 1А класса готовы к уроку, приветствуют  учителя. Здравствуйте, ребята!

Предлагаю поприветствовать своих одноклассников в нашей игре «Атомы и молекулы». Ребята, напомните правила игры.

 

Приветствие «- Здравствуй Друг!

- Как дела?

 - Где ты был?

- Я скучал!

- Ты пришел!

-  Хорошо!

Молодцы, теперь мы снова превращаемся в учеников 1А класса. Каждый занимает свое рабочее место.

Открываем альбомы.

Ребята, какое у вас сейчас настроение? Выберите карандаш того цвета, который бы подходил к вашему настроению и нарисуйте соответствующую геометрическую фиг. В левом верхнем углу альбома.

Учащиеся приветствуют учителя стоя.

Ребята вспоминают правила

  1. Участники общаются без слов.
  2. Передвигаясь по классу, нельзя толкаться, бегать.
  3. Нельзя отбирать у одноклассников пару.

(Рукопожатие)

(Аккуратно за ухо трогают др.др.)            

(Аккуратно прикасаются до плеча др.др.)

(Правая рука на сердце)

(Руки в стороны, открывают объятия )

(Заключают др.др. в объятия)

Дети занимают свои места за партами, открывают альбомы.

Ребята выбирают цветной карандаш и одну из геометрических фигур ▲●■▌

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-уметь бережно относиться к одноклассникам;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

предметные:

-уметь правильно называть геометрические фигуры

Актуализация  опорных знаний. Мотивация учащихся.

-Ребята, как называются наши уроки?

-Кто же сегодня будет героями нашей истории из жизни лесных зверей?

-Догадайтесь – отгадайте загадки:

Она умеет рассмешить
И с ребятами дружить! Иногда схитрит немножко, эта рыжая плутовка! (Лисичка)

Любит прыгать, веселиться
И убираться мастерица! Стала книги и тетрадь, аккуратно убирать (Белочка)

Друг наш очень добрый,
Сильный и спокойный! Любит очень сладкий мед, с зайцем он за ним идет (Медвежонок)

Смог он злинки победить
И за яблоко простить! (Волчонок)

Очень часто он грустил, никому он был не мил, зверь опасен, он в иголках, хоть и добрый и не колок (ежик)

Этот зверь ушаст, не смел, но конфету друга съел, и осилил много дел! (Зайчонок)

Про улыбку рассказал
И конфету Зайцу дал! Он помощник для друзей, всех лесных зверей храбрее (Енот)

Аккуратна и мила, в школу позже всех пришла, обижаться перестала,
С Белкой весело играла! (Кошечка)

Он пищал как соловей, думал – всех зверей умнее Хвастать, спорить он любил,
Стал сейчас совсем другим! (Мышонок)

Он и учит, и играет,
И от бед всех защищает,
Сказки сказывать хорош,
Дорогой учитель... (Еж)

-Лесная школа

-Лисичка, медвежонок, волчонок, белочка и зайчонок, енот, мышонок, кошка, лисичка

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Освоение нового материала

В Лесной школе все почувствовали наступление весны. Ветерок приносил в класс запахи первых весенних цветов. Солнечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая учеников от серьезных занятий.

                Медвежонок все время приставал на переменах к товарищам с задиристыми играми. Ну уж очень хотелось ему размяться, побороться и поваляться. А звери опасались его неуклюжести и тяжелой лапы. Другим ученикам тоже хотелось чего-нибудь веселого и озорного. Учитель Еж понимал это и прощал активную возню на перемене.

                 Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно «осалил» Волчонка.

- Как вы понимаете значение слова «осалил»?

Волчонку было очень больно, но он сдержался, не заплакал, а только потирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, но не подошел к нему извиниться, а продолжал игру как ни в чем не бывало. Вдруг упала Белочка: ее толкнул Медвежонок. И опять не извинился. Белочка стала возмущаться.

— Опять ты скандалишь, Белочка?! — заявил ей Медвежонок.

— Я не скандалю, я прошу, чтобы ты извинился и не толкался больше. Мне больно!

— Тоже мне, девчонка-неженка, вот я Волчонка нечаянно ударил, он даже не охнул, настоящий мужской характер. А все девчонки — противные, капризные плаксы!

— Что?! — возмутились девочки. — А вы, мальчишки, глупые и злые, только «двойки» получаете и в футбол гоняете!

Поднялся шум. Сколько несправедливых и обидных прозвищ услышали звери друг от друга! Девочкам легко удавалось придумывать обидные прозвища, которые задевали мальчиков за живое. Мальчишкам хотелось сразу броситься в драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали: «Ну, мы им покажем!»

Мальчики больше не играли с девочками.

-После ссоры на какие группы разделились звери?Кто с кем был в одной команде?

А если вдруг Зайчонку хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек угрожающе ему кричал: «Эй ты, девчонка!» Зайчонок с грустью возвращался к другим, «мужским», развлечениям.

-Ребята, а как в вашем классе общаются мальчики и девочки?

-Ребята, а что больше всего любят мальчики?девочки? Предлагаю вам обсудить в парах. (звучит песня «Из чего же, из чего же сделаны наши…)

А тем временем нашим школьникам было дано задание подготовить концерт для родителей.

— Пусть девчонки трудятся, раз они такие умные, — проворчал Медвежонок.

               Девочки не отказались и подготовили спектакль «Сказка о стране Неделя».

              В одной стране жили семь маленьких волшебников. Они были очень добрыми. Этими волшебниками были мальчики и девочки: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Они помогали друг другу, вместе веселились и отдыхали. Мальчики и девочки никогда не ссорились. Ведь в спорах они могли потерять свою волшебную силу, и тогда бы страна Неделя погибла. Чтобы сохранить мир и покой, друзья были внимательны друг к другу, умели договариваться и объясняться, уважали себя и других, не показывали, кто из них лучший. Ведь какая Неделя без девочек: Среды, Пятницы, Субботы, или без мальчиков: Понедельника, Вторника, Четверга, Воскресенья. Все они были важными и нужными в этой волшебной стране.

-Ребята, в правильном порядке расположены дни недели?

-Молодцы, ребята!

Физкультминутка «Нехотелка»

Ребята внимательно слушают педагога.

«Ударил»

К доске выходит ученик и делит их на команды?

Мальчики и девочки: енот, заяц, волк, медвежонок, ёжик И кошка, белочка, лисичка

Не все девочки хотят дружить с мальчиками, потому что они любят подраться…,мальчики не всегда играют с девочками…

Работа в парах. После обсуждения 2-3 пары высказывают свое мнение классу.

К доске выходит ребёнок и расставляет в нужной последовательности дни недели: пн,вт,ср,чт,птн,сб,вс

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-овладевать умением прогнозировать

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

- слушать и понимать речь других;

Применение знаний в жизненных ситуациях

Работа в кругу.

-Ребята, сейчас я вас приглашаю присесть в небольшой круг, вокруг песочницы. Предлагаю вам придумать совместную историю, работаем дружно мальчики и девочки. Каждый из вас по очереди выберет себе 1 фигурку понравившуюся, поместит её в любом месте песочницы и 1 скажет одно предложение. Т.о. получится у нас своя сказка.

-Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать в этой игре?

-Как назовете сказку?

-брать только одну фигурку ,по очереди

-слушать внимательно одноклассников,

-пока другие говорят, игрушками не играть.

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:

- контролировать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Подведение итогов, резюмирование

-Ребята, сегодня мы с вами поговорили о дружбе между мальчиками и девочками. Как вы считаете, могут ли мальчики прожить без девочек? А девочки без мальчиков?

-Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, но врозь им было бы скучно жить: мальчики очень сильные, ловкие, смелые, а девочки – весёлые и заботливые.

-Хочется похвалить за активную работу следующих учеников….

Очень скучно было бы жить – мальчики шустрые, смелые защитники, а девочки – веселые фантазерки

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Рефлексия

-Ребята, а сейчас какого цвета ваше настроение и какой формы? Нарисуйте фигуру рядом с первой фигурой.

-Спасибо всем, на этом наше занятие закончилось, до свидания

Ребята выбирают цветной карандаш и одну из геометрических фигур ▲●■▌

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;