Рассказы, пословицы, поговорки на тему "Финансовая грамотность"
материал

Рассаказы, пословицы, поговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_poslovitsy_pogovorki.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Прочтите  рассказ и заполните  пропущенные места.

Забывчивая бабушка

Однажды мама дала Тимуру 200 рублей и сказала: «Можешь купить на эти деньги что-нибудь сладкое для чаепития в школе». Тимур решил купить шоколад и отправился в ближайший киоск. «Сколько стоит такая шоколадка?» - спросил Тимур бабушку -продавщицу. «Сто двадцать рублей»,-  ответила она. «Я могу купить только __ шоколадку», - расстроился Тимур. Но тут бабушка сказала: «Ты спрашиваешь вот обэтих, в синих упаковках? Так они продаются по 100 рублей». «Хорошо, я смогу купитьуже __ шоколадки, хотя это тоже маловато». Бабушка не унималась: «Ой, мальчик, яперепутала, эти шоколадки по 65 рублей». Тимур нахмурил лоб и сосчитал - получалось,что он может купить        __ шоколадки. Вдруг бабушка-продавец запричитала: «Ох иустала же я сегодня, все в голове перепуталось! Вот правильная цена!» И Тимур увидел, что она прикрепляет к шоколадке ценник: «50 рублей». Тимур обрадовался и купил сразу __ шоколадки

История возникновения денег.

Города на нашей планете были построены очень давно. Они были совсем не такими, как сейчас.Люди ездили лишь на лошадях, а дома были маленькие и деревянные.Магазинов не было вовсе.

Представьте площадь, а на ней много народу, как у нас на базаре. Дед Егор привёл стадо овец продавать, а бабка Василина привезла мешок зерна. Нужно бабке овечку купить, а деду — зерна, чтобы хлеб дома печь.

- Дети, что нужно иметь для того, чтобы купить товар? (Деньги.) А раньше, оказывается, денег не было. Что же делать бабке Василине и деду Егору? (Поменяться.)

Довольны и рады дед и баба, что приобрели то, что хотели.

А вот другой базар. Продают корову, мёд, туфли. Приходит дед Тарас. Ему нужно купить для бабки новые туфли (они стоят три сухие рыбины, корова — 10 сухих рыбин, бочка мёду — 5 сухих рыбин).

Дед покупает нужный товар и отсчитывает сухую рыбу вместо денег.

Вместо денег стали использовать тот товар, который более всего был необходим людям.

 У разных народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, морские раковины и даже сушёная рыба.

А потом вместо денег стали использовать медные пластины.

Позднее, во время царя, деньгами были золотые, серебряные и медные монеты. Эти монеты были самыми разнообразными, на них наносились изображения, например, портреты царей. (В наше время такие монеты просто собирают, коллекционируют.)Есть наука о монетах-нумизматика.

А в такой стране, как Китай, монеты делали из коры тутового дерева, на которые ставили царскую печать .

На Руси вместо монет использовали кусочки кожи .

Лишь позднее стали использовать бумажные деньги.

 Показ детям разновидностей денег (белорусские, российские, украинские и т. д.).

(На Украине — это гривны, в России и Беларуси — рубли, в Америке — доллары, в Германии и Франции — евро и т. д.)

Вывод:

Люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Так появились первые деньги. Это были драгоценные камни, золото, серебро, красивые меха, украшения. Их можно было обменять на что угодно. Вот и сейчас на деньги можно купить, что угодно.

«Как жили первобытные люди, и каковы их потребности»

        Программное содержание: познакомить детей с понятием «потребность», познакомить с бытом древних людей. Уточнить каковы потребности у первобытных людей.

                                                     

        Давайте представим, какое хозяйство вели наши предки, и какие у них были потребности.

        Они жили в каменных пещерах, а от холода и диких зверей первобытных людей защищал огонь. Едва он появился в быту, жизнь человека изменилась. Огонь нес с собой свет и тепло, на костре можно было поджарить мясо и рыбу, а ярких сверкающих факелов боялись дикие звери. Люди поддерживали огонь днем и ночью. Как жило первобытное племя? Мужчины занимались охотой на диких зверей, женщины растили малышей, готовили еду, шили одежду из шкур животных, искали съедобные семена и корни растений. Мужчины изготавливали орудия охоты – дубинки, обтачивали камни для наконечников, стрел и ножей.

        Постепенно в первобытных племенах появилось разделение труда. Старики плели сети для рыбной ловли, молодые и сильные мужчины в каменном веке обрабатывали камни, а в железном, когда научились плавить металл, - изделия из металла.

        Другие члены первобытной общины валили деревья, очищали места для пашен и сеяли злаки – рожь, пшеницу. Итак, охотники охотились на диких зверей, рыболовы ловили рыбу, пастухи пасли стада прирученных лошадей, коз, овец и коров. Земледельцы пахали землю и сеяли рожь и пшеницу.

        Но были еще и воины. Они защищали свое племя, свой род от нападения других враждебных племен. Чтобы выжить, племя должно трудиться. Ведь у людей нет ни рогов, ни острых клыков, ни быстрых ног, зато есть развитый мозг. И чем больше люди трудились, тем быстрее развивался мозг. Он заменял первобытному человеку и острые когти, и быстрые ноги, и крепкие клыки.

Вопросы к детям: Как жили первобытные люди? Чем они питались, где укрывались от непогоды? Чем им помогал огонь? Во что они одевались? Кто шил им одежду?

        Каковы же потребности первобытных людей?

        Во-первых, людям нужна была пища. Ее добывали женщины и мужчины. Мужчины – охотой и рыболовством, женщины – собирали ягоды, грибы, орехи, выкапывали съедобные коренья.

        Во-вторых, первобытным людям нужна была чистая вода. Без нее человек не может прожить и нескольких дней! Поэтому племена селились по берегам рек, ручьев, собирали дождевую воду.

        В-третьих, первобытным людям, как и нам с вами, была необходима одежда. Ее шили женщины из шкур животных, она защищала от  холода, ночью служила и подстилкой и одеялом.

         Кроме того, одной из важных потребностей была безопасность – от диких животных, разбушевавшейся стихии, наконец, от нападения других враждебных племен. Поэтому люди жили в глубоких каменных пещерах, где их не страшили ни ветры, ни дожди, ни ураганы.

        Как видим, потребности первых на земле людей были не велики. Еда, одежда да пещера, в которой можно укрыться от бури и дождей.

Сказки

Иван-царевич и серый волк

(русская народная сказка)

Цель: расширять представления о необходимости иметь друзей; учиться проявлять заботу о других людях.

Краткое содержание. Жил-был царь. Было у него три сына. Узнал он, что есть на свете Жар-птица, и послал сынов найти ее. Разъехались братья в разные стороны. Устал Иван-царевич, а серый волк ему говорит: «Жалко тебя, садись на меня да держись крепче, привезу тебя к «Жар-птице». Владелец Жар-птицы запросил в обмен на нее златогривого коня. Хозяин за коня потребовал Елену Прекрасную. Жалко было Ивану-царевичу отдавать златогривого коня и Елену Прекрасную, и опять ему помог волк. Приехал он к отцу с Жар-птицей, на коне и с Еленой Прекрасной.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические и нравственные категории: потребности, желания, возможности.

Вопросы:

  • Сразу ли Ивану-царевичу удалось добыть Жар-птицу?
  • Все ли желания героев сказки исполнились?
  • Почему Ивану-царевичу не хотелось отдавать царевну, коня?

Социально-нравственные качества: деловитость, смелость, заботливость, смекалка.

Вопросы:

  • Какие качества серого волка помогли Ивану-царевичу?
  • Умел ли Иван-царевич добиваться своей цели?

Вывод: Иван-царевич выполнил поручение отца. Во время путешествия у него возникло желание оставить себе златогривого коня и Елену Прекрасную. Только благодаря деловитости серого волка это удалось сделать.

Морозко (русская народная сказка)

Цель: расширять представление о труде, необходимости целесообразного ведения домашнего хозяйства; Воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду сказочного героя.

Краткое содержание. Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе все не нравилось. Наступила зима. Заставила она старика отвезти падчерицу в лес, там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Пригласил он к ее себе в терем. Падчерица не любила сидеть без дела: сварила обед, прибрала в тереме, починила одежду Деда Мороза. Обрадовался он такой помощнице и щедро наградил ее. Подарил ей соболью шубу и сундук с богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у Деда Мороза старухина дочь, все ворчала да сердилась. И наградил он ее сундуком с воронами.

Материал: кукольный театр «Морозко».

Экономические категории: труд, награда, расплата, убытки.

Вопросы:

  • Почему падчерице тяжело жилось у мачехи?
  • Какую работу она выполняла?
  • За что Дед Мороз щедро наградил падчерицу?
  • Почему старухина дочь не добилась того, чего хотела?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, щедрость.

Вопросы:

  • Почему Дед Мороз подарил сестрам разные подарки?
  • За какой труд люди получают щедрое вознаграждение?
  • Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с одними убытками?
  • Можно ли старикову дочку назвать трудолюбивой? А старухину дочку? Почему?

Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому ее Дед Мороз щедро наградил. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.

Пословицы и поговорки

«Собери пословицу».
1. Без нужды живет, (кто деньги бережет). 
2. Не деньги нас наживали, (а мы деньги нажили).
3. Через золото (слезы льются).
4. Пушинка к пушинке, (а выйдет перинка).
5. Не по деньгам товар – (не по товару деньги).

«Найди пару» Соединить стрелками пословицы

  1. Деньги не в деньгах,
  2. Деньги не грибы-
  3. Где денежкам счёт,
  4. Кто не бережёт копейку,
  5. Лишние деньги –
  6. Тот без нужды живёт,

А) рубля не стоит
Б) лишние заботы
В) можно и зимой найти
С) там добро не утечёт
Д) кто деньги бережёт
Е) а в делах

Продолжи пословицы

Нелегко деньги нажить, а                   1) пришла и ушла.

                                                                  2) весь свет обойдёт.

                                                        3) легко прожить.

Денежка без ног, а                                 4) счётом крепки.

Беден не тот — у кого мало, а тот – кому мало.

В одной суме – да разные денежки, в одной семье – разные детушки.

 В чужом кармане трудно деньги проверять.

Вовремя копейка дороже рубля.
В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб.

Ног не зашибёшь – денег не найдёшь.  

 Иному – слово не скажи, а только деньги покажи.

Из больших денег и рубль нипочём.

Из чужого кошелька легче платить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

 Кто за копейкой не наклонится, тот ломаного гроша не стоит.

 Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

 Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

Копейка к копейке – проживёт семейка.

Легко добыто – легко и прожито.

Лишние деньги – лишняя забота.

Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин.

 Не жалей алтына, а то отдашь полтину.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом.

 Не то деньги, что у бабушки, а то, что в запазушке.

На выигранные в карты деньги мечеть не строят.

Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами.

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.

С сильным не борись, а с богатым не судись.

С деньгами мил, без денег постыл.

Скупой богач беднее щедрого бедняка.

С миру по нитке – голому рубаха.

Уговор дороже денег.

У кого нет денег, тому и кошелёк не нужен.

Хуже всех бед, когда денег нет.
Кто рано встает, у того копейка растет

Дождливое лето хуже осени.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Добрый человек добру и учит.

Был бы ум будет и рубль.

Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

Не будет ума, не будет и рубля.

В чужой огород не пустят козла полоть.

С пустым кошельком на базар не пойдешь.

В каждой шутке есть доля правды.

Кто долго спит, тот денег не скопит

Без корня и трава не растёт.

Раз в кошельке пусто, значит ума не густо.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело

Кто ленив, тот и сонлив.

Чужие деньги считать — не разбогатеть

Давно кошка умылась, а гостей нет.

Без денег везде плохо

Жизнь дана на добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...

пословицы, поговорки

русский язык, литература...

Проект "Математика в числах, пословицах, поговорках" 1 класс

Математика 1 класс (УМК "Школа России") . Проект "Математика в загадках, пословицах, поговорках"....

Кубанские пословицы, поговорки, фразеологизмы

Внеурочная деятельность ФГОС на тему Кубанские пословицы, поговорки, фразеологизмы. ...

Числа в загадках, пословицах, поговорках

Организация проектной деятельности учащихся...