Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (4 класс)

Любовская Наталья Алексеевна

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Цель программы:

  • - приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.
  •  - стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи  программы:

  • - обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • - развитие творческой активности детей;
  • - стимулирование интереса к наукам;
  • - ознакомление с научной картиной мира;
  • - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Сроки реализации программы: 1 час в неделю, всего  -  34 занятия в год.

Практическая значимость занятий заключается в том, что:

  • - проектная деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
  • - актуализирует субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;
  • - проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Формы и режим занятий:

  • Занятия проводятся во внеурочное время в форме игр - исследований, игр - выступлений, экскурсий - наблюдений, творческих конкурсов и конференций.

Ожидаемые результаты:

  • - Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
  • - Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и  умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
  • - Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.
  • - Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Форма организации: клубные занятия проводятся 1 раз в неделю, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Начальная школа 21 века») Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы контроля:

Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися

Универсальные учебные действия, формирующиеся в ходе реализации данной программы:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и            межличностных отношениях.
  2. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
  3. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
  4.  Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее             личностный моральный выбор.

       Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным               эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  5.  Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ     действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  6. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия - это:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  2. оиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.
  3. Структурирование знаний;
  4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  7. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных            текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,                    публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ.
  1. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

  • 1.   Умение задавать вопросы.
  • 2.   Умение видеть проблему.
  • 3.   Умение выдвигать гипотезы.
  • 4.   Умение давать определения понятиям.
  • 5.   Умение обобщать и классифицировать.
  • 6.   Умение и навыки наблюдения.
  • 7.   Умения и навыки осуществлять наблюдения.
  • 8.   Умение анализировать и делать выводы.
  • 9.   Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов).
  • 10.  Умение работать с текстом.
  • 11.  Умение доказывать, защищать свои идеи.

Уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Цель работы над проектами в начальной школе -

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи -

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная

Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);

Третий этап

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
  • заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • выполнение итогового теста;
  • оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)

          Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал,
  • книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • наглядные пособия,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация.

Учебно-тематический план

Тема проекта

Содержание, методические приемы

кол.

час.

Дата проведения

1

Школа добрых дел.

Экскурсия по территории школы.

1

2

Индивидуальная работа над проектом

1

3

Защита проекта

1

4

Сувенир в подарок

Изготовление сувениров, посвященных дню Учителя

1

5

Моя родословная

Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». Рассказы о своей семье.

1

6

Подбор «дерева» /раскраска/ для проекта

1

7

Семейный мини-проект «Генеалогическое дерево»

1

8

Защита проекта

1

9

Красные дни календаря

Беседа «Главные праздники страны».

1

10

Работа над проектом, поиск информации. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».

1

11

Коллективная работа «Составление календаря»

1

12

Медведь – символ России

Беседа «Медведь - это олицетворение характера России, ее истории, природы»

1

13

Индивидуальная работа - поиск необходимой информации

1

14

Коллективная работа «Составление презентации»

1

15

Березка – символ моей Родины

Беседа «Россия начинается с берез»

1

16

Индивидуальная работа – поиск и отбор необходимой информации

1

17

Коллективная работа «Альбом»

1

18

Часы

Беседа «Какие бывают часы»

1

19

Работа над проектом, поиск информации. Конкурс рисунков «Часы у меня дома».

1

20

Коллективная работа «Стеназета»

1

21

Прилагательные в загадках

Индивидуальная работа – поиск и отбор необходимой информации

1

22

Коллективная работа «Книжка-раскладушка»

1

23

Моя улица

Беседа «Что такое улица»

1

24

Сбор необходимой информации

1

25

Индивидуальная работа над проектом

1

26

Разведка весенних примет

Экскурсия «Весенние приметы»

1

27

Коллективная работа «Наглядное пособие»

1

28

Быть другом – значит творить добро!

Беседа «Быть другом – хорошо». Тест «Хороший ли ты друг»

1

29

Индивидуальная работа над проектом

1

30

Боевые подвиги

«Катюши»

Беседа о Великой Отечественной войне

1

31

Конкурс раскрасок «Великая КАТЮША»

1

32

Поиск и отбор необходимой информации

1

33

Коллективная работа «Составление презентации»

1

34

Подведение итогов

Чему научились?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...

Рабочая программа "Я- исследователь", "Я - ученик"

Рабочая программа "Я- исследователь" на 2012-2013 год для 1 класса...

Рабочая программа «Я – исследователь»

Рабочая программа «Я – исследователь»  для 4 класса разработана на основе программы курса «Я – исследователь»  автора  А.И.Савенкова (2011 года)....

Рабочая программа "Я-исследователь" 2 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс...

рабочая программа "Я исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельность...