Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_finansovaya_gramotnost.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС начального общего образования:
-Рабочая учебная программа по технологии разработана и составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века»
-ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) и от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540)
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993);
- нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений
- Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 4 класс, Москва «Вита- ПРЕСС», 2019 год, в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).
- Цель:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
- Задачи:
учить планировать личный бюджет и постановку целей; рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады); познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний; познакомить с понятиями «право» и «налоги»; формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
- Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программыв том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
- Место курса в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Финансовая грамотность» является внеурочным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 0,5 час в неделю, составлена на 17 часов в год для учащихся 4 классов.
- Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программывнеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 4класс общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. Заказчиком которой выступает Минфин России.
- Технологии, методики:
проблемное обучение, поисковая деятельность, продуктивная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности (КМД), интерактивные технологии. Основой формирования у третьеклассников позиции школьника в рамках ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результат.
- Виды деятельности:
- познавательная;
- игровая.
- Формы организации деятельности:
- этические беседы;
- мини-исследования;
- посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
- игры.
- Формы и методы контроля:
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
2. Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
3.Содержание тем учебного курса
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 8 | Что такое деньги и откуда они взялись. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Валюты. |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 4 | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги?На что семьи тратят деньги?Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры?Как приумножить то, что имеешь?Как правильно планировать семейный бюджет? |
3 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 5 | Как тратить с умом?Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. |
Итого | 17 |
4.Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ | Тема занятия | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
1 | Как появились деньги. | ||
2 | История Российских денег. | ||
3 | Какими бывают деньги. | ||
4 | Банки. Банкоматы и банковские карты. | ||
5 | Безналичные деньги и платежи | ||
6 | Как я умею пользоваться деньгами. | ||
7 | Что такое валюта. | ||
8 | Проверим, что мы узнали | ||
9 | Откуда в семье берутся деньги. | ||
10 | Подсчитаем все доходы семьи | ||
11 | На что семья тратит деньги. | ||
12 | Подсчитаем все доходы семьи. | ||
13 | Как запланировать семейный бюджет. | ||
14 | Правила составления семейного бюджета. | ||
15 | Учимся составлять семейный бюджет. | ||
16 | Учимся составлять семейный бюджет. | ||
17 | Итоговая проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Рабочая программа "Путь грамотности для 1 класса"
Программа для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...
Рабочая программа "Фининсовая грамотность" 4 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений ...