Программа внеурочной деятельности Шахматы - школе
методическая разработка (2 класс)

Миргалиева Ольга Николаевна

Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirgalieva_vd_shahmaty_2_klass.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

ДЛЯ 2 КЛАССА

«ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ»

Класс:  2

Ф.И.О. учителя: Миргалиева Ольга Николаевна

     

 

 2018– 2019 учебный год

г. Нижневартовск

Паспорт  программы 

Шахматы - школе

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа внеурочного курса шахматы 2 класс  

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Категория обучающихся

Обучающиеся 2 класса  

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34 часа

Форма организации  учебной  деятельности

Внеурочная деятельность

Режим занятий

1 час в неделю


Пояснительная записка

Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Цели и задачи курса

Цель - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Общая характеристика курса

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован  на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Второй год обучения - 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 недели).

Содержание курса

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Планируемые результаты

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

К концу второго года обучения дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Материально-техническое обеспечение:

 шахматные доски с набором шахматных фигур;

  демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

 шахматные часы;

 шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;

 шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;

 мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек».

Учебно–методическое обеспечение

1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

2. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

3. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

Список литературы по программе

  1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
  2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
  3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
  4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
  5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
  6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
  7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
  8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
  9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
  10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
  11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
  12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
  13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
  14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата проведения

План

Факт

Повторение (2часа)

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

03.09

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

10.09

Краткая история шахмат (1час)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

17.09

Шахматная нотация (3часа)

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

24.09

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.

01.10

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.

08.10

Ценность шахматных фигур (4часа)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

15.10

Достижение материального перевеса.

22.10

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

29.10

Защита.

12.11

Техника матования одинокого короля (4часа)

Две ладьи против короля.

19.11

Ферзь и ладья против короля.

26.11

Ферзь и король против короля.

03.12

Ладья и король против короля.

10.12

Достижение мата без жертвы материала (4 часа)

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

17.12

Цугцванг.

24.12

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

15.01

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

22.01

Шахматная комбинация (15 часов)

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

29.01

Матовые комбинации. Тема завлечения.

05.02

Матовые комбинации. Тема блокировки.

12.02

Тема разрушения королевского прикрытия.

19.02

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

26.02

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

05.03

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

12.03

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

19.03

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

02.04

Тема превращения пешки.

09.04

Сочетание тактических приемов.

16.04

Патовые комбинации.

23.04

Комбинации на вечный шах.

30.04

Типичные комбинации в дебюте.

07.05

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

14.05

Повторение (1 час)

Повторение программного материала. Игровая практика

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»

Программа  внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Программа по внеурочной деятельности - ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ

Программа по внеурочной деятельности (1-4 класс) -"Шахматы-школе"...

Программа внеурочной деятельности "Шахматы - школе"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:- Федеральный закон от 29.12.20...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы - школе"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы-школе»  разработана на основе ФГОС начального общего образования  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики у...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы-школе"

Программа составлена на основе программы курса «Шахматы-школе» И.Г. Сухина для начальных классов общеобразовательных учреждений (См.: Программы курса «Шахматы - школе»: Для нач...