Культура речи учителя
материал

Нарыжных Татьяна Ивановна

В настоящее время к культуре речи учителя всегда уделяется много внимания, это говорит об эрудиции, интеллекте, этике и воспитании педагога.

«Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» так говорил Л.И. Скворцов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_tip.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи учителя

Реферат

Исполнитель:

Нарыжных Татьяны Ивановны

Учитель начальных классов

МБОУ Ирбинская СОШ №6

Большая Ирба
2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                  3

1. ГЛАВА РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ                                              4

2. ГЛАВА КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ                                           5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    7

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время к культуре речи учителя всегда уделяется много внимания, это говорит об эрудиции, интеллекте, этике и воспитании педагога..

«Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» так говорил Л.И. Скворцов. (1)

Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения речью: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».

Профессиональная речь учителя является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-педагогическая компетентности.

Согласно государственному образовательному стандарту учитель, должен быть готов к выполнению следующих основных видов профессиональной деятельности:

– учебно-воспитательной;

– социально-педагогической;

– культурно-просветительной;

– организационно-управленческой;

– научно-методической.

  1. ГЛАВА. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение учителя с учениками и с их родителями, а так же с коллегами осуществляется при помощи речи.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.(4)

Речь  - это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытия всего опыта, характера, намерений и чувств человека.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы, а также звуки назализации -“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

Таким образом, можно сказать о том, что устная речь является важнейшим элементом педагогического мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач, но и позволяет учителю общаться с учениками, с коллегами и родителями учеников.

2. ГЛАВА. КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Одной из составляющих культуры речи является качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. [3]

Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью. Такие требования предъявляются к голосу учителя.

Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Изучив эти требования, отметим, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

К речи педагогов со времен еще Е.И. Тихеевой предъявляются следующие требования:

1. Речь педагогов должна быть абсолютно грамотной, литературной.

2. Речь учителя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

3. Форма и содержание речи необходимо согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткие, простые.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.

5. Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть, и мышления

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

8. Речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В результате можно сказать о том, что учитель должен быть артистом своего рода, он должен уметь управлять своим голосом, своей речью. Ведь учитель не может заранее знать, как ученик будет реагировать на его тон и темп речи, поэтому учитель должен видеть и чувствовать, как необходимо разговаривать с учениками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во все времена перед учителем стояла и стоит серьезная задача, он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка.

Речь учителя должна быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2010.
  2. Ермаков С.А. Культура и человек// Очерки по философии/ Под ред. Э.Ф. Звездкиной. Новгород, 1993. С. 40.
  3. Молочинская, Е.Г./ Инфоурок // Требования к речи педагога – (https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-trebovaniya-k-rechi-pedagoga-1006540.html)
  4. Речь// (https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Культура речи учителя

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.  И кто как не У...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Культура речи учителя

Презентация на тему "Культура речи учителя"...

"Формирование культуры речи у младших школьников" выступление на ШМО учителей нач.классов

Формирование  культуры  у младших школьников.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.Есть несколько условий, без которых речевая д...

Культура речи учителя

Материал по культуре речи учителя...

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...