Рабочая программа внеурочной деятельности "Я и мои права"
рабочая программа (1 класс) на тему

Бухарь Ольга Витальевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мои права" по духовно-нравственному воспитанию, комплексного типа для 1 класса. Данная программа формирует ценности: любовь к своему народу, к Родине, краю, уважение старших, забота о младших,  чувство долга и ответственность,  интерес к правовым аспектам. Программа реализуется в форме экскурсий, праздников, сюжетно-ролевых игр, акций, фотовыставок, интеллектуально-познавательных игр, соревнований, коллективных проектов, походов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Крыловский район  станица Крыловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район

                                                               УТВЕРЖДЕНО:

                                                                    решение педсовета  протокол №1  

от 28 августа 2015 года

                                                                  Председатель педсовета

                                                        

                                                                              _______________ Н.М. Волкова

           

                                                                         

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная_

(тип программы: комплексная/тематическая)

по духовно-нравственному воспитанию «Я и мои права»

(наименование)

2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)

6,5-7,5 лет

(возраст обучающихся)

                                                                          Бухарь Ольга  Витальевна

                                                                                                      (Ф.И.О. учителя, составителя)

                                                                                           

           

                                                                       

                                                                           

                                                       

                                                                                                         

                                                             

                              Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка………………………………………

2. Тематический план программы………………………………

3. Содержание программы………………………………………

4. Предполагаемые результаты реализации программы………

5. Формы контроля………………………………………………

6.Методические рекомендации…………………………………

7. Описание материально – технического обеспечения программы…

                               1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Я и мои права» является основой к программе духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной,  внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие Гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете. Это проблемы социальные, экономические, культурные, политические.

           Программа “ Я и мои права ”  предполагает  формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения.

 Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины.  Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я и мои права ” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа  состоит из 4 модулей: «Я и мои права», «Я в семье», «Я в школе», «Я и социум» и  рассчитана на  33 часа за год,  ориентирована для  учеников 1 класса в возрасте 6,5-7,5 лет.

Цели программы: создание условий для  формирования личности гражданина  России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; формирование у учащихся гражданственности и  воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе  «Конвенции о правах ребёнка».

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного духовно-нравственного воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по правовым аспектам, обеспечивающим оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-познакомить с понятиями: Конвенция, Декларация, Конституция,

с документами, регулирующими права и обязанности ребёнка;

- сформировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего

характера прав, о которых говорится в Декларации;

- развивать умения работать в группах, моделировать ситуацию;

- ознакомить с содержанием статей Конституции РФ;

- развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной

 позиции и отстаивания собственного мнения;

- в игровой форме прививать интерес детей к правовым аспектам

современной жизни детей во всём мире;

- формировать знания о правах человека;

- развивать кругозор, память, мышление, любознательность;

- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности,

 дружелюбие, взаимопонимание, доброту, товарищество.

Для достижения главной цели необходимо строить реализацию

программы «Я и мои права» на основе таких методологических подходов,

 

как гуманистический, системный, деятельностный, в соответствии со

следующими принципами:

  1. Принцип гуманистической направленности.

Интересы и потребности детей, поддерживаются процессами становления проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.     Принцип системности.

Создается система  деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

-  всеми участниками  – учащимися, педагогами, родителями;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно - деятельностным и оценочно-результативным;

-   региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3. Принцип вариативности.

Организация  деятельности, представляющая для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия,  осуществление проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4. Принцип креативности.

Развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5. Принцип успешности и социальной значимости.

 Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно-значимыми, но и  ценными для окружающих.  

                                                       

             Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Через экскурсии, праздники,  акции, проектные работы,  творческие конкурсы, интеллектуально – познавательные и сюжетно - ролевые игры, обыгрывание проблемных ситуаций, презентации,  наблюдений и умозаключений программа реализуется сроком на 1 год –

2011-2012 учебный год.

        Программа «Я и мои права» предполагает  различные формы организации внеурочной деятельности: конкурсы рисунков и поделок, спортивные соревнования, уроки этикета, анкетирование и тестирование, фотовыставки, викторины и встречи.

                    2. Тематический план программы

Наименование разделов/модулей,

тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

«Я и мои права»

Праздник «Я первый день в школе»

Я, ты, он, она…Игра

«Я имею равные права»

Конкурс рисунков   «Вредные привычки»

Экскурсия в природу

«Я  и право на жизнь»

 Сюжетно-ролевая игра «Я и мои обязанности»

«Право ребёнка на охрану физического здоровья. В гостях у сказки «Зарядка и простуда»

6

1

1

1

1

1

1

Чтение стихов о правах ребенка, исполнение песен,

Групповая игровая  деятельность

Рисунки о вредных привычках

Наблюдение и составление умозаключений

Игра, выполнение ролевых поручений

Чтение и обсуждение сказки, спортивно-игровая деятельность

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

«Я в семье»

Моя семья – моя радость. Конкурс рисунков на асфальте «Я и моя семья»

«Фотовыставка из семейного альбома»

Проектная работа «Моя мама лучшая на свете…»

Урок семейного этикета. Право на сохранение семейных связей.

Конкурс стихов о

праве на заботу со стороны взрослых.

Спортивное соревнование «Мама, папа, я-дружная семья»

Творческий конкурс «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

Творческий проект «Я и семья»

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Рисунки о семье,

инсценировки

Подборка семейных фотографий

Проектная деятельность

Исполнение песен,

 составление стихов

о семье

Работа в группах с

 видеороликами

Спортивно-игровая

деятельность

Чтение стихов, посвящённых разным именам, фамилиям, отчествам

Составление газеты и видеофильма

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

 «Я в школе»

Экскурсия «Мой

школьный дом»

«Я имею право на образование» -познавательная игра

Сюжетно- ролевая игра «Идём в  нашу  любимую школу»

Фотовыставка «Выпускники начальной школы»

Устав школы. Законы класса.

«Право ребёнка на воспитание в ОУ.

Праздник  «Прощай букварь!»

6

1

1

1

1

1

1

Наблюдения, сравнения

Поиск информации,

игровая деятельность

Распределение сюжетных ролей

Составление коллажа

Ознакомление с Уставом школы,

Законами класса

Инсценировки,

распределение ролей, исполнение танцев и песен

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

5.0

5.1

5.2

5.3

«Я и социум»

Экскурсия в ДДТ

Встреча с людьми разных профессий.

Викторина «Знаешь ли ты о правах на досуг?»

Коллективный поход в  кинотеатр.

Экскурсия в музей станицы.

Встреча с хозяйкой школьной библиотеки.

Заочное путешествие по Правограду.

Интеллектуально-

познавательная игра «Поляна детства»

Мини-проект «Каждый ребёнок имеет право на отдых»

Конкурс рисунков и поделок «Природа в поэзии и изобразительном искусстве»

Праздник «В гости  к Доктору Айболиту»

Право на медицинскую помощь.

Акция благотворительности для Детского фонда.

Анкетирование и тестирование по теме: «Права ребёнка»

Литературно-музыкальная композиция «День защиты детей»

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Изготовление работ на выставку ДТ

Подготовка презентации

Просмотр и обсуждение фильма

Познавательная деятельность

Читательская деятельность,

Поиск информации о правах ребёнка

Интеллектуально-познавательная деятельность

Проектная деятельность

Поиск информации по теме, сбор природных материалов

Сюжетно-ролевая деятельность, творческие конкурсы

Сбор игрушек, книг, вещей

Чтение стихов о детях, инсценировки.

Проектная деятельность,

исполнение песен и частушек о детях

ИТОГО

33

11

22

        3. Содержание программы

                Модуль 1 «Я и мои права» (6 часов)

                                               Цели:

Знать, что такое право, какие права у ребёнка, Конвенцию о правах ребёнка;

Уметь пользоваться  правами ребёнка;

Применять  права человека на практике в жизни.

Формы внеурочной деятельности: праздник, игра,  конкурс рисунков, экскурсия, сюжетно –ролевая игра, чтение и обсуждение сказки.

                                                  Темы:

Праздник «Я первый день в школе»-1час

Я, ты, он, она…Игра «Я имею равные права» -1час

Конкурс рисунков   «Вредные привычки»-1час

Экскурсия в природу«Я  и право на жизнь»-1час

 Сюжетно-ролевая игра «Я и мои обязанности» -1час

«Право ребёнка на охрану физического здоровья. В гостях у сказки «Зарядка и простуда» - 1час

Модуль 2 « Я в семье» (8 часов)

                                                   Цели:

Знать, что такое  семья, о правах на сохранение семейных связей, на заботу со стороны взрослых; что  ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию;

Уметь пользоваться правами и обязанностями в семье;

Применять права ребёнка на практике в жизни, уважая жизнь другого человека в семье.

Формы внеурочной деятельности: конкурс рисунков на асфальте, фотовыставка, праздник, урок семейного этикета, конкурс стихов о праве, спортивное соревнование, творческий конкурс, творческий проект.

                                           

                         

                                Темы:

Моя семья – моя радость. Конкурс рисунков на асфальте «Я и моя семья»-1ч

«Фотовыставка из семейного альбома» -1час

Проектная работа «Моя мама лучшая на свете…» -1час

Урок семейного этикета. Право на сохранение семейных связей. -1час

Конкурс стихов о праве на заботу со стороны взрослых.- 1час

Спортивное соревнование «Мама, папа, я- дружная семья» - 1час

Творческий конкурс «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» -1час

Творческий проект «Я и семья» -1час

Модуль 3 «Я в школе» (6 часов)

                                             Цели:

Знать о праве на образование; Устав школы, Законы класса.

Уметь пользоваться правами и обязанностями в школе;

Выполнять Устав школы и Законы класса.

Формы внеурочной деятельности: экскурсия, познавательная игра, сюжетно – ролевая игра, фотовыставка, беседа, праздник.

                                              Темы:

Экскурсия «Мой школьный дом» -1час

«Я имею право на образование» -познавательная игра -1час

Сюжетно- ролевая игра «Идём в  нашу  любимую школу» -1час

Фотовыставка «Выпускники начальной школы» - 1час

Устав школы. Законы класса.«Право ребёнка на воспитание в ОУ -1час

Праздник  «Прощай букварь!» -1час

Модуль 4 «Я и социум» (13 часов)

                                        Цели:

Знать  о праве ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья,

о праве  на отдых, на досуг;

Уметь пользоваться правами на охрану духовного и нравственного здоровья;

Применять права на отдых, на досуг в жизни.

Формы внеурочной деятельности: экскурсия, викторина, поход в кинотеатр, экскурсия в музей, встреча с библиотекарем, заочное путешествие, интеллектуально –познавательная игра, мини – проект, конкурс рисунков и поделок, праздник, акция благотворительности, анкетирование и тестирование, литературно – музыкальная композиция.

                                                  Темы:

Экскурсия в ДДТ – 1час

Встреча с людьми разных профессий  - 1 час

Викторина «Знаешь ли ты о правах на досуг?» -1 час

Коллективный поход в  кинотеатр -1 час

Экскурсия в музей станицы- 1 час

Встреча с хозяйкой школьной библиотеки -1час

Заочное путешествие по Правограду -1час

Интеллектуально-познавательная игра «Поляна детства» - 1час

Мини-проект «Каждый ребёнок имеет право на отдых»- 1 час

Конкурс рисунков и поделок «Природа в поэзии и изобразительном искусстве» - 1час

Праздник «В гости  к Доктору Айболиту». Право на медицинскую

помощь  1час

Акция благотворительности для Детского фонда – 1час

Анкетирование и тестирование по теме: «Права ребёнка» - 1час

Литературно-музыкальная композиция «День защиты детей» - 1 час

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Предполагаемые результаты связаны с обретением системой внеурочной

деятельности такого важного качества, как эффективность. Известно, что

 

мерилом эффективности  любой деятельности отдельного ученика или

группы учащихся являются два основных критерия:

1)     продуктивность деятельности;

2)     удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

         Предполагаемые результаты реализации программы «Я и мои права» определяются 3 уровнями:

        Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний об устройстве общества, о правовых формах поведения в обществе, понимании социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и учителя.

Ученик понимает, что такое право, понятия «Конвенция, Конституция, Декларация, Свобода, Равенство прав», социальные происхождения, что такое права человека, права ребёнка;

        Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям общества (человек,  Отечество, семья, школа, знания, культура, природа, труд) и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие ученика на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, и начнёт их ценить. Ученик ценит права и обязанности человека, ребёнка, законы РФ, право другого человека на свою культуру, традиции и взгляды;

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта  самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ученик действует по законам класса, Уставу школы, Конституции РФ.

Ожидаемые конечные результаты:

- ознакомление с понятиями Конституция, Конвенция, Декларация,

Право, Свобода, Равенство прав, социальное происхождение;

- соблюдение прав и обязанностей человека;

- воспитание самостоятельности, активности, уважения к людям,

общечеловеческих ценностей.

- развитие наблюдательности, культуры поведения и речи.

- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;

- включение наибольшего числа участников в игры, конкурсы, викторины;

- прививать интерес к истории, обществознанию.

Личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы правовой культуры; ценностное отношение к окружающему миру; уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения практических заданий; воспитание трудолюбия и творческого отношения к труду;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной деятельности традиции и взгляды окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, наблюдении и умозаключений;

Метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися: 

- изучение  законов РФ, понятий «Конвенция, Конституция,  Декларация, Свобода и Равенство прав» в  начальной школе проявляется в развитии воображения и логического мышления;  интуиции и памяти; восприятия и суждения как основы формирования коммуникативных умений;

                       5. Формы контроля.

Формами контроля реализации по 1 модулю являются:

  • Праздник
  • Конкурс рисунков
  • Экскурсия

                                            -  Сюжетно - ролевая игра

                            -  Чтение и обсуждение сказки

Формами контроля реализации по 2 модулю являются:

  • Конкурс рисунков на асфальте
  • Фотовыставка
  • Праздник
  • Урок семейного этикета
  • Конкурс стихов о праве
  • Спортивное соревнование
  • Творческий конкурс
  • Творческие проекты, презентации

Формами контроля реализации по 3 модулю являются:

-  Экскурсия

  • Интеллектуально-познавательная игра
  • Фотовыставка

-  Сюжетно - ролевая игра

  • Праздник
  • Беседа

Формами контроля реализации по 4 модулю являются:

  •  Викторина
  • Экскурсия в музей
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

-  Заочное путешествие

  • Интеллектуально-познавательная игра

- Мини - проект

  • Конкурс рисунков и поделок
  • Праздник
  • Акция благотворительности, милосердия
  • Анкетирование и тестирование
  •  Поход в кинотеатр
  • Литературно – музыкальная композиция

                                            -   Встреча с интересными людьми

             

                6.Методические рекомендации

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я и мои права» составлена по духовно – нравственному воспитанию,  комплексного типа и формирует ценности – любовь к своему народу, заботу о старших и младших, ответственность и чувство долга.

Данная программа позволит решить ряд важных задач в начальной школе:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

-улучшить условия для развития ребёнка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

        Научно-методические советы предлагаются в данной программе, которые при их подготовке исходят из следующего определения. Рабочая программа внеурочной деятельности – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Рекомендуется программу реализовать  в виде экскурсий, соревнований, праздников, коллективных проектов, сюжетно – ролевых интеллектуально-познавательных игр, акций, фотовыставок, походов. Длительность занятий не более 50 минут, в 1 классе -35 минут. Для проведения занятий рекомендовано использовать игровую комнату, библиотеку, читальный, актовый, спортивный залы,  РДКиТ, ДШИ, ДДТ, кинотеатр, стадион, музей.

                                                                                        

Методической основой в рамках реализации данной рабочей программы внеурочной  деятельности «Я и мои права»  является:

- Методическая программа «Права человека» Бухарь О.В., 2009год, утверждённая педсоветом МОУ СОШ №3, размещённая

на школьном и районном сайтах МО КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН;

7. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

    2.

    3.

    4.

    5.

   

    6.

    7.

   

     8.

С.В. Копылова «Права человека. Ребенок и его права»

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребёнка»

В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей Декларации прав человека»

О.И.Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребёнка»

Е.В.Шаталова «Праздничный калейдоскоп 1-4. Внеклассная работа в начальной школе»

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя 1-4 классы»

       

1

12

12

1

           1

           1

           1

           1

2. Печатные пособия

1.

2.

3.

4.

Демонстрационный материал «Права ребёнка».                        1

Плакаты «Человек и общество».                                                  10

Таблицы «Права человека»                                                           12

 Книжки-малютки  «Каждый ребёнок имеет право»                  25                                                                                    

3. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  • АРМ
  • Система голосования
  • Документ - камера
  • Магнитола «Самсунг»
  • Ксерокс
  • Сканер
  • Телевизор «Самсунг»
  • Цифровой фотоаппарат
  • Микроскоп

           

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

2.

  • Презентация «Права человека»
  • Презентация «Права ребёнка»

 

2

2

5.Игры и игрушки

1.

2.

3.

4.

  • Настольные развивающие  игры по тематике  (лото, игры-путешествия, мозайка, конструкторы)
  • Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
  • Игрушки, сказочные герои.
  • Природный и разный материал.

12

25

15

6. Оборудование игровой комнаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  •  Столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол  с тумбой.
  • Шкафы для хранения книг, энциклопедий, дидактических  материалов, пособий.
  • Диван
  • Ковёр
  • Кресла
  • Компьютерный стол

       

15/30

1

3

1

1

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...