Родительское собрание 1 класс
материал (1 класс)

Кудинова Наталья Игоревна

Родительское собрание 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_1_klass_1_chet.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).

Школьные годы – долгая дорога,  сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика.

Система развивающего обучения Л. В. Занкова предлагает программу диагностики  «Школьный Старт». Учителя  нашего лицея уже не первый год  работают по этой программе.

Он позволяет:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

 - создать основу для развития универсальных учебных действий;

 - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

 - подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

 - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя;

 - позволяют включиться в учебный диалог на уроке;

 - помогают организовать деятельность на уроке и др.;

 - своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом;

 - с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов.

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

 Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя.

Обработка результатов диагностики

Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

 

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!

Чтобы понять каков он школьный старт? Необходимо понять, какой опыт имеет первоклассник: определить его готовность к обучению

9 СЛАЙД - Инструментальная готовность – Что я могу?, личностная готовность – Что я хочу?

10 СЛАЙД -Что включает в себя инструментальная готовность? Это прежде всего наблюдательность и мыслительные способности ребёнка, которые позволяют определить как ребёнок познаёт окружающий мир. Данные умения имеют и учебный смысл: формирование образа букв, цифр и других; узнавание знакомого предмета в схематическом образе; соотнесение нового знания со зрительным образом; постижение природных закономерностей, постижение способов действий и многое другое. Контрольные умения позволят проверить как ребёнок способен себя организовать. В следствие чего учебный смысл заключается в умении анализировать свою работу и находить в ней ошибки, четкое следование инструкции – основа любого обучения. Проверка коммуникативных умений направлена на определение способности ребёнка пользовать своей речью. Учебный смысл которых , заключается в умении обучающегося использовать коммуникативную ситуацию на уроке для получения учебной информации

11 СЛАЙД -Личностная готовность определяется мотивом или как говорят мотивацией, чего хочет ребёнок. Данная готовность так же имеет учебный смысл умения: интерес к школе может поддерживаться многими факторами (общение со сверстниками , с учителем; высокий уровень сложности заданий т.д.)

— Действительно, Вы правы, первые полгода обучения – очень важный и ответственный период в жизни первоклассника. Именно на этом этапе ребёнок может обрести уверенность в себе, почувствовать себя умелым, а может, напротив, увидеть свою слабость и неумелость, неспособность справляться с задачами, которые ставит перед ним школа, урок, учитель. Это во многом зависит от подготовки детей к школьному обучению.

— Как вы думаете, что позволит учителю узнать об уровне подготовки детей к обучению? (ответы родителей).

— Да, действительно, существует много диагностик для определения уровня подготовки детей к школе. Диагностика стартовой готовности – один из инструментов «настройки» процесса обучения на конкретных детей.

Слайд 2

— Посмотрите на шкалу, запишите на листе или запомните количество баллов, которым Вы оцениваете свои знания о диагностиках, определяющих уровень готовности детей к школе. (Родители оценивают себя).

Слайд 3

— Сейчас я хочу познакомить Вас с диагностическим комплектом «Школьный старт». Авторы комплекта: Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В. и Теплицкая А.Г.  На слайде Вы видите обложку тетради для индивидуальной работы. (В руках я держу тетрадь, листаю её).

Слайд 4

— На слайде перед Вами страницы с заданиями для выполнения. На каждой странице одно задание. Подробнее с заданиями я познакомлю Вас во время индивидуальных консультаций.

Слайд 5

— Авторы комплекта предлагают критерии стартовой готовности ребёнка, которые вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы говорят не столько о зрелости тех или иных психических процессов, необходимых для учения, сколько о том, что на их основе должны сформироваться определенные умения.

Инструментальный компонент стартовой готовности к систематическому обучению отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка.

(гиперссылка «Инструментальный», переход на следующий слайд)

Слайд 6

— На слайде Вы видите, что инструментальный компонент включает в себя 13 умений (с ними мы познакомимся позже). Перед Вами умения, которыми должен обладать ребёнок перед поступлением в первый класс.

Слайд 7

Базовый уровень говорит о том, что у конкретного ребенка или группы детей сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Авторами он назван «Могу».

Низкий уровень сформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. В любом случае данный ребенок или данная группа детей не готовы обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог. Сначала нужно устранить имеющиеся препятствия. Первым шагом может быть педагогическая программа индивидуальной работы, направленная на развитие соответствующих умений. Если у ребенка нет проблем в развитии, она поможет ему постепенно перейти от дошкольного к школьному уровню развития, и через некоторое время он сможет перенести полученный опыт в образовательные ситуации. Авторами он назван «Не могу».

(переход по кнопке «Назад» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 5

Второй компонент стартовой готовности – личностный.

(гиперссылка «Личностный», переход на слайд 8)

Слайд 8

Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе, а также показателя, отражающего готовность ребенка обучаться на повышенном уровне сложности.

(показываю на слайде «Учебная мотивация» образец страницы из тетради) Перед началом выполнения заданий № 3 и № 10 (они размещены на стр. 6–7 и 16–17 рабочей тетради соответственно) ребенку предлагается принять решение, какой вариант задания он будет выполнять – простой или сложный. Если ребёнок выбирает сложный вариант, то получает 1 балл, если простой  –  то 0 баллов.

(показываю на слайде «Отношение к школе»):

В задании на стр. 21 важно соотнести образ изображенного на рисунках Зайки и ребенка, работающего с тетрадью. Зайка выступает в роли первоклассника (первоклассницы). Дети дают эмоциональную оценку различным ситуациям от имени Зайки.

Слайд 9

Базовый уровень: личностная готовность в определенной мере представляет собой источник дополнительной «энергии», которую ребенок, помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, готов вкладывать в непростой, не всегда эмоционально привлекательный и физически затратный процесс обучения. Авторами он назван «Хочу».

Низкий уровень личностной готовности говорит о том, что этот внутренний источник «энергии» не сформирован, что сила воли ребенка питается не внутренними источниками интереса, а его отношением ко взрослому, внешними социальными факторами. Авторами он назван «Не хочу».

(переход по кнопке «Далее» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 10

— Входная диагностика «Школьный старт» была проведена с 15 по 21 сентября 2016 г. Задания предъявлялись всему классу в определенном темпе. В случае если у некоторых детей возникали сложности с выполнением заданий в одном темпе со всеми, им была предоставлена возможность доделать их в индивидуальном порядке. Ребята выполняли задания каждый в своей тетради.

Сейчас я познакомлю Вас с результатами диагностики. На слайде представлена таблица «Распределение по группам». Вы видите, что в первую группу попали 13 человек класса; во вторую – 9 человек, в третью – 3 человека, в четвертую – 1 человек.

У каждого из Вас на столе лежит лист с «Индивидуальными результатами» Вашего ребёнка.

(нажать Гиперссылку на надписи под таблицей «Индивидуальные результаты, переход на следующий слайд)

Слайд 11

— Под Фамилией и именем ребенка представлен номер группы, в которую попал Ваш ребенок по результатам диагностики (на слайде появляется красная стрелка).

Просигнализируйте, кто не нашел номер группы на листе. Хорошо, продолжаем работу дальше.

(переход по кнопке «Назад» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 10

На диаграмме представлена 1 группа (50 %) класса.

(нажать Гиперссылку подписи «Группа 1» на диаграмме, переход на сл. 12)

Слайд 12

Группа 1 «Могу и хочу»

Личностно зрелые дети, ориентированные на познание, инструментально готовые к обучению в 1 классе. Риски: потеря учебной мотивации при недостаточной сложности и интересности учебного материала. Нуждаются в поддержке познавательной активности, возможности демонстрировать свои достижения.

(переход по кнопке «Назад» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 10

На диаграмме представлена 2 группа (11,53 %) класса.

(нажать Гиперссылку подписи «Группа 2» на диаграмме, переход на сл. 13)

Слайд 13

Группа 2 «Могу, но не хочу»

Инструментально готовые дети, не испытывающие интереса к обучению. Риски: дальнейшее снижение учебной мотивации, развитие тревожности, снижение учебной успеваемости.

(переход по кнопке «Назад» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 10

На диаграмме представлена 3 группа (34,61 %) класса.

(нажать Гиперссылку подписи «Группа 3» на диаграмме, переход на слайд 14)

Слайд 14

Группа 3 «Не могу, но хочу»

Дети личностно и мотивационно готовые к школе, с несформированными инструментальными умениями. Риски: трудности в освоении метапредметных результатов, со временем – снижение мотивации и переход в 4-ю группу. Нуждаются в опоре на актуальные возможности помощи в формировании инструментальных умений.

(переход по кнопке «Назад» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 10

На диаграмме представлена 4 группа (3,84 %) класса.

(нажать Гиперссылку подписи «Группа 4» на диаграмме, переход на слайд 15)

Слайд 15

Группа 4 «Не могу и не хочу»

Дети, инструментально и личностно не готовые к обучению в школе. Риски: серьезные трудности в освоении учебной программы. Нуждаются в углубленной психолого-педагогической диагностике и анализе причин возникновения данной ситуации.

(переход по кнопке «Далее» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 16

— На этом слайде представлена диаграмма «Показатели по классу». Вы видите 13 умений инструментальной готовности и два личностной (родители читают названия умений). Стрелками показаны те умения, средний балл по которым в классе оказался самым низким. Это:

— детали информации;

— закономерность;

— мотивация (степень сложности).

(переход по кнопке «Далее» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 17

— Возьмите, пожалуйста, лист с «Индивидуальными результатами». Средние значения по классу представлены в последнем столбце таблицы (появляется первая красная стрелка).

В предпоследнем столбце Вы видите количество баллов, полученных вашим ребенком (вторая красная стрелка).

(переход по кнопке «Далее» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 18

— Переверните, пожалуйста,  лист. Вы видите диаграмму. Синим цветом показан результат класса (появляется красная стрелка), оранжевым – результат Вашего ребенка (появляется вторая красная стрелка). На диаграмме хорошо видно, какие умения у ребенка ещё не очень хорошо сформированы.

(переход по кнопке «Далее» в правом нижнем углу слайда)

Слайд 19

— Посмотрите на слайд, Вы видите уже знакомую Вам шкалу. Запишите на листе или запомните количество баллов, которым Вы на данный момент оцениваете свои знания о диагностиках, определяющих уровень готовности детей к школе (родители оценивают себя). Сравните это количество баллов с предыдущим. У кого изменился показатель? (поднимают руки). У кого-нибудь получилось 6 баллов? (Поднимают руки практически все родители).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....