Программа внеурочной деятельности «Наша школа наш дом»
рабочая программа ( класс) на тему

Карасова Райганат Крымгереевна

Актуальность программы  «Наша школа - наш дом» связана с  особым этапом в жизни ребёнка: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, в социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей  новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебно-познавательной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебно-познавательном процессе; с  изменением при  этом самооценки ребёнка; с  моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vnd_nasha_shkola_-_nash_dom_1-4_kl.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________/Шишкина Н.И./

ФИО

Протокол № 7 от «27»  мая  2013г.

«Рекомендовано к утверждению»

     

Педагогический совет

Протокол № 7 от  «29»  мая  2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №5

Приказ № 549  от «30»  мая  2013г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По внеурочной деятельности  «Наша школа – наш дом»

социальное направление

Учитель Карасова Райганат Крымгереевна

Год составления  2013/2014 учебный год

Класс 1- 4

Общее количество часов по плану 135 часов

Количество часов в неделю  1 час

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности  «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

«17 »  мая   2013 г.                                                                                                                                                      ________________

                                                                                                                                                               (подпись учителя)

г. Новый Уренгой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Наша школа – наш дом»

1 - 4 класс

Направление – социальное

Составитель: Карасова Р.К., учитель начальных классов МБОУ СОШ №5.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы  «Наша школа - наш дом» связана с  особым этапом в жизни ребёнка: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, в социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей  новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебно-познавательной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебно-познавательном процессе; с  изменением при  этом самооценки ребёнка; с  моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Новизна  данной программы в том, что в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Направление – социальное. Внеурочная работа по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитании трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору обучающимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

     В проекте предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающиеся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Общей целью программы   является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за своё настоящее и будущее, настоящее и будущее своей семьи, школы, города, своего края, страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагогическая целесообразность программы. В центре внимания программы находятся все спектры формирования всесторонне развитой личности ребёнка.

Задачи.

Формирование личностной культуры: 

  • способности  к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  •  нравственного смысла учения;
  •  основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  •  эстетических чувств, ценностей и потребностей;
  •  способности  открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности  за их результаты;
  •  нравственного смысла здорового образа жизни, элементарных навыков и умений  в личной здоровьесберегающей деятельности;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

  •  основ Российской гражданской идентичности
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за  Отечество
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре
  •  патриотизма и гражданской солидарности
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, с родителями, старшими детьми в решении общих проблем
  • укрепления доверия к другим людям
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям
  •  толерантности и основ культуры общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России

В области формирования семейной культуры:

  • отношения к семье как основа российского общества
  •  уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
  •  представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

В области формирования гражданской культуры:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации – ЯНАО
  • знакомство с героическими страницами истории России, с жизнью замечательных,  явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина
  • знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклорными особенностями быта народов России
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед, подготовке и проведении игр, конкурсов, спортивных соревнований, сюжетно – ролевых игр, встреч с интересными людьми
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов
  • ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым; обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье: проведение открытых семейных праздников, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями

Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению,  труду,  жизни:

  • участие  в экскурсиях,  во время  которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий
  • узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, детских фирм, ролевые экономические игры, которые раскрывают перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности)
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду посредством презентации учебных и творческих достижений (портфолио)
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов)
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования трудовые акции, занятия народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих мастерских)
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома, заботы о своём здоровье, здоровья окружающих

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов по родному краю.)
  • посильное участие в экологической деятельности экокружков
  • при поддержке родителей усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,  формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома
  • разучивание стихотворений; знакомство с картинами; участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей; знакомство с местными мастерами прикладного искусства
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлении в классном коллективе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ
  • получение элементарных представлений при поддержке родителей о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека

Ожидаемые результаты развития и воспитания обучающихся

Личностными результатами изучения курса «Наша школа – наш  дом»  является формирование следующих умений:

  • способность индивидуально воспринимать окружающий мир, оценивать поступки, события, явления с точки зрения собственных ощущений
  •  способность выражать свою точку зрения, называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей
  •  стремление к  самостоятельной  познавательной деятельности
  •  готовность к преодолению трудностей
  • способность критично оценивать свои действия и поступки

Метапредметными результатами изучения курса «Наша школа – наш дом» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • желание приобретать новые знания,  умения
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  •  осваивать новые виды деятельности
  •  участвовать в творческом, созидательном процессе
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества
  • способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  •  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
  •  действовать по плану
  •  контролировать процесс и результаты деятельности
  •  вносить необходимые коррективы
  • адекватно оценивать свои достижения
  •  осознавать возникающие трудности
  •  искать их причины и пути преодоления    

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
  • формулировать собственные мысли
  •  высказывать и обосновывать свою точку зрения
  •  строить небольшие монологические высказывания
  •  осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Предметными результатами изучения курса «Наша школа – наш дом»  является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • базовые ценности отечественной культуры, традиции, нормы российских народов
  • о семейных ценностях,  семейных ролях
  • о  нравственных взаимоотношениях в коллективе класса и школы – владеть навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым

      Уметь:

  •  с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности
  •  реализовывать творческий замысел 
  • открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
  • владеет вербальными средствами общения. Понимать и адекватно отвечать на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Владеет коммуникативными моделями поведения (в гостях, транспорте, в храме, музее и др. общественных местах)

Условия реализации программы

            Каждый обучающийся должен иметь место для деятельности, соответствующее теме занятия. Каждый ребенок должен иметь возможность получать своевременную и полноценную консультацию и помощь от педагога. Педагог должен владеть в совершенстве материалом занятия в тематическом и информационном плане.

Особенности организации внеурочной деятельности.

           Программа ориентирована на обучающихся начальной школы. Курс обучения рассчитан на 4 года.

1 год – обучающиеся 1-х классов, возраст  6-7 лет,

2 год – обучающиеся 2-х классов, возраст  7-8 лет,

3 год – обучающиеся 3-х классов, возраст  8-9 лет,

4 год – обучающиеся 4-х классов, возраст 9-10 лет.

Программой первого года обучения предусмотрено 33 часа. Последующие годы обучения включают в себя по 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

          Каждый год обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний. Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя в новом социальном статусе ученика, создание комфортной среды обитания, формирование устойчивой позитивной мотивации к учению.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.         

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, гражданской позиции, демократичности

          Программа «Наша школа – наш дом» включает в себя четыре модуля:

  1. Я ученик.
  2. Семья и школа.
  3. Россия – родина моя.
  4. Я познаю мир.

В программе курса  предусмотрено  разделение учебного времени и фиксированный порядок прохождения тем.

Обучающиеся, выполняя задания учителя,  анализируют предложенные темы для обсуждения. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы  и консультированию обучающихся.

Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности и может быть индивидуальной, парной или групповой. Выполнение проектов требует от обучающихся широкого поиска, структурирования и анализа дополнительной информации по теме.  

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя
  • слушание
  • решение проблем
  • обсуждение прочитанной литературы
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей)

Практические занятия:

  • игры
  • ролевые игры
  • рассказывание истории, сказок
  • импровизированные сценки, спектакли
  • дебаты
  • мозговой штурм или мозговая атака
  • изготовление газеты
  • моделирование
  • тренинги
  • опросы, анкетирование

Экскурсии:

  • посещение библиотек
  • посещение Дворца искусств и д/к «Октябрь»
  • посещение развлекательных центров
  • посещение музейного комплекса
  • посещение парка

Методическое обеспечение

Для решения перечисленных выше задач в ходе проведения занятий используются следующие методы и подходы:

-    индивидуальный;

  • личностный;
  • продуктивный;
  • проблемно-поисковый.

  В ходе реализации программы используются коллективные и групповые организационные формы занятий. Основные формы и приемы работы с учащимися: беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу, викторина, проект, экскурсия.

         Материально-техническое  оснащение образовательного процесса:

  • Интерактивная доска
  • Персональный компьютер

Критерии оценки результатов.

Диагностика  умений проводится педагогом посредством устной защиты обучающимися своих проектов и презентациями самостоятельно выполненных работ, а также по результатам участия детей в конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Тематический план

1 –го  года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Я ученик

1

 Беседа «Моя школа, мой дом»

1

2

Беседа «История моего города»

1

3

Правила школьной жизни. Одни правила для всех

1

4

Беседа «Как создать порядок на рабочем месте»

1

5

Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят

1

6

Волшебники добра

1

7

Гимн и эмблема школы.

1

8

Содержи в порядке книжки и тетрадки

1

9

Мой друг режим

1

Семья и школа

10

Моя мама самая лучшая

1

11

Есть профессий на свете немало

1

12

Я с бабушкой и дедушкой дружу давным  давно

1

13

День семьи

1

14

Моё здоровье. Почему необходимо посещать врача.

1

Россия – родина моя

15

Ледяной городок

1

16

Здравствуй Новый год

1

17  

История Рождества

1

18

Из истории возникновения старого Нового года

1

19

Государство в котором мы живём

1

20, 21

Символы нашего государства

2

22

Любимый город

1

23

На Ямале мы живём

1

24

Северный край

1

25

Полезный досуг – мудрости друг

1

Я познаю мир

26

Как красив наш зимний лес

1

27

Наши пернатые друзья

1

28

В мире животных

1

29

Про колосок и хлеба  кусок

1

30

Весеннее вдохновение

1

31

Мы цветоводы

1

32, 33

Нам этот мир завещано беречь

2

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1-го года обучения

  1. Беседа «Моя школа, мой дом»

Знакомство с учащимися. Специфика и особенности занятий. Ознакомление с планом и порядком работы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Организационные вопросы.

Игра: «Что мы видели не скажем, только ручками покажем»

  1. Беседа «История моего города»

Беседа « История моего города»

Выбрать фотографии нашего города

  1. Правила школьной жизни. Одни правила для всех

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсия по школе, игра – путешествие.

  1. Беседа «Как создать порядок на рабочем месте»

Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова  «Букваринск».»

  1. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят

Просмотр презентации на тему «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»

Сюжетно-ролевая  игра

  1. Волшебники добра

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение  Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты»

Практическое задание: «Письмо маме…».

  1. Гимн и эмблема школы.

Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе?

Разработка эмблемы класса.

  1. Содержи в порядке книжки и тетрадки

Беседа о бережном отношении к школьным принадлежностям.

Изготовление уголков на тетради и дневники.

  1. Мой друг режим

Беседа « Здоровым будешь – все добудешь»

Разгадывание кроссворд

  1. Моя мама самая лучшая

Беседа « Папа, мама, мы – нет дружней семьи»

Разучивание песни о маме

  1. Есть профессий на свете немало

Просмотр фильма  по произведению Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?»

Игра « Кем быть?»

  1. Я с бабушкой и дедушкой дружу давным - давно

Чтение произведения Л.Н. Толстого « Дедушка и внук»

Изготовление поделок

  1. День семьи

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья.

«Здесь живет моя семья» - подготовка проекта.

  1. Моё здоровье. Почему необходимо посещать врача.

Беседа «Правильное питание», «Зачем нужно есть фрукты?»

Игра «Съедобное - несъедобное»

  1. Ледяной городок

Правила личной безопасности на горке

Сооружение снежной горки для катания на санках

  1. Здравствуй Новый год

Сервировка праздничного стола

Изготовление с помощью родителей новогодних блюд

  1. История Рождества

Беседа « Сотвори добро»

Изготовление поделок

  1. Из истории возникновения старого Нового года

Устный журнал « Старый Новый год»

Подумай и ответь

  1. Государство в котором мы живём

Беседа о государстве в которым мы живём.

Подготовить рассказ на тему  «Если бы я был президентом»

  1. Символы нашего государства

Беседа « Что ты знаешь о государственных символах России?»

Просмотр фильма « Государственные символы России»

  1. Любимый город

Беседа « История моего города»

Изготовление стенгазеты « Люблю тебя, горжусь тобой, мой юный Новый Уренгой!»

  1. На Ямале мы живём

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни (беседа)

Игра – путешествие «Мой дом ЯМАЛ»

  1. Северный край

Чтение произведение Л. Лапцуя. Беседа о жизни коренных народов ЯМАЛа

Проект «Мы на севере живём, потому что здесь наш дом»

  1. Полезный досуг – мудрости друг

Беседа « Добрые дела», заучивание пословиц и  поговорок о труде

Практическая работа в парах

  1. Как красив наш зимний лес

Беседа « Лес – наш друг»

Игра « Что разрушает богатства леса»

  1. Наши пернатые друзья

Беседа « Подкормка зимующих птиц»

Изготовление кормушки

  1. В мире животных

Беседа « Соблюдение правил личной безопасности с животными»

Загадки о животных

  1. Про колосок и хлеба  кусок

Презентация « Как хлеб приходит к нам на стол»

Работа с технологической картой

  1. Весеннее вдохновение

Беседа «Как подарить радость»

Изготовление весеннего букета

  1. Мы цветоводы

Беседа « Что посеешь, то и пожнешь»

Подготовка семян к посеву

  1. Нам этот мир завещано беречь

Беседа « Я и Отечество»

         Акция «Милосердие»

Тематический план

2 – го  года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Я ученик

1

Да здравствует вежливость!

1

2

Эмоции и поведение

1

3

Уборка нашего двора

1

4

Правила обращения с книгой

1

5

Учимся дружно работать в группах

1

6

Личностные качества ученика

1

7

Оцени других и себя

1

8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  

1

9

Правила поведения на уроке и на перемене

1

Семья и школа

10

Что в имени моём

1

11

Тепло родного очага

1

12

Все работы хороши…

13

Как вести себя когда ты дома один

1

14

Герб семьи.

1

15

Правила поведения в гостях

1

16

Дорога из дома в школу

17

Семья – мой помощник в учении

18

Гостям всегда рады

Россия – родина моя

19

Моё Отечество

1

20

Я человек и гражданин

1

21  

Какими в жизни следует быть?

1

22

Поведение в храме

1

23

Правила поведения в общественном транспорте

1

24

Наш родной  Ямальский  край

1

25

Благодарность это…

1

Я познаю мир

26

Моё любимое имя

1

27, 28

Как вести себя в общественных местах

2

29

Правила поведения в театре, кино

1

30

Внимательный ли ты слушатель

1

31

Птицы нашего двора

1

32

Учимся отгадывать загадки

1

33

Правила поведения в столовой

1

34

Сходства и различия людей

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

2-го года обучения

  1. Да здравствует вежливость!  

Что значит вежливость?  Игра « Волшебные слова».

Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово».

Разучивание  пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться  «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

  1. Эмоции и поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции?

Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние  животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно»

  1. Уборка нашего двора

Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать».

Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: убрать листья со школьного двора.

  1. Правила поведения в библиотеке

Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке.

Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?»

  1. Учимся дружно работать в группах

Чтение  и анализ рассказа «Блестящие ботинки». Чтение  и анализ стихотворения С.Я. Маршака «Считалка». Чтение и анализ пословиц и поговорок. Практическое задание: «Любишь – не любишь».

Упражнение «Мне не трудно…».

  1. Личностные качества ученика

Умеете ли вы говорить правду? Анализ и чтение художественных произведений и пословиц.

Практическое задание: «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации).

  1. Оцени других и себя  

Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц?

 Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов).

  1. Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

  1. Правила поведения на уроке и на перемене

Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…», М. Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена».

Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене».  

  1. Что в имени моем?

Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ учителя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки».

Упражнение

 « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло.

  1. Тепло родного очага

Что значить  радовать родных и близких добрыми делами?  

Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».

  1. Все работы хороши…

Беседа о профессиях.

Проект «Кем работают мои родители»

  1. Как вести себя когда ты дома один

Правила безопасности в доме.

Разыгрывание ситуаций «Я дома один»

  1. Герб семьи.

Формирование гражданского отношения к своей семье.

История семьи. «Кто мои предки?»

Разработать герб семьи.

  1. Правила поведения в гостях

Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей».

Анализ ситуации « Мы в гостях».

  1. Дорога из дома в школу

Беседа «Правила безопасности»

Ига «Мы за безопасность на дорогах»

  1. Семья – мой помощник в учении

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья.

Сочинение «Моя семья»

  1. Гостям всегда рады

Знакомство с правилами гостевого этикета. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей?

Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

  1. Моё Отечество

Воспитание любви к малой родине

- воспитание чувства гордости за свою родину.

- воспитание активной гражданской позиции

Проект «Моё Отечество»

  1. Я человек и гражданин

Я часть своей Родины. Осознание себя частью России.

«Кем я хочу стать», «Что я могу сделать, чтобы Россия процветала»

  1. Какими в жизни следует быть?

Беседа на тему «Каким в жизни следует быть» . Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование.

Инсценировка рассказа   В. Сухомлинского «Рассказ».

  1. Поведение в храме

Беседа о правилах поведения в православном храме.

Экскурсия в храм

  1. Правила поведения в общественном транспорте

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»

Проект «Я пассажир»

  1. Наш родной Ямальский край

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни (беседа)

Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».

  1. Благодарность это…

Беседа «Что такое благодарность»

Игровая ситуация. Зашифрованная пословица.

  1. Моё любимое имя

Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе.

Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций.  Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка.

Как выяснить, что я знаю

27-28.Как вести себя в общественных местах

Беседа «Правила поведения в общественных местах»

Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций

29.Правила поведения в театре, кино

Инсценировка отрывка  сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…»

Игра « Моя кошка делает вот так…»..

30.Внимательный ли ты слушатель?

Упражнения на развитие диалогической и монологической  речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым

. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».

31.Птицы нашего двора

Беседа « Подкормка зимующих птиц»

Изготовление кормушки

32.Учимся отгадывать загадки

Интонация и решение проблем:  тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение  на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость).

Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу

33.Правила поведения в столовой

Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом?

Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все».

34.Сходства и различия людей

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм.

Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок».

Учебно - тематический план

3 - го года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Я ученик

1

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)  

1

2

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

1

3

Культурный человек: кто он такой?

1

4

Ссоры и споры

1

5

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

1

6

Это слово говорят, если вас благодарят

1

7

Чем отличается фантазия от лжи?

1

8

Учитесь быть щедрыми

1

9

Когда без извинения не обойтись?

1

Семья и школа

10

Дом, в котором я живу

1

11

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)  

1

12

Ответственность и я

1

13

К нам гости пришли!

1

14

«Семейные радости».

1

Россия – родина моя

15

Я гражданин России

1

16

Любовь к Родине

1

17  

Род, родные, Родина

1

18

История символов государства

1

19

Государственная символика РФ

1

20

День солидарности в борьбе с терроризмом. ( беседа)

1

21

Защитники Родины моей

1

22

Что значит быть мужественным

1

23

Поговорим о воровстве

1

24

«Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».

1

25

Чем живёт мой город

1

Я познаю мир

26

Правда и ложь

1

27

Умеет ли разговаривать природа

1

28

Чем богат наш край

1

29

В стране чувств

1

30

Азбука общения

1

31

Доброе дело два века живет

1

32

Быть честным – хорошо или плохо?

1

33

В дружбе сила

1

34

Как стать прилежным и старательным

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

3-го года обучения

  1. Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)  

Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми.

Разыгрывание  ролевой  ситуации. Художественное слово.  Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

  1. Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

 Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения.

Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так», этюд, игровая ситуация.

  1. Культурный человек: кто он такой?

Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций.

Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему?

  1. Ссоры и споры

Поиск конструктивных  решений конфликта, навыков ведения спора.  Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность.

Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.

  1. В магазин за покупками

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? (диалог продавца и покупателя)

Игра «Опиши предмет»  Моделирование ситуации «Покупатель - продавец».  Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

  1. Это слово говорят, если вас благодарят

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово.

Разыгрывание ролевой ситуации

  1. Чем отличается фантазия от лжи?

Пояснение педагога, чем ложь отличается от фантазии. Основные правила для фантазеров. Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ)

Обсуждение рассказов. Чтение и анализ рассказа « Волшебная машина».

  1. Учитесь быть щедрыми

Что такое щедрые поступки? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц.

 Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение « Мне не жалко».

Практическое задание « Глупая мышь» (проигрывание ситуации) Что необходимо делать, чтобы не быть  жадным? (правила).

  1. Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения.

Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость

  1. Дом, в котором я живу

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей

Проект «Дом моей мечты»

  1. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)  

Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н. Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка  отрывка Н. Носова « Телефон»

 Инсценировка отрывка К. Чуковского «Телефон».

  1. Ответственность и я  

Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»?

Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям

  1. К нам гости пришли!

Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей.  Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо».

«Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова     «диктора») Инсценировка отрывка из сказки С. Маршака « Кошкин  дом».

  1. «Семейные радости»

Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей

Проектная работа, включающая в себя изготовление книги «Моя семья», в которую входит рисунок семьи, рисунок каждого члена семьи с объяснением его имени, подбор девиза и песни.

  1. Я гражданин России

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Сочинение «Я гражданин России»

  1. Любовь к Родине

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

Проект «Моя Родина»

  1. Род, родные, Родина

Беседа «Что общего в словах род, родные, Родина»

Оформление альбома

  1. История символов государства

Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства Возникновение символов.

Просмотр кинофильма.

  1. Государственная символика РФ

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Государственный праздник.

От вершины к корням. Я – гражданин России.

Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ.

  1. День солидарности в борьбе с терроризмом

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Конкурсы сочинений.

  1. Защитники Родины моей

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

История страны. История вооруженных сил. Виды и род войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.  

Проект «Герои России»

  1. Что значит быть мужественным

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Память. Города – герои.

Сообщение «Дети - герои»

  1. Поговорим о воровстве

Что значит воровать? Какого человека называют вором? Брать чужие вещи - это хорошо или плохо?

Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки  детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства?

  1. «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир»

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Песни  о маме. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция.

Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

  1. Чем живёт мой город

Беседа «Газовая столица России»

Проект «Зачем нужен газ?»

  1. Правда и ложь

Обсуждение понятий «правда»  и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?  

Обсуждение  и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

  1. Умеет ли разговаривать природа

Правила поведения, общения с природой.

Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение  фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса.  Разыгрывание  ситуаций.  

  1. Чем богат наш край

Беседа «Растительный и животный мир ЯНАО»

Проект «Северные ягоды»

  1. В стране чувств

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства?

Упражнение  

« Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств».

  1. Азбука общения

Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать.

Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори»,  «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».

  1. Доброе дело два века живет

Что такое добро?    Решение проблемных ситуаций.

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью».

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

  1. Быть честным – хорошо или плохо?

Что значит быть честным? Говорить правду  это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи?

Игра « К нам гости пришли». Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Игра « Доверие и поддержка». Практическое Задание « Забытый зонтик». Упражнение « Лживый – честный стульчик».

  1. В дружбе сила

Чтение стихотворения « Совершите чудо».

 Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…».

Релаксация  « Я желаю тебе…»  Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…)

  1. Как стать прилежным и старательным

Знакомство с новыми понятиями  «прилежный»,

« старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»?

Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С. Баруздин «О человеке и его часах»

Учебно - тематический план

4 - го года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Я ученик

1

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

1

2

Путешествие на остров «Дружба»

1

3

Я могу управлять своим настроением

1

4

Эмоции и поведение

1

5

Узнай настроение человека

1

6

Этика общения. Я и другие люди

1

7

Правила общения с окружающими

1

8

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

1

9

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

1

               Семья и школа

10

Семья вместе и душа на месте

1

11

Я и моя семья

1

12

Что означает ваша фамилия

1

13

Почему люди трудятся

1

14

Это просто хвастунишки

1

15

Семейные ценности. Встреча трёх поколений.

   Россия – родина моя

16, 17

«Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя

1

18

Символика родного края

1

19

Мы должны соблюдать законы своей страны

1

20

Из истории национальной кухни

1

21, 22

У каждого народа свои герои

1

23

Знания нужны мне и моей стране

1

24

За что человека уважают в семье и обществе?»

1

25

Россия, мы дети твои

1

         Я познаю мир

26

Животный мир родного края

1

27

Уход за животными

1

28

Растительный мир родного края

1

29

Для чего нужны витамины

1

30

Почему люди ссорятся

1

31,32

Исчезающие растения и животные родного края

2

33

Язык, мимика и жесты

1

34

Я – неповторимый человек

1

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

4-го года обучения

  1. Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску.

Разыгрывание ролевой  ситуации. Художественное  слово.

Словесные игры

  1. Путешествие на остров «Дружба»

Что означает слово «дружба?» Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе

Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».

Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.

  1. Я могу управлять своим настроением

Беседа.

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.

Тренинг

Рисование «Мое настроение»,

  1. Эмоции и поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние  животные). Назови животных, изобрази их.

Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

Рисование

«Я- веселый,  я- хмурый»

  1. Узнай настроение человека

Всегда ли  у вас бывает хорошее настроение? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека??

Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает

Рассматривание фотографий, чем они отличаются?

  1. Этика общения. Я и другие люди

Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание  ролевой  ситуации. Художественное слово.  Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Сказка «Серебрины и Серебрята».

Игра «Претензии».

  1. Правила общения с окружающими

Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор»

Инсценировка

  1. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой?  

Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А. Шибаев, «Подарите крокодила» Э. Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.

Разыгрывание ситуаций.

  1. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего?  Ты хорошо знаешь своих друзей?

Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

Блиц - опрос

  1. Семья вместе и душа на месте

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость.

Игра – драматизация «Всё в порядке».

Концерт

  1. Я и моя семья

Твои бабушки и дедушки и другие родственники

Сделать генеалогическое древо своей семьи

Инсценировка

  1. Что означает ваша фамилия

Ребенок узнает,  представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, корни откуда пришла его фамилия.

Проект «История моей семьи»

Выставка поделок

  1. Почему люди трудятся

Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать».

Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: убрать листья со школьного двора.

Чтение и анализ художественных произведений.

  1. Это просто хвастунишки

Пояснение  чем хвастовство отличается от шутки - преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов.

Этюд «Веселый клоун» Анализ ситуаций. Чтение и анализ рассказа «Хвастливый кубик». Упражнение «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ).

Обсуждение рассказов.

  1. Семейные ценности. Встреча трёх поколений.

История страны. История вооруженных сил. Виды и род войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с занятиями своих предков.

Чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти.

Соревнование

16-17«Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации – ЯНАО;

Встреча с интересными людьми;

Викторина

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации – ЯНАО;

Встреча с интересными людьми;

Викторина

18.Символика родного края

Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклорными особенностями быта народов ЯНАО. Город, в котором я живу. Наш округ. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества

Нарисовать символы родного края.

Викторина на тему «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь»

19.Мы должны соблюдать законы своей страны

Формирование основ российской гражданской идентичности; Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за  Отечество; Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Сюжетно – ролевая игра.

Тест

20.Из истории национальной кухни

Беседа «Национальная кухня»

С помощью родителей приготовить национальные блюда.

Конкурс.

12-22.У каждого народа свои герои

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею.

Вам, защитники Отечества!

Практическая работа

23.Знания нужны мне и моей стране

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

Панорама добрых дел.

КВН

24.За что человека уважают в семье и обществе?

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

советы.

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест».

Народный лечебник от бабушки

25.Россия, мы дети твои

Воспитание чувства гордости за свою Родин,  активной гражданской позиции

Разгадывание кроссворд

Творческое рисование

26.Животный мир родного края

Беседа «Кто в Ямальском краю живёт?»

Проект «Животный мир родного края»

Разгадывание кроссвордов

27.Уход за животными

Беседа «Братья наши меньшие»

Подготовка правил ухода за животными

Анализ работ

28.Растительный мир родного края

Беседа «Что в Ямальском краю растёт»

Проект «Растительный мир родного края»

Практическая работа

29.Для чего нужны витамины

Беседа о пользе витаминов. Для чего их нужно употреблять.

Загадки о полезных овощах и фруктах.

Практическая работа

30.Почему люди ссорятся?

Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи  «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) с.149 Притчи

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт».

Практическая работа

31-32.Исчезающие растения и животные родного края

Беседа «Красная книга России»

Подготовка презентации «Красная книга»

Конкурс рисунков

33.Язык, мимика и жесты

Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей?

Инсценировка и анализ сказки Л. Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Инсценировка

34.Я – неповторимый человек

Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются.

Упражнение « Горка». Задание « Кленовые  листочки» (сравнение). Задание  «Сравни рисунок линий на ладошках».                                                                                                                      

Рисование  «Какой я привлекательный?».

 Литература:

  1. Богуславская Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А.  Купина. – Екатеринбург:  

           «АРД ЛТД», 2009. – 192 с.

2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2010. – 192 с.

3. Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова.  – М : ТЦ Сфера, 2007.

4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 2009.

5. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.

6. Курочкина И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2009. -128 с.

7. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 2009. – 240 с.

8. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.

9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 128 с.

10. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.  Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.

11. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.

12. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым стандартам).

13. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с. – (Работаем по новым стандартам).

14. Развитие исследовательских умений младших школьников/ (Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова); под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

15. Управителева  Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс / – Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – 192с.: ил. – (Самый классный час)

16. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Наши праздники"

Данная программа написана для 1 класса...

программа внеурочной деятельности "Наши первые проекты"

Программа для кружковой работы в начальной школе созданная на использовании проектной технологии в духовно-нравственном развитии  и воспитании младших школьников....

Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....

Программа внеурочной деятельности "Наши права"

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном государст...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...