Программа внеурочной деятельности "Наши права"
рабочая программа на тему

Шишкина Анна Викторовна

 

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном государстве.

В национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача: «…воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

   Директор  МАОУ СОШ №22

   

 _______________/Г.Д.Потапкина /

      ФИО

Приказ № 228 от

 «28» августа        2014г.

        

 

«Согласовано»

   Заместитель директора

   по ВР МАОУ СОШ №22

__________________/Ю.Н. Галиева/

                                 ФИО

 

«Рассмотрено»

Методический совет

______________Л.В. Котельникова

                                        ФИО

Протокол №1

«28» августа        2014г.

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Балаково

Программа внеурочной деятельности

Наши права

Возраст детей                                    

6,5 – 11 лет

Срок реализации

4 года

Автор программы

Год разработки      

учитель начальных классов:  Шишкина А.В.      

2014                                        

г. Балаково Саратовской обл.

Пояснительная записка

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном государстве.

В национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача: «…воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

На реализацию этой задачи нацелена программа нравственно-правового воспитания школьников, в  системе которого можно выделить следующие направления деятельности:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

— развитие детского общественного движения;

— совместная работа школы и семьи.

          Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

  Педагогическая идея нравственно-правового воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом,  превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Цель программы — формирование  нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий; воспитание гуманистически ориентированного человека, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего высокую ценность свободы и демократии, граждански активного и законопослушного, уважающего права и свободы любого человека и умеющего их защищать, обладающего юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов.

Задачи программы

Систематизировать  знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

Ориентировать  на социальную ценность права и строгого правопорядка, отношение граждан к Закону, законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

Формировать социально- полезное поведение  человека, проявляющегося в умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в  неделю и имеют групповой характер. Состав групп постоянен, набор детей свободный, при формировании групп учитываются психологические особенности каждого возраста.

          Количество часов за год:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

         

Продолжительность занятий кружка 45 минут.

Организационно-методические условия

При осуществлении нравственно-правового воспитания следует выделить:

  • системность и преемственность по годам обучения;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Основное содержание курса

 Правовое воспитание основано на включении ребенка в естественные методы деятельности:

  •  дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
  • изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
  • игры-драматизации;
  • конкретные поступки и ситуации, которые способствуют формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.

Нравственно – правовое воспитание на трех ступенях имеет различное содержание и формы реализации:

1 – 2 класс – закладываются моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, способствующие разрешению конфликтов через диалог. Одной из главных задач  на этом этапе является развитие творческого потенциала младшего школьника.

Данная задача решается с момента знакомства детей с культурой и бытом народов России, важнейшими событиями истории государства, что способствует воспитанию гражданина, сохраняющего наследие предков. В течение года дети собирают информацию от своих родителей по заданным темам, архивируют полученное.

Ознакомление с окружающим миром тесно связано с литературой. Загадки, сказки, потешки помогают усвоить доступные ценности общества, приобретать элементы социальных знаний, навыков гражданского поведения. На протяжении всех занятий дети оформляют творческий альбом по правам детства и составляют устные презентации.

3 класс – работа по формированию систем ценностей и установок поведения детей, приобретению знаний и умений, необходимых для самостоятельного выбора решений. На данном этапе особое место уделяется формированию уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности перед обществом. Практическое использование норм права, с которыми дети сталкиваются ежедневно, что помогает делать правильный выбор, правовыми средствами решать споры и конфликты.

В течение второго этапа обучения дети знакомятся с правовой лексикой, сами изучают статьи законов, что позволяет анализировать и использовать их в жизни.

Продолжается работа по составлению творческого альбома. Дети в группах создают презентации электронного вида. По предложенным темам проводятся экскурсии.

4 класс – знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей расширяются и углубляются. Учащиеся совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей, учатся строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Происходит систематизация знаний. Знания об  основополагающих нормах и принципах права направляются на ознакомление учащихся с международным гуманитарным правом: право жить в мире без войны.

На протяжении года обучения происходит интеграция таких предметов образования как история, окружающий мир, литература, физическая культура и др. Здесь большое внимание уделяется самостоятельному изучению некоторых вопросов права, составлению индивидуальных проектов на заданные темы и свободы выбора места экскурсий.

Таким образом, можно отметить, что при  реализации программы нравственно – правового воспитания «Наши права» обеспечивается социально – правовое развитие личности.

Литература

  1. Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов в школе/ М.: Айрис – пресс, 2006.
  2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию /М.: Вако, 2008.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития личности гражданина России. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010.
  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию/ М.: Вако, 2008.
  5.   Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной                 доктрине  от 4 октября 2000 г. N 751
  6. Соловей С.А. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях/ М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Степанько С.Н. Обществоведение/ Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Черникова Т.В. Система гражданского образования школьников / М.: Глобус, 2006.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка/М.: Творческий центр Сфера, 2007.

Электронные ресурсы

effecton.ru › 101.html

niisv.ru › newsection2448

Предполагаемые результаты 

  1. класс

Учебно-тематический план на 33 часа

Задачи 1 класса:

  • воспитывать в детях самоуважение через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям;
  • формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общечеловеческими нормами.

Планируемые  результаты реализации программы первого года обучения

      Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Изобразительное  искусство», «Литературное чтение», «Технология».

Дети будут

иметь представление:

  • о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве;
  • о режиме дня школьника и личной гигиене;
  • о гостеприимстве, дружбе;
  • о прекрасном в быту:

    знать:

  • историю своего имени, фамилии;
  • традиции своей семьи, реликвии, семейный архив;
  • чем и как украсить свой дом;
  • как принять гостей и организовать праздник.

Универсальные учебные действия

Дети будут уметь:

  • ориентироваться в городе по данному адресу;
  • ориентироваться в школе и соблюдать правила поведения школьника;
  • пользоваться предметами для личной гигиены;
  • делать поделки своими руками;
  • работать в коллективе.

Личностные результаты

  • познание собственного «я»;
  • осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
  • признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия,  уважения к старшим и людям труда.

Учебно-тематический план

1 класс

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Введение в курс «Наши права».

1

«Что такое право?» Оформление группового панно.

1

«Земной шар на столе». Знакомство со странами мира.

1

«Моя Родина – Россия». Изучение символики РФ.

1

«Моя малая родина – Балаково». Экскурсия по городу.

1

«Мое имя». Изучение права ребенка на имя, отчество, фамилию.

1

«Кто Я?» Работа с индивидуальными альбомами.

1

Праздник. «Давайте познакомимся».

1

Беседа «Моя родословная».

1

Игра – тренинг «Наши имена»

1

«Моя семья». Изучение права жить и воспитываться в семье.

1

«Моя семья». Работа с индивидуальными альбомами.

1

«Тепло родного очага». Встреча с интересными людьми.

1

Конкурс «Семейная песня».

1

«Мой дом». Право ребенка на жилье.

1

Инсценировка, анализ сказки

С. Михалкова «Три поросенка».

1

«Русская горница». Экскурсия в Музей города Балаково.

1

Выставка  «Из бабушкиного сундука».

1

«Будем здоровы». Изучение права ребенка на охрану  физического здоровья.

1

 «Гигиена». Дети учатся ухаживать  за полостью рта, за  кожей, волосами.

1

Игра «Маленький поваренок». Отработка правил  поведения за столом:

1

«Веселые старты».

1

Посещение медицинского кабинета.

1

«Мы счастливы!» Изучение права ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья.

1

Игра «Я приглашаю тебя в гости».

1

Посещение Драматического театра

1

Презентация семейного архива.

1

«Мама, Папа, Я». Работа с индивидуальными альбомами.

1

«Мои игрушки». Изучение права ребенка на отдых.

1

«Своими руками». Поделки из бумаги.

1

«Я знаю свои права». Тестирование.

1

Анализ работы за год

1

«Прощание с 1 классом». Праздник.

1

Итого

11

22

                     

Предполагаемые результаты 

2 класс

Учебно-тематический план на 34часа

Задачи 2 класса:

  • обеспечить широкую направленность воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края;
  • формировать сознание собственной роли в жизни малой родины, воспитывать ответственность  и гордость за достижения родного края и за прославленных людей города, формировать активную жизненную позицию, творческий потенциал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому, уважение к труду взрослых;
  • воспитывать толерантность, прививать интерес к культуре малых народностей.

Планируемые  результаты реализации программы второго года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Дети будут

 иметь представление:

  • о понятии «Малая родина»;
  • о достопримечательностях города;
  • о культурных и спортивных достижениях в городе;
  • о культурном наследии края;
  • о поведении в природе и отношении к ней.

               знать:

  • историю города, герба, истории названия улиц;
  • прославленных людей города,  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;
  • как организовать свой культурный досуг;
  • легенды, сказки, песни, картины о родном крае.

Универсальные учебные действия

Дети будут уметь:

  • бережно относиться к природе, сохранять свою безопасность в природе;
  • выражать свои знания и чувства с помощью слов, рисунков,  поделок и т.д.

            Личностные результаты

  • осознание себя гражданином своего города, человеком сильным,  отважным, с чувством гордости  и уважения   за героическое прошлое своих земляков.

Учебно-тематический план

2 класс

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

«Что такое право?» Знакомство с

основными понятиями.

1

Презентация «Декларация прав ребенка».

1

Богатства нашей Родины. Презентация «Семь чудес России».

1

Литературный праздник «Русская береза».

1

Ролевая  игра «Знай свои права».

1

Экскурсия по проспекту Героев

1

Чтение и анализ русских сказок, былин.

1

Встреча с ветераном «Помнят люди».

1

«Это мое!» Право ребенка на жизнь, свободу,неприкосновенность.

1

Выставка любимых игрушек, книг.

1

Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

1

«Не обижай!» Работа в

индивидуальных альбомах.

1

«Мы дружим с книгой!» Право детей на получение информации.

1

Посещение городской библиотеки.

1

Тест по изученным темам

1

«Я знаю». Составление буклетом с использованием ИКТ.

1

Оформление классного уголка.

1

«Что значит быть свободным?» Беседа о равенстве людей.

1

Толерантность. Работа в индивидуальных альбомах.

1

«Школа». Право ребенка на образование.

1

Игра «Я – ученик!»

1

Переменка. Беседа по профилактике травматизма.

1

«Я люблю…»Тренинг.

1

Беседа «Поговорим о дружбе» Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

1

Игра «Я и мой друг».

Составление правил честной.

1

«Мой внутренний мир». Право на охрану духовного и нравственного здоровья.

1

«Цветок памяти». Изготовление подарков для ветеранов.

1

«Война – трагедия для всех!» Встреча с интересными людьми.

1

Составление презентации «Я знаю!»

1

«Рисуем МИР!» Коллективный коллаж.

1

Игры на воздухе. Право детей на отдых.

1

«Я знаю свои права!» Праздник.

1

Анализ работы за год

1

«Скоро лето!» Работа в индивидуальных альбомах.

1

ИТОГО

11

23

Предполагаемые результаты 

3 класс

Учебно-тематический план  на 34 часа

Задачи 3 класса:

  • развивать познавательный интерес к  своей Родине;
  • познакомить с основными понятиями «Родина», «Отечество», символика страны;
  • воспитывать уважительное отношение  к символам, к истории, к памятникам, к культуре своего государства, к людям, имеющим заслуги перед Отечеством;
  • формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою родину.

              Планируемые  результаты реализации программы третьего  года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

           Дети будут иметь представление:

  • о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;
  • о символах России;
  • о героическом прошлом своей Родины.

             Дети будут знать:

  • значимость  города Москвы для россиян;
  • символы России;
  • свои права и обязанности;
  • жизнь и подвиги своих предков.

Дети будут уметь:

  • пользоваться своими правами и обязанностями;
  • находить на карте свою страну, столицу и  местоположение семи чудес России;
  • получать, обрабатывать и передавать информацию.

         Личностные результаты

  • ощущение  патриотических и гражданских чувств в личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.

Учебно-тематический план

3 класс

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

«Мои права». Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

1

«Я - россиянин». Символика страны.

1

Что значит быть

патриотом.

1

Уважай людей разных национальностей.

1

«Яркий мир». Презентация.

1

«Имя». Право ребенка на имя.

1

Учимся быть терпимыми. Тренинг.

1

Учимся общаться. Практикум.

1

Тестирование по теме.

1

«Семья – ячейка общества». Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1

Фотоальбом семьи. Конкурс рассказов о семье.

1

Экскурсия в Дом - музей В.И. Чапаева.

1

«Дому нужен хозяин». Викторина.

1

«Земля – наш общий дом». Экологическая тропа.

1

Защита детей от физического и психического насилия.

1

Чтение и анализ русской народной сказки «Морозко».

1

Инсценировка отрывка из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», анализ нарушения прав героини.

1

«Делу – время, потехе - час». Право на отдых.

1

Брейн – ринг «Я знаю».

1

Зимние забавы. Игры на воздухе.

1

«Лучший снеговик». Конкурс.

1

Посещение кинотеатра.

1

Экскурсия в конный клуб.

1

Посещение бассейна.

1

«Не обижай меня!» Право ребенка на защиту от всех форм жестокости.

1

Придумай конец сказки «Гуси - лебеди».

1

«Что такое хорошо и что такое плохо». Практикум.

1

Викторина по сказкам «Я знаю свои права».

1

«Мне стыдно за…» Письмо совести.

1

«Я знаю!» Работа в индивидуальных альбомах.

1

«Труд и творчество». Подарок однокласснику.

1

«Зов джунглей». Семейная эстафета.

1

Итоги работы за год

1

«Здравствуй лето!» Праздник.

1

Итого

11

23

4 класс

Учебно-тематический план  на 34 часа

Задачи 4 класса:

  • воспитывать гражданское самосознание причастность к родным истокам;
  • формировать правовую культуру, положительное отношение к законам и их выполнению;
  • воспитывать личную ответственность за будущее страны.

Планируемые результаты реализации программы четвертого года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

Дети будут

иметь представление:

  • о  Международном документе по защите прав ребенка;
  • о  разработке законов;
  • о профессиях;
  • о здоровом образе жизни.

 знать:

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • историю своего имени;
  • получение знаний необходимо для жизни;
  • необходимость занятий спортом.

Дети будут уметь:

  • выполнять поручения родителей по дому;
  • анализировать и фиксировать свои успехи и достижения;
  • организовать свой досуг с пользой для здоровья.

Личностные результаты

  •  чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых  качеств законопослушной личности, имеющей желание и  потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

Учебно-тематический план

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

«Наши права». Выбор темы для проекта.

1

«Человек родился». Право ребенка на жизнь.

1

«Возрастные периоды. Права от рождения».

1

«Что наследуем от родителей. Что меняем сами». Презентация.

1

«Я». Работа в индивидуальных альбомах.

1

«Человечность и бесчеловечность». Право на неприкосновенность.

1

«Я в обществе». Психологическая игра.

1

«Когда проходят мимо». Ролевая игра.

1

«Семья в жизни человека». Право на любовь и заботу родителей.

1

Какие бывают семьи. Беседа.

1

«Как хозяйствовать по правилам». Игра.

1

«Свободное время и телевизор». Право на отдых.

1

«Увлечение и хобби». Посещение детского клуба.

1

«Мои увлечения». Презентация.

1

«Семейный выход». Рассказы о проведении семейных праздников.

1

«Профессия - школьник». Право на образование.

1

«Школьное образование». Посещение урока в старшем классе.

1

«Одноклассники, сверстники, друзья». Тренинг.

1

«Учимся дружно жить в классе». Игры.

1

Тестирование по темам.

1

«Труд – основа жизни». Право подростков на труд.

1

Каким бывает труд. Викторина.

1

«Мастер и ремесленник. Творчество и искусство». Презентация.

1

«Наша Родина». Конституционное право.

1

«Гражданин». Тренинг

1

«Культура России – культура ее народов». Презентация.

1

Посещение Музея боевой славы.

1

«Права. Обязанности». Работа в индивидуальных альбомах.

1

«Теперь я знаю». Защита проектов.

1

Тестирование по темам.

1

Игры на воздухе.

1

Поход в лес.

1

Итог работы за 4 года

1

«Прощай, начальная школа!» Праздник.

1

Итого

15

18

Подведение итогов

Диагностические карты, анкетирование, метод бесед используются для выявления интереса обучающихся.

 На протяжении учебного года активные ученики поощряются эмблемами в виде флага Российской Федерации. По окончанию большой темы подводятся итоги и фиксируются результаты в личном альбоме обучающегося. Коллективные работы и проекты оцениваются по активности детей. Каждое полугодие завершается праздничной игрой с  вручением  грамот и призов.

Перечень материалов,

инструментов и оборудования

Нормативно – правовая база:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав учреждения.
  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Литература  для детей:

1. Астахов. П.А. Я и государство / П.А. Астахов. -  Эксмо, 2009. – 149с.

2. БЭС. Москва: Большая Российская энциклопедия / - СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.

3. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение /  В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 253с.

4. Грушко, Е.А. Словарь фамилий] /  Е.А.Грушко,  Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 1997. – 435с.

5. Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России] / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006. – 79с.

Другие материалы, обеспечивающие занятиия:

  • Для спортивных соревнований – мячи, обручи, кегли.
  • Для тематических походов - путевые листы с заданиями, мячи, мини-канат, скакалки, вода и т.д.
  • Для подготовки мини-проектов, выставок рисунков – краски, карандаши, бумага, фотографии и альбомы.
  • Экспозиции музеев, выставок.
  • Для проведения ролевых игр – посуда, имитация подарков,  игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я и мои права"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мои права" по духовно-нравственному воспитанию, комплексного типа для 1 класса. Данная программа формирует ценности: любовь к своему народу, к Родине,...

Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения»1 классРабочая программа по внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» обучающихся 1 класса раз...

Программа по внеурочной деятельности "Права ребенка"

Программа по внеурочной деятельности "Права ребенка"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения". 1-4 класс. 2020

Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир»,  рассчитана на 135 учебных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"...

Программа внеурочной деятельности "Правила публичных выступлений" для 2, 3 классов

Цель программы – формирование у обучающихся навыков эффективного публичного выступления, а также умения мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Занятия способствую...