Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
консультация на тему

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы успешности работы группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pps.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое  сопровождение развития ученика с ОПФР и сопровождение процесса его обучения в интегрированном классе – одни из актуальных проблем образовательной интеграции

      Социокультурные изменения, происходящие в с современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, актуализацию исследований, посвященных разным аспектам истории, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования. Сегодня актуальным является не только переименование специальных школ, внедрение более гуманных терминов, но и проведение разъяснительной работы среди педагогов, населения, подключение средств массовой информации к работе, направленной на формирование гуманного отношения к лицам с ОПФР.

Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми с ОПФР, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей, определенных моделью деятельности, педагог должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей деятельности, иными словами, определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.

 «Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и родителями учебного заведения, базовое и профессиональное образование, реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества…» (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» ст. 27).

Интегрированное обучение в современной педагогике рассматривается как совместное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития в структуре одного класса на условиях партнерских взаимоотношений и рассматривается как одно из возможных средств социализации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями.

С целью регулирования процесса образовательной интеграции, преодоления трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников, актуализации личностного потенциала развития особого ребенка, формирования межличностных отношений между участниками образовательного процесса в учреждении образования создаются группы психолого-педагогического сопровождения.

Цели психолого-педагогического сопровождения:

Реализация права детей с ОПФР на получение адресной квалифицированной корекционно-педагогической помощи.

Создание необходимых условий для успешной социализации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития путем реализации комплекса просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для развития, обучения, воспитания и социализации личности.

Задачи:

Защита прав и интересов детей, обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки.

Содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.

Оказание содействия педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.

Квалифицированная комплексная диагностика развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов, для предупреждения возникновения проблем развития, обучения, воспитания и социализации.

Оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Содействие в укреплении взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.

Консультативно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Принципы  ППС:

     1. Принцип рекомендательного характера

2. Принцип приоритета интересов сопровождаемого

3. Непрерывность сопровождения

4. Мультидисциплинарность.

Направления деятельности:

Информационно-аналитическое.

Профилактическое

Диагностическое

Коррекционно-развивающее

Просветительское.

Факторы успешной работы группы:

- необходимость тщательной диагностики

- необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях

- необходимость четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с

- необходимость сочетания образовательной, коррекционной, воспитательной и лечебной деятельности

- необходимость наличия динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка.

- включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Этапы индивидуального сопровождения ребёнка с ОПФР:

сбор информации о ребёнке;

анализ полученной информации;

этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка специалистами для педагогов и родителей , составление плана комплексной помощи для каждого ребёнка;

консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;

выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;

определение перспектив дальнейшего развития ребёнка;

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения

Субъекты

Ведущие функции

Учитель класса

Обучение ребенка с особенностями психофизического развития  на основе его учебно – познавательных возможностей

Учитель- дефектолог

Коррекция мыслительных процессов, развитие высших психических функций, коррекция нарушений чтения и письма, развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных умений.

Психолог

Диагностика и выявление индивидуальных качеств в личности, программирование возможностей ее коррекции, выработка мотивационных процессов к обучению, коррекция эмоционально-волевой сферы, адаптация ребёнка в классе, изучение межличностных отношений в классе, профилактика вторичных нарушений

Социальный педагог

Изучение социальной  адаптации  ребенка в семье, взаимодействие  с семьей, формирование и развитие воспитывающего потенциала семьи

Воспитатель ГПД

Диагностический контроль по вопросам социальной адаптации ребенка в семье, в детском коллективе. Развитие личности  ребёнка с  особенностями психофизического развития, привлечение его к коллективным делам группы, к совместным играм.

Учитель физической культуры

Определение дефектов физического развития ученика, развитие общей моторики, формирование умения выполнять жизненно-важные движения. Преодоление или ослабление отклонений в физическом развитии

Учитель музыки и пения

Формирование элементов музыкальной культуры, коррекция и развитие слухового восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств

Учитель ИЗО

Формирование представлений о взаимосвязи искусства с жизнью, развитие эмоциональной сферы, коррекция познавательной деятельности ученика    

Учитель трудового обучения

Формирование представлений и знаний об организации рабочего места, правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований на занятиях с различными материалами, назначение и названия инструментов. Формирование двигательных трудовых навыков, коррекция мелкой моторики

Родители

Формирование общественно- значимой личности, создание условий для ее развития в семье, дома

Детский коллектив, классный руководи

тель

Коррекция оценки и самооценки личности. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольной регуляции поведения. Формирование моральных представлений. Обеспечение возможности самовыражения ребёнка с ОПФР. Развитие коммуникативных навыков.

Администрация школы

Координация усилий субъектов по созданию условий социально- психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе

Ребенок в школе

Получение образования в соответствии с интеллектуальными возможностями

Работа группы  по психолого-педагогическому сопровождению процесса образовательной интеграции правомерна и позволяет:

- повысить качество образования детей

- включить всех педагогов, задействованных в образовательной интеграции, в процесс формирования партнерских отношений взрослых и детей

- активизировать взаимоотношения родителей с учреждением образования, в котором учится ребенок с особенностями психофизического развития, включить их в процесс сопровождения

- адаптировать детей с ОПФР к условиям массовой школы и поддержать их на пути совместного обучения со здоровыми сверстниками

- повысить педагогическое мастерство участников образовательной интеграции

- получить  достоверные сведения, на основе психологических и социометрических исследований, мониторингов, диагностических данных, о результатах развития учеников с ОПФР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью...

Протокол заседания районного профессионального (методического) объединения учителей начальных классов №3 от 19.04.2018

1. «Коуч – сопровождение работы с одаренными детьми в образовательномпространстве», (разработка индивидуального образовательного маршрута)2. «Работа с одаренными детьми в образ...

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития...

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ВоркутыРеализация системно-деятельностного  подхода в учебной деятельности....