Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
консультация на тему

В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_i_pokazateli.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    Важным этапом педагогического процесса в школах является проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся. Содержание десятибалльной шкалы и показатели результатов учебной деятельности учащихся 1-го отделения вспомогательной школы не совпадают с критериями и показателями, принятыми в общеобразовательной школе.

Само - собой, что такого ребенка  нельзя  оценивать  по  требованиям, предъявленным к интеллектуально сохранным детям. Развитие ребенка c интеллектуальной недостаточностью  происходит  на  дефектной основе, на базе диффузного  поражения  коры  головного  мозга. Так как степень этого поражения у детей  различна, то  они  отличаются  по уровню интеллектуального развития, по возможностям усвоения  учебного материала. Главная задача учителя - дефектолога  направлена на коррекцию дефектов его  развития с помощью как специально организованных коррекционных и учебных занятий.  Цель всей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью - социальная адаптация и подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

Обучение во вспомогательной школе не является самоцелью. Цель - компенсация дефекта. Учебные предметы выступают как средство  достижения цели. Хотя, безусловно, знания, умения, навыки, полученные  ребенком на уроках русского языка, математики, чтения и других расширяют зону его актуального развития и пригодятся в жизни, но  главное, что коррекционная работа, проводимая с помощью данного учебного материала, позволила  развивать  мышление, память, внимание, пространственные и временные представления, позволила более  адекватно оценивать окружающую  реальность. Педагог, в течение года-двух научивший неговорящего ребенка не только понимать обращенную речь, но и самому произносить хотя бы  отдельные  предложения, заслуживает большого уважения, нежели  учитель, добившийся  от интеллектуально сохранного  ребенка  понимание  переместительного закона.

В зависимости от структуры дефекта аномальный ребенок имеет разные потенциальные возможности в  усвоении  различных учебных предметов.    Например, при левостороннем поражении коры головного мозга  ребенок может успешно запоминать стихотворение, таблицу умножения, имена, улицы, т.е. все, для чего требуется механическая память, и  с  огромным трудом решает простые математические задачи в 1-2 действия, не говоря уже о построении собственного логического умозаключения.

Как известно,  при умственной отсталости происходят изменения  в эмоционально-волевой сфере ребенка, что приводит в одних случаях к резкой смене настроения, работоспособности, в других -  к  неадекватному поведению, то становится понятно, что применить к умственно отсталому ребенку пятибалльную (десятибалльную) оценку знаний с такими жесткими требованиями как в массовой школе невозможно. 

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. При оценке письменных работ учащихся, например,  страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей.

Содержательно-оценочная основа обучения предполагает характеристику деятельности ученика, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что выставляется та или иная оценка. Характеристика может быть как развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме, в виде рецензии.

   Оценки бывают вербальными (словесными) и невербальными – в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр. Οни могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный – типа «см» – «смотрела». В практической деятельности следует опираться на следующие правила поощрения:

· сравнение ребенка с самим собой;

· учет мотива действий;

· приоритет малых мер положительной оценки;

· использование внешних достоинств в целях проявления внутренних;

· интерпретация негативных проявлений как позитивных.

При оценке деятельности учащихся, обучающихся по программе специального образования, используются индивидуальный и дифференцированный подходы.

В 1-2 классе при безотметочном обучении среди альтернативных могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!»

  Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 года № 93 “ О утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью” определяет текущую и промежуточную аттестацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью 1-3 классов на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение). С 3 класса результаты учебной деятельности учащихся 1-го отделения вспомогательной школы оцениваются в баллах по 10-балльной шкале отметок на основании «Критериев и показателей 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью» (1-ое отделение вспомогательной школы).  Положительными отметками в 1-ом отделении вспомогательной школы являются 1-10 баллов. При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.

  Десятибалльная система оценивания в 1-ом отделении вспомогательной школы предполагает реализацию принципов личностно-ориентированного образования, переориентацию оценочной деятельности на оценку достижений учащихся, а не их недостатков.

Если при оценивании нормативно развивающихся школьников учитель стремится «подловить» ученика на незнании, то учащихся с ИН учитель-дефектолог, наоборот, стремится «подловить» на знании.

Оценка выполняет информационную, диагностическую, мотивационную, воспитывающую и стимулирующую функции. Система оценивания учебного труда учащихся учитывает: результативность всех видов учебной деятельности ученика; процессуальную сторону усвоения учебного материала; проявление индивидуальных и личностных качеств.

   Каждый ответ ученика в 1-го отделении вспомогательной школы оценивается дифференцированно с учётом общей динамики продвижения в овладении знаниями и умениями и тех фактических знаний и умений, которые он приобретает по изучаемым разделам программы за определённый промежуток обучения.

   Десятибалльная шкала оценивания является интегральной системой и включает оценку знаний, познавательной деятельности учеников и их личных достижений (Т.Л. Лещинская, С.Ф. Левяш, Т.В. Лисовская, 2003).

Оценка учебных достижений детей осуществляется на основе таких критерий, как

-  различение,

-  запоминание,

-  понимание,

-  применение в практической деятельности.

   Степень полноты проявления показателей учебной деятельности учащихся представляет собой уровни учебной деятельности учащихся.

Каждому уровню устанавливается определённый диапазон отметок (баллов). Требования к подготовке учащихся 1-го отделения вспомогательной школы предъявляются с учётом разных уровней усвоения ими учебного материала и сформированности умений.

Различают репродуктивные и продуктивные умения.

Репродуктивные умения формируются в действиях по образцу.

Продуктивные умения формируются в действиях, с помощью которых учащиеся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения.

Оба вида умений в реальной учебной деятельности тесно переплетаются между собой.

На основе данных и других параметров выделяются уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала):

Уровни учебной деятельности

Уровни

Отметки (баллы)

Показатели оценки

1 уровень (рецептивный)

Узнавание

1

очень слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях

2

слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

2 уровень

(рецептивно –  репродуктивный)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

3

посредственно

Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

4

удовлетворительно

Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

3 уровень

(репродуктивно - продуктивный)

Понимание  (осознанное воспроизведение)

5

почти хорошо

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога

6

хорошо

Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных

4 уровень

(продуктивный)

Базовые умения и навыки

7

очень хорошо

Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога

8

почти отлично

Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно

5-й (высокий) – 9-10 баллов (уровень абсолютного понимания учебного материала; продуктивный, собственно творческий уровень умений – умения применять знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации)

   Оценка учебной деятельности в 7-8 баллов в 1-ом отделении вспомогательной школы стимулирует познавательную активность, обеспечивает ситуацию успеха, закрепляет соответствующий уровень достижений учащихся.

   Оценка в 9-10 баллов характеризует усвоение учебного материала на достаточном (продуктивном) и высоком (продуктивном, творческом) уровнях.

   В 1-ом отделении вспомогательной школы оценки в 9-10 баллов заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития учащегося.

Критерии и показатели десятибалльной системы

оценивания результатов учебной деятельности учащихся

с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение)

Уровень (баллы)

Критерии оценки

Учебная деятельность

Степень самостоятельности учащихся

Корректировка знаний учеником

Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности

Первый (низкий)

1 балл

Узнавание отдельных объектов программного материала

Сопряженные действия учителя и ученика

Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна

Негативное отношение ребенка к учебной деятельности

2 балла

Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними

Второй (удовлетворительный)

3 балла

Воспроизведение части программного материала

Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу)

Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога

Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности

4 балла

Воспроизведение большей части программного материала

Третий (средний)

5 баллов

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала

Действия ученика по готовому образцу учителя

Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога

Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности

6 баллов

Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Четвертый (достаточный)

7 баллов

Владение учебным материалом в знакомой ситуации

Действия ученика без образца учителя

Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки

Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности

8 баллов

Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации

Пятый (высокий)

9 баллов  10 баллов

Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера

Самостоятельные действия ученика

Выполняет задания самостоятельно, без ошибок

Ответственное отношение к учебной деятельности

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации

Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

        Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».

        Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.

        Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.

        Все четыре критерия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.

Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. Ему соответствуют баллы 9 и 10.  Выполнение заданий по показателям 5 уровня обычно недоступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий.

Самым важным звеном в системе оценивания учебных достижений ребенка с интеллектуальной недостаточностью является учет его возможностей в усвоении программного материала, а также поддержание ситуации достижения успеха, выражающееся и оценочных суждениях («Ты можешь...», «Ты справишься...», «Ты знаешь...», «Ты умеешь...», «Ты умеешь делать выводы ...» и др.).

Контролирующая деятельность учителя и ученика

Уровень

Контрольно-оценочная деятельность учителя

Контрольно-оценочная деятельность ученика

Оценочные суждения

Взаимоконтроль, взаимооценка

Самоконтроль

Самооценка

I -й (низкий) 1 2 балла

Хорошо, ты узнал... Ты смог найти... Ты выполнил задания на 1 (2) балла

Не обращает внимания на ответы товарищей, не оценивает их

Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна

Я уже узнаю... Я получил 1(2) балла (отраженно)

2-й (удовлетвори

тельный) 3-4 балла

Хорошо, ты смог запомнить... Ты можешь рассказать... Ты выполнил задания на З (4) балла

Контролирует ответы учащихся, но по просьбе учителя, оценить ответ товарища не может

Обнаружива- ет ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога

Я уже запомнил... Я выполнил задание на 3 (4)балла (отраженно)

3-й (средний) 5-6 баллов

Молодец, ты понимаешь... Ты уже объясняешь... Ты выполнил задания па 5 (6) баллов

Ситуативный контроль ответов учащихся, не всегда адекватно их оценивает

Обнаружива- ет ошибки с помощью педагога, самостоятель-но исправляет ошибки

Я уже понял... Я получил 5(6)баллов

4-й (достаточный) 7 -8 баллов

Очень хорошо, ты можешь привести примеры. Ты уже самостоятельно устраняешь ошибки. Ты выполнил задания на 7 (8) баллов

Контролирует ответы учащихся, адекватно их оценивает с ориентацией на оценочные суждения учителя

Самостоя-  тельно обнаруживает и устраняет ошибки

Я знаю материал. Я могу применить знания на практике. Я уже выполняю задание на 6 (7) баллов

5-й (высокий 9-10 баллов

Отлично, ты свободно пользуешься материалом. Ты умеешь выполнять сложные задания. Ты заслужил 9 (10)баллов

Контролирует ответы учащихся, адекватно их оценивает

Выполняет задания самостоя-   тельно, без ошибок

Я уже могу применять свои знания в разных ситуациях. Я заслужил 9 (10 баллов)

 

    Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности.

   Умственно отсталые учащиеся изначально не понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Отношение к отметке постепенно меняется, если педагог работает над этим вопросом, комментирует отметки.  Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности. Проверять нужно не только знания, но и, что особенно важно, общую образованность: мобильность, глубокое мышление, наличие творческих возможностей.

    Формирование самооценки и взаимооценки очень затруднено у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В этом важную роль играет пример объяснения учителя, выбор норм и критериев оценивания знаний, умений и навыков.

Этапы формирования самоконтроля

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
-  ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
-   выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;
-    просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;
-    просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

  - вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приёмы;
 не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку, если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.

 Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки
        Например, на уроках 
письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. 
- Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу. 
- «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова, решить пример, задачу на доске. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

        После самооценки ученика нужно всегда высказывать своё согласие или несогласие с ним и аргументировать свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

   

   На 4-м году обучения я начала практиковать оценивание учащимися деятельности друг друга на учебных занятиях по литературному чтению.

Сначала я познакомила детей с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков по этому предмету. Дети были ознакомлены, какие отметки они могут поставить своему товарищу ( от 1 до 8 баллов). Критериями оценивания мною были выбраны следующие:

- техника чтения (скорость)

- выразительность (громкость, соблюдение вопросительной и восклицательной интонации предложений)

- правильность (наличие или отсутствие ошибок при чтении слов)

- понимание (называние названия произведения и его автора, главных действующих лиц, ответы на вопросы по содержанию прочитанного)

Данные критерии были мной проиллюстрированы в виде карточек- названий на доске и при высказывании оценочных суждений детей используются ими как план. Каждый параметр критерия оценивания я озвучиваю в виде вопроса, предполагающего варианты ответа: “Читал Артем быстро или медленно? Тихо или громко? Тебе было его хорошо слышно? Допускал ли он ошибки при чтении, исправляла ли я его чтение? И т.д.

Использование приемов наблюдения и анализирования учебной деятельности друг друга повышает у детей объем и устойчивость внимания на занятии, развивает их речь и мышление. Дети учатся обобщать и делать простые выводы.

  Пока оценивание детьми учебной деятельности друг друга часто носит предвзятый, ситуативный характер на основе личных предпочтений. Я стараюсь учить их быть объективными. Работа по формированию самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся с интеллектуальной недостаточностью будет продолжаться весь период их обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

Протокол заседания районного профессионального (методического) объединения учителей начальных классов №3 от 19.04.2018

1. «Коуч – сопровождение работы с одаренными детьми в образовательномпространстве», (разработка индивидуального образовательного маршрута)2. «Работа с одаренными детьми в образ...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ВоркутыРеализация системно-деятельностного  подхода в учебной деятельности....