Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.
статья (4 класс)
Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.
При работе с особыми детьми существуют различные методики. На практике, в своей работе часто использую социальные истории. Они помогают ребенку разобраться в сложной ситуации, предупредить нежелательное поведение. Социальные истории - это небольшие рассказы, описывающие последовательность определенных действий в конкретной ситуации. Социальные истории для особых детей рассказывают о том, что происходит в конкретной ситуации, и показывают ребенку, как в этом случае нужно себя вести. Такие инструкции помогают структурировать поведение ребенка и уменьшить его тревожность.
Социальные истории применяются в самых разных ситуациях. Например, их можно использовать:
- для развития социальных навыков (как попросить о помощи, как вести себя в компании, как поздороваться или попрощаться перед уходом и т.д.)
- для развития навыков по уходу за собой (как принять душ, почистить зубы, одеться и т.д.),
- для развития академических способностей;
- в поведенческой стратегии (помогают бороться со страхами и навязчивыми мыслями, помогают успокоится, когда ребенок злится или нервничает и т.д.)
- для наглядного объяснения, как отреагируют окружающие на ситуацию, и чего будут ждать от самого ребенка;
- в качестве помощи аутичному ребенку при изменении привычного расписания (когда идет дождь, я не выхожу гулять на улицу, вместо этого я …).
Изучать социальные истории с аутичным ребенком можно по следующей схеме:
- Напишите историю о приятном для ребенка событии (например, опишите поход в парк: как ребенок собирался с мамой в парк, ехал на машине или в автобусе, что делал в парке, как возвращался домой), приложите картинки или фотографии. Ребенок будет относится положительно к чтению таких историй, и в следующий раз, когда рассказ будет описывать тревожную ситуацию, ему будет проще ее воспринимать.
- Выбрав время, когда ребенок спокоен и расслаблен, предложите ему почитать историю вместе. Объясните, что она написана про ребенка и специально для него. Давайте одну историю за раз, для того, чтобы ребенок не был перегружен информацией.
- Просматривайте социальную историю так часто, как необходимо: каждый день, периодически или же только в ситуациях, для которых написана история. Если в истории участвуют другие люди (брат, бабушка, учитель), постарайтесь привлечь их к чтению социальных историй.
- После того, как желаемый результат будет достигнут (ребенок запомнит, как действовать в этой ситуации, избавится от страха, перестанет проявлять агрессию), постепенно отходите от чтения социальной истории. Можно или увеличьте промежутки между ее чтением, или же внести в историю изменения, которые помогут развить новые необходимые навыки.
Как правило, социальная история пишется от имени ребенка, то есть от первого лица. Но если она связана с негативными воспоминаниями, ребенок может не захотеть слушать такую историю о себе. Тогда можно заменить персонажа другим мальчиком, девочкой, животным и вести рассказ от третьего лица.
Иллюстрации помогают особым детям воспринимать информацию. Однако рассказы могут быть и без иллюстраций либо в устной форме. Можно также снять специальное видео или использовать куклы или фигурки персонажей. Главное, чтобы подача информации была доступной для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354904-1385461544.jpg)
Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-1330378-1619002542.jpg)
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1232116-1708776042.jpg)
Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка
Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-773693-1474640249.jpg)
«Современные методы коррекции нежелательного поведения детей с РАС»
Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аут...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия....