Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
рабочая программа (4 класс)

Любовская Наталья Алексеевна

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_finansovaya_gramotnost.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

  • Нормативно-правовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС  начального общего образования:

-Рабочая  учебная программа по  технологии разработана и составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века»

-ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) и от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540)

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993);

- нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений

- Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 4 класс, Москва «Вита- ПРЕСС», 2019 год,   в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).

  • Цель:

развитие экономического образа мышления;

воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

  • Задачи:

учить планировать личный бюджет и постановку целей; рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады); познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний; познакомить с понятиями «право» и «налоги»; формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

  • Общая характеристика учебного предмета    

Основные содержательные линии курса:

        • деньги, их история, виды, функции;

        • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Новизна данной программыв том, что она повышает уровень развития  способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые  не входят  в школьную программу.

                                                                                                         

  • Место курса в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Финансовая грамотность» является внеурочным  курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 0,5 час в неделю,  составлена на 17 часов в год  для  учащихся  4 классов.

  • Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программывнеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.   Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 4класс общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. Заказчиком которой выступает Минфин России.

  • Технологии, методики:

проблемное обучение, поисковая деятельность, продуктивная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности (КМД), интерактивные технологии. Основой формирования у третьеклассников позиции школьника в рамках ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результат.

  • Виды деятельности:
  1. познавательная;
  2. игровая.

  • Формы организации деятельности:
  1. этические беседы;
  2. мини-исследования;
  3. посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
  4. игры.

  • Формы и методы контроля:

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

2. Планируемые результаты обучения

 Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

3.Содержание тем учебного курса

4 класс

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Что такое деньги и какими они бывают

8

Что такое деньги и откуда они взялись. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Валюты.

2

Из чего складываются доходы в семье

4

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги?На что семьи тратят деньги?Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры?Как приумножить то, что имеешь?Как правильно планировать семейный бюджет?

3

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

5

Как тратить с умом?Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги.

Итого

17

4.Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Тема занятия

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

1

Как появились деньги.

2

История Российских денег.

3

Какими бывают деньги.

4

Банки. Банкоматы и банковские карты.

5

Безналичные деньги и платежи

6

Как я умею пользоваться деньгами.

7

Что такое валюта.

8

Проверим, что мы узнали

9

Откуда в семье берутся деньги.

10

Подсчитаем все доходы семьи

11

На что семья тратит деньги.

12

Подсчитаем все доходы семьи.

13

Как запланировать семейный бюджет.

14

Правила составления семейного бюджета.

15

Учимся составлять семейный бюджет.

16

Учимся составлять семейный бюджет.

17

Итоговая проверочная работа