Статья. Использование метода творческих проектов в кружковой работе по технологии в начальных классах
статья по технологии

Князева Надежда Ивановна

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.

Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.

Основной метод, применяемый мной на занятиях кружка, это метод творческого проекта. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Горный

Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Большая Сакма

 

        

Использование метода творческих проектов

 в кружковой работе по технологии

в начальных классах

                 

                                                         Подготовила  статью                                                                            

Князева Надежда    Ивановна

учитель начальных классов

I квалификационной

категории

 филиала МОУ  «СОШ п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Большая Сакма

 

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.

Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.

Работа с  детьми по предмету «Технология», в частности в рамках кружковой деятельности, имеет свои определенные особенности. При выявлении творческих способностей на занятиях кружка «Бумажные фантазии» я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего.

На  кружковых занятиях наблюдаю за работой учащихся, стараюсь создать условия для заинтересованности детьми предметом «Технология».

 Основной метод, применяемый мной на занятиях, это метод творческого проекта. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Творческий проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Работа над проектом ведётся поэтапно.

        1 этап. Подготовительный этап  

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.

На этом этапе происходит разработка проекта: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.

2 этап. Практический

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:

- коммуникативных;

- навыков по преобразованию материалов;

- навыков работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах.

3 этап. Презентационный

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.  

4 этап. Рефлексивный. Контрольно-оценочный.

Это:  анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения, самооценка, рефлексия.

При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, аккуратность выполнения графических элементов, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз всё обдумывает. По окончании проекта ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении всего проекта).

           Приведу примеры творческих проектов,  выполненных учащимися на занятиях кружка «Бумажные фантазии»:

1.      «Подарок для милых дам»;

2.      «Космические фантазии»;

3.      « Новогодняя игрушка» и  др.

Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода творческих проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности.

И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться   в кружковой работе по технологии в начальных классах.  

         

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. https://sites.google.com/site/nellistepanenko/home/metodiceskaa-rabota/proektnaa-deatelnost-aprel-2011
  2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/08/13/sozdanie-usloviy-dlya-ispolzovaniya-sovremennykh
  3. http://www.pandia.ru/text/77/302/27268.php
  4. http://pedsovet.su/load/145-1-0-2265


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта

В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....

Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.

В статье дано описаниепрактического применения мобильного класса в условиях работы с младшими школьниками....

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно о...

Статья. Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.

Из опыта работы с учебно-лабораторным оборудованием в начальных классах....

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...