РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению проектно-исследовательская деятельность «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы Л.Д.Ласкина и Ю.Н.Александрова – Волгоград: Учитель, 2020.
На современном этапе развития общества у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–10 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от «27» августа 2024г. Руководитель МО _____________/Фадеева Г.И./ | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по ВР _________/Пономарева Н.И./ «28» августа2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ с.Кошки _________/ПанжинскаяЛ.И./ Приказ № 01/2908-1 от «29»августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: проектно-исследовательская деятельность
Название программы: «Мой край родной»
Класс: 4 Г
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю
Составлена в соответствии с Федеральной образовательной программой НОО.
Составитель: учитель начальных классов высшей категории Гусарова Светлана Александровна
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению проектно-исследовательская деятельность «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы Л.Д.Ласкина и Ю.Н.Александрова – Волгоград: Учитель, 2020.
На современном этапе развития общества у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–10 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
При наличии системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
- творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
- воспитать любовь к родному краю и бережное отношение;
- научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
- знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью курса «Мой край родной » является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:
- памятных мест;
- традиций и культуры;
- городов и сёл Самарской области и Кошкинского района
- знакомство с известными людьми;
- символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном
Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире.
Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:
- ставить цели;
- планировать свою работу;
- работать с разными источниками информации;
- перерабатывать информацию;
- выбирать способы реализации целей;
- выделять главное;
- оценивать свою деятельность
- общаться с другими детьми.
Цель программы – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
Основные задачи:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- изучить особенности Самарской области (климата, территории, истории);
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии.
Программа обучения рассчитана на обучающихся 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- Содержание программы
Тема 1. Введение
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Архивы – хранители истории. Роль музеев в сохранении исторического и культурного наследия края.
Тема 2. Мой край на карте Родины
Территория и географическое положение Самарской области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.
Тема 3. Я и моя семья
История моей семьи. Моя родословная (составление родословного древа). Творческий конкурс «Старая фотография рассказала». Профессии моих родителей. Встреча с людьми разных профессий.
Тема 4. Я и моя улица
Урок-экскурсия (виртуальная) по улицам села Кошки. История происхождения названий улиц села. Исторические объекты, мемориальные доски. Памятники архитектуры.
Тема 5. Природа нашего края
Растительный и животный мир Самарской области. Памятники природы. Экскурсия в краеведческий музей.
Учитывая, возрастные особенности третьеклассников, в структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
- природа и мы
- мой район, мой посёлок
- моя родословная
- мир животных и растений
- путешествия
- праздники
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся тесты, загадки, кроссворды, защиты проектов, которые побуждают детей к исследовательской деятельности.
Во время изучения курса должна быть работы с картой, глобусом. Занятия проводятся в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятия, по памятным местам), встречи с интересными людьми.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Результативность реализации программы отслеживается через:
- защиту проектов, проводимую в различных формах:
- выступление для определённого круга лиц;
- буклет.
Технологии организации внеурочной деятельности:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии
Средства организации внеурочной деятельности:
- наглядные пособия;
- технические средства;
- цифровые образовательные ресурсы;
- Интернет – ресурсы.
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на детей 8-9 лет. Курс рассчитан на 34 занятия по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.
- Планируемые результаты
К концу года учащиеся должны знать:
- историю своей семьи;
- иметь первоначальные представления об истории родного края и родного города;
- знать названия основных достопримечательностей города;
- называть основные предприятия города и кратко характеризовать ихпроизводство;
- названия редких животных и растений своего края;
- правила поведения на природе;
- правила поведения на экскурсии, в музее, в автобусе.
Учащиеся должны уметь:
- участвовать в беседах;
- составлять краткие сообщения по темам занятий;
- вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
- рассказывать об истории своей семьи;
- рассказывать о промышленности, хозяйстве, искусстве своего города;
- осознавать взаимосвязь хозяйственной деятельности людей с окружающей средой.
Познавательные УУД:
- уметь рассуждать, доказывать, аргументировать, моделировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать.
- искать информацию в словаре, в Интернете.
Коммуникативные УУД:
- уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;
- уметь работать в паре, понимать различные позиции других людей, ориентироваться на позицию партнёра, стремиться к сотрудничеству.
Личностные УУД:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- развивать этические чувства, навык сотрудничества со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД:
- понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, ставить цели;
- планировать свои действия, уметь давать самооценку и вносить коррективы в действия, проявлять инициативу.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мой край на карте Родины | 2 |
3 | Я и моя семья | 2 |
4 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 |
5 | Моя улица | 2 |
6 | Наша школа | 2 |
7 | Моя малая Родина | 4 |
8 | Природа нашего края | 2 |
9 | Что дает наш край стране | 2 |
10 | Наш край богат талантами | 2 |
11 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 |
12 | История края | 7 |
13 | Красная книга родного края | 4 |
Итого | 34 |
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | Дата | ЭОР | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||
_34___ ч | ||||||||||||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | фронтальный | 1 неделя | ||||||
2 | Мой край на карте Родины | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 2-3 неделя | ||||||
3 | Я и моя семья | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 4-5 неделя | ||||||
4 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить |
2 | 1 | 1 | фронтальный | 6-7 неделя | ||||||
5 | Моя улица Наша школа | 4 | 2 | 2 | фронтальный | 8-9 неделя 10-11 неделя | ||||||
6 | Моя малая Родина | 4 | 1 | 3 | фронтальный | 12-13-14-15 неделя | ||||||
7 | Природа нашего края | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 16-17 неделя | ||||||
8 | Практические работы. | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 18-19 неделя | ||||||
9 | Что дает наш край стране |
2 | 1 | 1 | фронтальный | 20-21 неделя | ||||||
10 | Наш край богат талантами | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 22-23 неделя | ||||||
11 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 24-25 неделя | ||||||
12 | Герб района, области. История края. | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 26-27 неделя | ||||||
13 | Красная книга родного края | 2 | 1 | 1 | фронтальный | 28-29 неделя | ||||||
14 | Кошкинский район, Самарская область. История создания. | 3 | 1 | 2 | диагностика | 31-34 неделя | ||||||
15-16 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | фронтальный | |||||||
Итого | 34 | 14,5 | 19,5 | |||||||||
Приложение №1
Оценка достижения планируемых результатов освоения курса «Мой край родной»
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса ГБОУ ООШ с. Кошки
по курсу внеурочной деятельности «Мой край родной»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе. | |||||||||
Анализ этих листов позволяет педагогу определить уровень сформированности УУД.
Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Следующая карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов
Приложение №2
Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности
«Мой край родной»
ученика ____ класса Ф.И._______________________________________________
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | ||
Применяет методы наблюдения. | ||
Оценивает …. | ||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
Если обучающийся набирает:
- 10-12 положительных ответов - высокий уровень формирования метапредметных результатов.
- 7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
- 5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Приложение №3
Уровневая карта развития самооценки
Поведенческий индикатор | Показатель | Уровень |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Отсутствие оценки |
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников. | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | Адекватная ретроспективная оценка |
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи. | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Неадекватная прогностическая оценка |
Приложение №4
Личные достижения
Область достижений | Предмет, название вида спорта, название научной работы, сфера социально-культурных достижений | Достижение (место, кем выдан диплом или грамота) | Дата |
Олимпиады | |||
Спорт | |||
Научная работа | |||
Социально-культурная область |
Приложение №5
Рефлексивная карта
ученика (цы) 4 класса
Ф.И.________________________________________
курса внеурочной деятельности «Мой край родной»
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3.Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5.В полную ли силу занимался? | |
6.За что можешь себя похвалить? |
Эта карта заполняется учеником в конце года и вкладывается в портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"
Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!» Программу составила учитель начальных классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...

Рабочая программа факультатива "Край родной"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Проектно-исследовательская работа ТЕМА: «Щучье – Мой дом родной»
Актуальность исследовательской деятельностиКаждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Поэтому мы выбрали тему своей работы: «Щучье – Мой дом родной»...
