Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
рабочая программа

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Программы по дополнительному образованию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

        

Программа рассмотрена:

Метод. советом МАУ ДО «МУК п. Пионерский»

Протокол № 19 от 28.08.2020г.

  УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МАУ ДО « МУК п. Пионерский»

   ________________ П.И.Калёнов

Приказ № 186  от «28 » 08. 2020г.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Проектная мастерская»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

                                                      Программа предназначена для детей 8-13 лет

                                      Срок реализации программы – 1 год

                                                                   Количество обучающихся: индивидуальное обучение

                                                       Разработчик – Ахматдинова Ильсияр Раисовна

                                         педагог дополнительного образования

                               МАУ ДО «МУК п. Пионерский»

п. Пионерский

2020г.

Пояснительная записка

 Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту АДООП), МАУ ДО МУК п.Пионерский обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) «Проектная мастерская» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.28, п.4;
  2. Распоряжения правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  3. Приказа Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС);
  5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р;
  6. Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Порядок организации деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов»;
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г.;
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.3286-15.
  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных Программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
  10. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных  общеобразовательных  программ способствующих социально-психологической реабилитации,профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;
  11. Конвенции развития дополнительного образования и молодежной политикив ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 229 от 06.03.2014);
  12. Устава МАУ ДО «МУК п. Пионерский».

        Одна из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования, социализация детей с ОВЗ в условиях современности.

           На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

       Укрепление здоровья населения в значительной мере зависит от адекватной государственной политики, направленной на обеспечение условий достойной жизни населения, всестороннюю заботу о здоровье подрастающего поколения.

АДООП показывает, как  организация обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ОВЗ, реализуется в условиях учреждения дополнительного образования, как изучаются и учитываются в работе с обучающимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, как повышается мотивация их учебной деятельности.

АДООП выполняет заказ государства, связанного с необходимостью занятости детей с ограниченными возможностями здоровья и их подготовки к жизни в быстро меняющихся условиях, их интеграции в общество. 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей «Развитие  у обучающихся с ОВЗ умения и качества, необходимые человеку 21-го века». Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.           

          Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся с ОВЗ, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей с ОВЗ.

Получение дополнительного образования детьми с ОВЗ является одним из основных условий их эффективной социализации, полноценного участия в жизни общества и самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

Новизна программы Программа опирается на принципы доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную в приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а,  следовательно, способствует их общему психологическому развитию.

          Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).     

       Цель:

Основная цель курса - Развитие творческих способностей и личностного роста учащегося с ОВЗ через основы проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач в реальной жизни.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся с ОВЗ на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

    Задачи:

Обучающие:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

-научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;  пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

-научить оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия (далее по тексту УУД) у детей с ОВЗ;

- расширять кругозор; обогатить словарный запас детей,

-развивать творческие способности детей, умение анализировать, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

-развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого ребенка с ОВЗ проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; -вдохновлять детей на развитие коммуникабельности, дать возможность учащимся проявить себя.       

       В основе программы лежат следующие принципы:

1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание
оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству.

2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение.

3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет действия обучающихся.

4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки, «предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся.

6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности».

       Психолого-педагогические возрастные особенности учащихся

У большинства детей с ОВЗ, отмечается замедленный уровень познавательной активности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.

Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ОВЗ.

Образовательная система дополнительного образования вобрала в себя многие черты семейного воспитания и является комфортной для таких детей. Особая роль в образовательном процессе особенных детей отводится системной работе и взаимодействию педагога с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка.

Чем отчетливее родители понимают необходимость обучения, тем больших успехов добьется ребенок.

Благодаря дополнительному образованию ребенок с ОВЗ может значительно расширить круг общения, безболезненно проходить процесс социализации, развивать свой творческий потенциал и обеспечить дальнейший успех в избранной сфере деятельности.

        Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической  ретардации, трудностей восприятия учебного материала, выполняются дидактические правила:

1) стимулируется словесная регуляция и наглядно-образное мышление при выполнении фотографических упражнений;

2) максимально активизируется познавательная деятельность;

3) отдается  предпочтение игровому методу. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

4) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

      Каждый ребенок с ОВЗ уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы.

       Программа построена с учетом возрастных и психофизических особенностей  учащихся.  

Адресность: программа общеинтеллектуальной направленности предназначена для учащихся 8-13 лет.

Срок реализации программы и режим занятий.

Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся в разновозрастной группе 1 раз в неделю; продолжительность занятий – 2 академических часа (по 45 минут), с обязательным проведением физминуток и перерывов между занятиями. Непосредственная работа учащихся за компьютером при выполнении компьютерных и дидактических упражнений по выполнению проектов; продолжительность использования интерактивных и мультимедийных средств обучения на занятиях (электронных презентаций, обучающих видеороликов и других электронных образовательных ресурсов) – составляет не более 20 минут.

      Условия набора и формирования групп:

      Численный состав объединения уменьшен до 5 человек в группе, в связи с п. 21 приказа Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Год

обучения

Количество групп

Количество

учащихся

в группе

Количество часов

в неделю

Количество часов

в год

1

1

5 чел.

2ч.

72 (36 недель)

 Форма обучения – очная. 

Методические материалы.

а) Описание основных способов и форм работы с детьми

        Для успешной реализации данной  программы  используются  современные  методы  и  формы  занятий,  которые  помогают  сформировать  у  учащихся устойчивый  интерес  к  данному  виду  деятельности.                                                              

1.  Методы  создания  положительной  мотивации у обучающихся:                                         

- Эмоциональные: ситуации успеха,

- Волевые: предъявление  образовательных  требований,  формирование  ответственного   отношения  к  получению  знаний,  информирование  о  прогнозируемых  результатах  образования.    

- Социальные: развитие интереса быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в  результатах  коллективного  труда.  

- Познавательные: опора на  субъективный  опыт  ребенка,  решение творческих  задач,  создание  проблемных  ситуаций.                                      

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса – фронтальная и групповая, индивидуальная.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, то есть оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение.  

Обучение ведётся по направлению естественно - научная деятельность.

б) Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы и методы обучения

        На занятиях используются различные формы и методы обучения, словесные, наглядные, практические.

- словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания, проводит беседы;

- игровые - повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой;

- наглядные -  показ готовой работы, технологии  ее изготовления;

- практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков. Подготовка к выставке, создание мультимедийного проекта.

        Формы организации образовательного процесса: игры, эксперимент; рассказ, объяснение, беседа, лекция, игра, конкурс, выставка, защита проектов, наблюдение, практическое занятие, презентация, поход,  экскурсия.  Так же в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи,  пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно.

Ожидаемые результаты.

Предметные результаты освоения курса кружка «Проектная мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

Учащиеся должны усвоить:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:        

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере.

Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в основе которой лежит:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический   анализ   выполнения  проектов, участия  обучающихся  в   викторинах, дистанционных  и очных конкурсах,  активности обучающихся на занятиях;

- ведение творческого дневника обучающегося.

Формы аттестации/контроля.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектная мастерская» осуществляется педагогический контроль, выявляющий уровень и качество освоения учащимися учебного материала, степень сформированности практических умений и навыков проектной деятельности, а также динамику личностного индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ.

Механизм педагогического контроля включает в себя следующие компоненты:

- вводный контроль осуществляется в начале каждого учебного года в форме входной диагностики (опрос, практические упражнения) с целью определения начального уровня знаний, умений и навыков учащихся в данной предметной области;

- текущий контроль осуществляется на каждом занятии посредством педагогического наблюдения за выполнением проекта учащихся, устного опроса учащихся, а также в форме самоанализа и самооценки учащимися собственной учебно-познавательной деятельности;

- промежуточный контроль проводится по итогам учебного полугодия посредством опроса учащихся по изученным темам, педагогического наблюдения за выполнением проекта учащихся;

- итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде участия учащихся в научно-практической конференции.

Используемые формы и методы педагогического контроля позволяют системно отслеживать качество освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Проектная мастерская» на всех этапах ее реализации. Это, в свою очередь, дает возможность оценить динамику личностного и интеллектуального роста каждого учащегося, уровень развития его предметных знаний и практических навыков выполнения проектов.

Функции контроля учащихся:

- учебная (создание дополнительных условий для обобщения и осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков);

- воспитательная (стимул к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка);

- развивающая (возможность осознания учащимися уровня их актуального развития и определение перспектив);

- коррекционная (возможность для педагога своевременного выявления и корректировки недостатков образовательного процесса для детей с ОВЗ);

- социально-психологическая (предоставление возможности каждому ребенку оказаться в «ситуации успеха», возможность предоставления родителям (законным представителям) информации об успеваемости детей).

Формы проведения контроля учащихся в соответствии с дополнительной общеразвивающей  программой:

  • выставка работ;
  • открытые занятия;
  • презентация;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • сообщения, доклады;
  • защита проектов;
  • тестирование; защита реферата и др.

Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия, выставки, конкурсы.

Способы и формы фиксации результатов: творческие работы учащихся, перечень вопросов к устному опросу, протоколы наблюдений, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио.

Способы и формы предъявления результатов: творческие работы учащихся, анализ и оценка опросов и наблюдений, участие в выставках и конкурсах на уровне района и поселка, портфолио.  

Критерии оценки результативности отражают:

- уровень теоретических знаний (широту кругозора; свободу восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной терминологии и др.);

- уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.);

- уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей и др.).

Степень выраженности оцениваемого качества: высокий, средний, низкий уровень.

Вид оценочной системы: баллы.

Критерии связаны с целями и задачами программы и состоят из показателей, внешне проявляющихся признаков. Диагностическая карта заполняется по каждой группе обучающихся. Приложение 1. «Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы» (по результатам промежуточного, итогового контроля).

Определение степени освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  51  балл (100%):

  • 0-17 баллов (0-32%) – программа не освоена;
  • 17-25 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения программы;
  • 26-40 баллов (50-79%) – средний уровень освоения программы;

      -     41-51 балл (80-100%) – высокий уровень освоения программы.

Виды контроля:

  • текущий контроль;
  • итоговый контроль.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

адаптированной дополнительной общеразвивающей программы

 «Проектная мастерская»

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

в том числе

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

0

собеседование

2.

Виды проектов

10

6

4

тестирование

3.

Этапы проекта

25

10

15

доклады, сообщения

4.

Портфолио проекта

25

9

16

защита проекта

5.

Паспорт проекта

11

5

6

презентация

Итого

72

31

41

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ

дополнительной общеразвивающей программы «Проектная мастерская»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Методы и

формы обучения

Виды и формы контроля

Теория

Прак тика

Всего

1.

Введение

1

1

1.1.

Знакомство с понятием проект.

1

0

1

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

2.

Виды проектов

6

4

10

Практическая работа

Текущий: опрос

2.1.

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

6

4

10

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.

Этапы проекта

10

15

25

3.1.

Понятие проблемы проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.2.

Составление «Ромашки» - 6 П проекта:

  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио проекта

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Текущий: сообщение

3.3

Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, сменная обувь. Проект  “Перемена”

1

2

3

Рассказ

Текущий: опрос

3.4

Значение планирования в проектной деятельности

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: тестирование

3.5

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов. Проект  “Моя семья”

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.6

Виды информации и способы ее получения

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.7

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.8

Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Текущий: тест

3.9

Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта.

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: тест

4.

Портфолио проекта

9

16

25

4.1

Материалы и способы оформления портфолио

2

2

4

Рассказ, беседа, демонстрация

доклад

4.2

Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

4.3

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.4

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1

2

3

Рассказ, беседа, демонстрация

Практическая работа

4.5

«Сборка» портфолио проекта

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.6

Требования к презентации

1

3

4

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.7

Составление презентации

0

3

3

Рассказ, беседа, демонстрация

Собеседование

5.

Паспорт проекта

5

6

11

5.1

Структура паспорта проекта.

Проект «Наши бабушки и мамы»

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

5.2

Отбор материала для заполнения паспорта проекта

1

2

3

Рассказ, беседа, демонстрация

Защита проектов

5.3

Заполнение паспорта проекта

2

2

4

Практическая работа

Итоговый: презентация работ.

Всего

31

41

72

СОДЕРЖАНИЕ

дополнительной общеразвивающей программы естественно - научной  направленности

«Проектная мастерская»

1.Введение – знакомство с содержанием проекта – 1 час.

         Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

        Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

2.Виды проектов-10 часов

         По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

         По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

         По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: 

1. Учебные исследования;

2. Информационный (сбор и обработка информации);

3. Игровые (занятия в форме игры);

4. Творческие проекты;

5. Практико - ориентированные (практические).  

            Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

           Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

           Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

3.Этапы проекта - 25 часов

           Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

           Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

          Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

         Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

         По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

         Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

4.Портфолио проекта-25 часов

         Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

5.Паспорт проекта-11 часов

        Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио).

        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

 Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
  3. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  4.  Савенков А.И.  Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд.,  - Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.
  5. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 2012 - 320с.

Литература для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд.,  - Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.
  1. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет-  ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  1. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]   http://www.booklinks.ru/
  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 
  1.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 
  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 

Материально-техническое обеспечение:

-кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством столов и стульев (по количеству учащихся в группе);

- компьютерный класс, оборудованный компьютерами (не менее 10 шт.), с установленным необходимым программным обеспечением, выходом в Интернет;

- компьютеры (интерактивные планшеты) – 10 шт.;

- мультимедийный проектор – 1 шт.;

- экран – 1 шт.;

Ресурсно-дидактическое обеспечение:

- раздаточный материал;

- книжно-печатная продукция (пособия, рабочая тетрадь);

- наглядный материал (буклеты);

- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие видеоматериалы).

Кадровое обеспечение

         Образовательную деятельность по обучению учащихся с ОВЗ проектной деятельности осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Источник литературы

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 
  3. Что такое журналистика? (определение)  http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
  4. Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс]
  5. Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
  6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Приложение 1

Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

1

Личностные

2

 Метапредметные

3

Предметные

(если имеются)

Приложение2

Диагностический инструментарий для выявления проектных умений

(самооценка учащихся)

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею

Ф.И. ученика___________________________________________________________________

№п/п

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1

Формулировать проблему

2

Ставить цель

3

Ставить задачи

4

Выбирать методы и способы решения задач

5

Планировать работу

6

Организовать работу группы

7

Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.

8

Выбирать вид конечного продукта проекта

9

Выбирать форму презентации конечного продукта

10

В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект

11

В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

12

Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта

Таким образом,  в процессе  работы по проектной деятельности  у детей формируется:

- позитивная самооценка, самоуважение;

-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование умения работать с информацией;

Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа  всероссийского  конкурса  педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

Рабочая программа кружок кройки и шитья "Юные дизайнеры"

Рабочая программа кружка кройки и шитья "Юные дизайнеры"...

Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"

Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Конкурсная программа "Юный дизайнер"

Представляю вашему вниманию сценарий конкурсной программы "Юный дизайнер", для проведения во внеурочное время для популяризации профессий мира моды....

Рабочая программа По курсу внеурочной деятельности «Юный дизайнер»

Личностныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиядолжныотражать:1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий...