РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»
рабочая программа (4 класс)

Гусарова Светлана Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности  по направлению проектно-исследовательская деятельность  «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  и   разработана на основе программы  Л.Д.Ласкина и Ю.Н.Александрова – Волгоград: Учитель, 2020.

            На современном этапе развития общества у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–10 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Кошки  муниципального района Кошкинский Самарской области

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1

от «27» августа 2024г.

Руководитель МО _____________/Фадеева Г.И./

ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по ВР

_________/Пономарева Н.И./

«28» августа2024г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ с.Кошки

_________/ПанжинскаяЛ.И./

Приказ № 01/2908-1

от «29»августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Направление: проектно-исследовательская деятельность

Название программы: «Мой край родной»

Класс: 4 Г

Количество часов по учебному плану:         34 часа в год, 1 час в неделю

Составлена в соответствии с Федеральной образовательной  программой НОО.

 

 Составитель: учитель начальных классов высшей     категории  Гусарова Светлана Александровна

  2024 год

Пояснительная записка

             Рабочая программа внеурочной деятельности  по направлению проектно-исследовательская деятельность  «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  и   разработана на основе программы  Л.Д.Ласкина и Ю.Н.Александрова – Волгоград: Учитель, 2020.

           На современном этапе развития общества у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–10 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

              При наличии  системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

- творческие способности и умение видеть необычное в обычном;

- воспитать любовь к родному краю и бережное отношение;

- научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;

- знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

              Особенностью курса «Мой край родной » является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

 - памятных мест;

 - традиций и культуры;

 - городов и сёл Самарской области и  Кошкинского района

 - знакомство с известными людьми;

 - символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном

Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. 

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность
  • общаться с другими детьми.

 Цель программы – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.

Основные задачи:

- углубить и расширить знания о родном крае;

- изучить особенности Самарской области (климата, территории, истории);

- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;

- привить навыки исследовательской работы;

- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;

- воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;

- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии.

      Программа обучения рассчитана на обучающихся 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

         Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

  1. Содержание программы

Тема 1. Введение

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Архивы – хранители истории. Роль музеев в сохранении исторического и культурного наследия края.

Тема 2. Мой край на карте Родины

Территория и географическое положение Самарской области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.

Тема 3. Я и моя семья

История моей семьи. Моя родословная (составление родословного древа). Творческий конкурс «Старая фотография рассказала». Профессии моих родителей. Встреча с людьми разных профессий.

Тема 4. Я и моя улица

Урок-экскурсия (виртуальная) по улицам села Кошки. История происхождения названий улиц села. Исторические объекты, мемориальные доски. Памятники архитектуры.

Тема 5. Природа нашего края

Растительный и животный мир Самарской  области. Памятники природы. Экскурсия в краеведческий музей.

Учитывая, возрастные особенности третьеклассников, в структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

- природа и мы

- мой район, мой посёлок

- моя родословная

- мир животных и растений

- путешествия

- праздники

                В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся тесты, загадки, кроссворды, защиты проектов, которые побуждают  детей к исследовательской деятельности.

             Во время изучения курса должна быть работы с картой, глобусом. Занятия проводятся в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятия,  по памятным местам), встречи с интересными людьми.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

  Результативность реализации программы отслеживается через:

-  защиту проектов, проводимую в различных формах:

- выступление для определённого круга лиц;

- буклет.

Технологии организации внеурочной деятельности:

  • технология развивающего обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектная технология;
  • технология разноуровнего обучения;
  • технология опорных конспектов;
  • информационные технологии

Средства организации внеурочной деятельности:

  • наглядные пособия;
  • технические средства;
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • Интернет – ресурсы.

Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на детей 8-9 лет. Курс рассчитан на 34 занятия по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.

  1. Планируемые результаты

К концу года учащиеся должны знать:

- историю своей семьи;

- иметь первоначальные представления об истории родного края и родного города;

- знать названия основных достопримечательностей города;

- называть основные предприятия города и кратко характеризовать ихпроизводство;

- названия редких животных и растений своего края;

- правила поведения на природе;

- правила поведения на экскурсии, в музее, в автобусе.

Учащиеся должны уметь:

- участвовать в беседах;

- составлять краткие сообщения по темам занятий;

- вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

- рассказывать об истории своей семьи;

- рассказывать о промышленности, хозяйстве, искусстве своего города;

- осознавать взаимосвязь хозяйственной деятельности людей с окружающей средой.

Познавательные УУД:

- уметь рассуждать, доказывать, аргументировать, моделировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать.

- искать информацию в словаре, в Интернете.

Коммуникативные УУД:

- уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;

- уметь работать в паре, понимать различные позиции других людей, ориентироваться на позицию партнёра, стремиться к сотрудничеству.

Личностные УУД:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- развивать этические чувства, навык сотрудничества со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД:

- понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, ставить цели;

- планировать свои действия, уметь давать самооценку и вносить коррективы в действия, проявлять инициативу.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Мой край на карте Родины

2

3

Я и моя семья

2

4

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

5

Моя улица

2

6

Наша школа

2

7

Моя малая Родина

4

8

Природа нашего края

2

9

Что дает наш край стране

2

10

Наш край богат талантами

2

11

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

12

История края

7

13

Красная книга родного края

4

Итого

34

                 

  1. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Дата

ЭОР

Всего

Теория

Практика

_34___ ч

1

Введение

1

0,5

0,5

фронтальный

1 неделя

http://samsud.ru

2

Мой край на карте Родины

2

1

1

фронтальный

2-3 неделя

http://samsud.ru

3

Я и моя семья

2

1

1

фронтальный

4-5 неделя

http://samsud.ru

4

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

0,5

0,5

2

1

1

фронтальный

6-7 неделя

http://samsud.ru

5

Моя улица

Наша школа

4

2

2

фронтальный

8-9 неделя

10-11 неделя

http://samsud.ru

6

Моя малая Родина

4

1

3

фронтальный

12-13-14-15  неделя

http://samsud.ru

7

Природа нашего края

2

1

1

фронтальный

16-17 неделя

http://samsud.ru

8

Практические работы.

2

1

1

фронтальный

18-19 неделя

http://samsud.ru

9

Что дает наш край стране

1

0,5

0,5

2

1

1

фронтальный

20-21 неделя

http://samsud.ru

10

Наш край богат талантами

2

1

1

фронтальный

22-23 неделя

http://samsud.ru

11

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

фронтальный

24-25 неделя

http://samsud.ru

12

Герб района, области.

История края.

2

1

1

фронтальный

26-27 неделя

http://samsud.ru

13

Красная книга родного края

2

1

1

фронтальный

28-29 неделя

http://samsud.ru

14

Кошкинский район, Самарская область.

История создания.

3

1

2

диагностика

31-34 неделя

http://samsud.ru

15-16

Итоговое занятие

1

0

1

фронтальный

http://samsud.ru

Итого

34

14,5

19,5

Приложение №1

Оценка достижения планируемых результатов освоения курса «Мой край родной»

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса ГБОУ ООШ с. Кошки

по курсу внеурочной деятельности «Мой край родной»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе.

Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД.

Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

 Следующая  карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет  определить уровень формирования метапредметных результатов

Приложение №2

Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности

 «Мой край родной»

ученика ____ класса    Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает ….

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

Если обучающийся набирает:

  • 10-12 положительных ответов - высокий уровень формирования метапредметных результатов.
  • 7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
  • 5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

Приложение №3

Уровневая карта  развития самооценки

Поведенческий индикатор

Показатель

Уровень

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Отсутствие оценки

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Адекватная ретроспективная оценка

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Неадекватная прогностическая оценка

Приложение №4

Личные достижения

Область достижений

Предмет, название вида спорта, название научной работы, сфера социально-культурных достижений

Достижение (место, кем выдан диплом или грамота)

Дата

Олимпиады

Спорт

Научная работа

Социально-культурная область

Приложение №5

Рефлексивная карта

ученика (цы) 4 класса

Ф.И.________________________________________

курса внеурочной деятельности «Мой край родной»

1. Чему я научился на занятиях?

2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

3.Над чем ещё надо поработать?

4. Где пригодятся знания?

5.В полную ли силу занимался?

6.За что можешь себя похвалить?

Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"

Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!»     Программу составила учитель начальных  классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...

Рабочая программа факультатива "Край родной"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Проектно-исследовательская работа ТЕМА: «Щучье – Мой дом родной»

Актуальность исследовательской деятельностиКаждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Поэтому мы выбрали тему своей работы: «Щучье – Мой дом родной»...