Занимательный материал для уроков русского языка и математики
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Данные задания помогут разнообразить уроки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_material_na_matem.doc35 КБ
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_material_na_russk_yaz.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Приемы занимательности на уроках математики в 1-ом классе

Каждый учитель старается помочь детям легко и с увлечением учиться. Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы и т.п. – все это способствует развитию  мышления учеников. На лицах учеников можно наблюдать удивление, интерес и радость от возникшей догадки. А для нас, учителей, важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы.

Внимание детей мы привлекаем разными методами: красочным оформлением классного помещения, в котором отражается сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, занимательной формулировкой вопросов, задач, загадок, решением ребусов, логических упражнений и заданий развивающего характера.

Я использую различные виды наглядности: полную и неполную наглядность, символическую и представления по памяти.

Урок я начинаю с разминки, на которой предлагаю несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащие элементы математики.

Задания для проведения разминки.

-Красная Шапочка бабушке шла

И пирожки ей в корзинке несла:

Три с мясом, три с луком,

С капустой четыре.

Скажите же, сколько всего пирожков бабуле она принесет?

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

-Сколько всего героев тянули репку?

-Каких фигур больше,или

Задания для развития памяти и внимания.

- Учитель показывает рисунок  в течение 10 сек. Ученики должны запомнить его и нарисовать такой же по памяти.

- Дорисуй узор.

- Д/и «Что изменилось?»

- Д/и «Какая фигура с какой поменялась местами?»

- Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, расширять кругозор детей. Мне помогают математические цепочки.

Учитель задаёт вопрос и предлагает найти на него ответ на математической цепочке. К цепочке даны три ответа, рядом с каждым из ответов – число. Один из ответов верный. А как узнать какой? Для этого надо выполнить математические вычисления. Например, какое из животных обходится без пищи несколько дней?

5 – жираф

6 - верблюд

7 – носорог

5 + 2 – 3 + 1 – 1 + 2 =?

- На урок математики приходят звери из «Лесной школы»: ёж, белка, медведь, сова, заяц. Приведу некоторые игровые моменты «Кто составил пример?»

+    = 9

+    = 10

5 – медведь                  4 - белка

7 – ёж                           3 - заяц

Первый пример составили медведь и белка, второй ёж и заяц. Какие примеры могут ещё составить зверята?

- «Угадай число»

3 +      = 8

1 – медведь                  5 - белка

3 – ёж                           4 – заяц

Стараюсь ежедневно радовать своих учеников интересными заданиями, использую на уроках математики фактический материал. Работу по возможности сопровождаю соответствующими иллюстрациями.

Самый толстокожий в мире зверь – нильский бегемот. Толщина его кожи – 2см 5мм, а толщина кожи слона 1см 8мм. Так что поговорка «толстокожий как слон»

Не совсем справедлива.

Особый интерес для учащихся представляет индивидуальный раздаточный материал, имеющий образную форму (например, рыбки, яблоки, ёлочные игрушки, снежинки, с написанными на них примерами или задачами) и демонстрационный, используемый для достижения общей игровой цели (Например, «Соберём яблоки в корзину», «Украсим ёлку игрушками», «Опустим рыбки в аквариум»)

Работа со счётными палочками:

-Составьте геометрическую фигуру из 3-х палочек? Из 4-х? из 6-ти? Какие фигуры получились?

- Составить из палочек фигуру по образцу:

Задание: переложить две палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.

Вот ещё некоторые приёмы занимательности: д/и «Молчанка» (с использованием магнитных досок для рисования);

-графические диктанты;

-д/и «необычные ведёрки» (на ведёрке написан пример. Решив его нужно положить столько же игрушек, шишек и т. д)

Большинство описанных заданий не только способствует созданию игровой  атмосферы на уроке, но и дают большой развивающий эффект. Они направлены на развитие у младших школьников восприятия, воображения, логического мышления, конструкторско – практических умений, самоконтроля.



Предварительный просмотр:

     Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Сам процесс постижения нового должен стать для детей увлекательным, принося приобщение к неведомым ранее тайнам морального удовлетворения, чувство гордости за свои успехи.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.

Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Вини-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Вини-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.

Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.

«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.

«Эхо» Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д.

Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.

«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге.

Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов.

В начале урока, как орфографическую можно провести игру «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадку. Например:

Через поле и л.сок

 Подаётся г.л.сок

 Он б.жит по пр.в.дам-

 Скажешь здесь, а слышно там.

 (Телефон)

В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.

Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.

Слоговой аукцион «Кто больше?»

а) составить слова с сочетаниями чу-щу: то(чу), пи(щу) и т. д.

б) составить слова с сочетаниями ча-ща: ро(ща), све(ча) и т.д.

«Замени одним словом»

- Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

- Шестьдесят минут (Час)

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.

Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. Можно оформить альбом, в котором распределены загадки по темам: «Животные», «Растения», «Явления природы», «Искусство», «Профессии, инструменты и орудия труда», «Человек, его изобретения, вещи», «Герои сказок» и т.д.

Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.

Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:

Рыжий маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (Белка).

Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет -

Песенку поёт. (Кот).

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.

При изучении алфавита мы используем загадку:

Черные птички

 На каждой страничке.

 Молчат, ожидают,

 Кто их отгадает.

 (Буквы).

Задания:

Записать отгадку;

Расположить буквы отгадки в алфавитном порядке;

На каком месте в алфавите стоит первая буква отгадки? Третья?

Записать все буквы от «Б» до «К» или от «У» до «Ы» и т. п.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании словарных слов.

Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.

Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:

Чем зря кричать, лучше … (помолчать).

От лени болеют, от труда … (здоровеют).

Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.

Терпение и труд все перетрут.

Без труда нет добра.

Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.

Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова.

Задание: назвать слово.

Его корень в слове «вязать»,

 Приставка в слове «замолчать»,

 Суффикс в слове «сказка»,

 Окончание в слове «рыба». (Завязка).

Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные»

Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением.

Верхняя одежда. (Пальто).

Средство передвижения. (Машина.)

Аппарат полета в космос. (Ракета)

Человек, который летал в космос. (Космонавт).

Подземный транспорт. (Метро).

Предприятие, где делают машины. (Завод).

Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр).

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал к урокам русского языка по теме "Сочетания ЖИ - ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка "Упрямые Ж и Ш"...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал на уроках русского языка

Занимательный материал как средство повышения мотивации уроков русского языка...

Занимательный материал на уроках русского языка

Кроссворды,шарады,загадки    Игра помогает школьником быстро усваивать материал,учит логически мыслить и фантазировать   Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтв...