Использование методов критического мышления в педагогической деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 58 Якубовской О.А.
статья

Якубовская Ольга Александровна

методы КМ и их использование на этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов критического мышления в педагогической деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 58 Якубовской О.А.

«Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает»

Джон Дьюи

Современные дети приходят в школу с желанием творить, им нравится на уроках не просто слушать, а задавать вопросы, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решения, придумывать, фантазировать. Если учитель постоянно организовывает на своих уроках такую деятельность, то обучение будет успешным, а полученные знания - качественными. Саморазвитие учителя - условие развития ученика» - мое педагогическое кредо.

Проведение уроков с использованием инновационных педагогических технологий является одним из направлений повышения качества образования. Одной из таких технологий, которая помогает ученику не только усвоить полный объём знаний, а и благоприятствует развитию его личностных качеств, является технология формирования и развития критического мышления.

Сегодня, когда наблюдается значительное влияние СМИ и компьютерной сети, которые приучают детей к пассивному восприятию информации, минимуму интеллектуальных усилий, очевидна жизненная необходимость формирования и развития критического мышления младших школьников. Цель, которую я ставлю перед собой, - учить учеников осмысливать полученную информацию, использовать ее в конкретных условиях, думать, вникать в суть явлений, анализировать, аргументировать свои мысли.

Технология развития критического мышления представляет собой педагогическую систему, направленную на развитие у школьников аналитического мышления. У истоков этого направления стояли такие известные учёные, как Дж.Дьюи, Ч.Темпл, К.Мередит, Б.Блум, Л. Выготский, , М. Коул, Д .Вертч,

Д. Брунер. Понятие «критическое мышление» используется в методической литературе около 50 лет. Однако оно настолько разнообразно, что специалисты разных областей образования воспринимают его тоже по-разному. По мнению американского философа Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. С точки зрения философов, критическое мышление – это умение логически мыслить и аргументировать. С точки зрения педагогической теории развивающего обучения (Е.С. Полат), в любом ученике познавательная деятельность развивает и формирует механизм мышления, а не эксплуатирует память. Критическое мышление имеет следующие признаки:

- аналитичность (отбор, сравнение, подбор фактов и явлений);

- ассоциативность (установление ассоциаций с ранее изученными фактами);

- самостоятельность;

- логичность (умение логично решать поставленные проблемы);

- системность (умение рассматривать объект, проблему в целости их связей и

характеристик).

Критическое мышление - сложный процесс творческой переработки информации, связанный с её пониманием, переосмыслением и творческой генерацией идей в результате такой деятельности. Этот процесс часто начинается с постановки проблемы, продолжается поиском и осмыслением информации, заканчивается принятием решения по разрешению поставленной проблемы.

Педагог, который работает творчески, который понимает проблемы своих учеников, особенности ученического коллектива, должен уметь ориентировать их на критическое осмысление любой проблемы, своей роли в её решении, собственную ответственность за индивидуальную или групповую работу. При этом необходимо помнить, что критически мыслить ученик может в любом возрасте, однако научить мыслить критически нельзя за один урок.

Поиск путей формирования и развития критического мышления младших школьников через изучение научно-методической литературы, создание психолого-педагогических условий, использование методов и приемов, определение их практической значимости и стал ведущей идеей моего опыта.

Успешной и результативной, по моему мнению, работа по развитию навыков КМ, может быть при соблюдении таких условий:

1. ВРЕМЯ. Ученики должны иметь достаточно времени для сбора информации по данной теме, её обработке.

2. ОЖИДАНИЕ ИДЕЙ. От них ожидается высказывание своих мыслей и идей в любой форме, идеи могут быть разнообразными, необычными.

3. ОБЩЕНИЕ. Ученики должны иметь возможность для обмена мыслями.

4. ОЦЕНИВАНИЕ ДРУГИХ МЫСЛЕЙ. Ученики должны уметь слушать и ценить мнение других, иметь возможность сформулировать собственную мысль по проблеме, которая может быть скорректирована «коллективной мудростью».

5. ВЕРА В СИЛЫ УЧЕНИКА. Ученики должны знать, что им можно высказывать любые идеи, мыслить не по шаблонам.

6. АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ. Ученики должны занимать активную позицию в обучении, получать истинное удовольствие от получения знаний. Это стимулирует их работу на сложном уровне, умение мыслить нестандартно.

Уроки с использованием технологии КМ провожу согласно базовой модели:

1 стадия: ВЫЗОВ

2 стадия : ОСМЫСЛЕНИЕ

3 стадия: РЕФЛЕКСИЯ

Стадия вызова позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес, мотивировать ученика к учебной деятельности. Для стимулирования познавательной активности на стадии вызова отдаю предпочтение таким методам и приемам: «Доска вопросов», «Думайте—работайте в парах – обменивайтесь мыслями», «Ключевые слова». «Мозговая атака» и «Ассоциативный куст» позволяют вспомнить все, что знают по теме, высказать несхожие точки зрения.

На этапе осмысления, по моему мнению, наиболее эффективны «Прерванное чтение с предугадыванием», «Нарушенная последовательность», «Доска вопросов», «Разумный куб», «Верные и неверные утверждения». Шкала «ДА-НЕТ» позволяет научить детей аргументам и контраргументам. Сформировать и развить навыки самостоятельной деятельности дает возможность такой методический прием, как система пометок «Помощь». Считаю прием «Разумный куб» первой ступенькой к исследовательской деятельности, отбору информации о предмете или явлении. Прием «Чтение с предугадыванием» поддерживает уровень внимания и интереса, дает простор для фантазии, творчества, учит умению прогнозировать. Трудностью, с которой я встретилась в начале работы, была стеснительность, нерешительность первоклассников. Я достигла того, что мои ученики на уроках чувствуют себя свободно, высказывают свои мысли, задают много вопросов.

На стадии рефлексии использую « Свободное письмо», «Цветные шляпки мышления», «Пресс», «Рюкзак», «Шкалу самооценки». Любимый вид работы - «Сенкан», позволяющий учащимся улавливать сложные идеи и явления, формулировать их несколькими словами. Учит выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы метод «Пресс», а такой сложный методический прием, как «Цветные шляпки мышления», целесообразен в групповой работе и позволяет рассмотреть предмет или явление под разным углом зрения.

Эти методы и приёмы систематически применяю не только на уроках языка и чтения, но и математики, окружающего мира, основ экономики.

На уроках и во внеклассной деятельности организовываю работу в парах и малых группах, так как именно эти формы обеспечивают взаимодействие детей между собой и с педагогом, способствуют гуманизации обучения, ориентируют на личностный деятельностный подход.

Важным для развития критического мышления учащихся является соединение ИКТ и методик критического мышления. Компьютер на моих уроках - «живой и активный участник», который мотивирует, демонстрирует, удерживает внимание, стимулирует и даже оценивает. Логичным продолжением стало создание Интернет - странички в социальной сети «Мой классный мир», который объединяет детей, родителей, педагогов и способствует ежедневному сотрудничеству.

Системное и комплексное использование приемов и методов этой технологии дает возможность сделать уроки современными, более содержательными.

Результативность использования технологии критического мышления подтверждена в :

  • активизации мыслительной и творческой деятельности;
  • улучшении показателей усвоения учебной информации;
  • развитии самостоятельности, независимости, поисковой направленности мышления;
  • усилении стремления учеников осмысливать полученную информацию, критично ее анализировать;
  • повышении интереса детей к обучению;
  • развитии навыков общения, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Мои учащиеся - победители городских творческих конкурсов, всероссийских интеллектуальных олимпиад, викторин, конкурсов младших школьников. Результаты детских творческих работ отражены в классном портфолио Экипажа «Морские Волки» и на страницах персонального сайта.

Перспективность опыта по формированию и развитию критического мышления младших школьников вижу во внедрении на уровне школы и города. Аспекты эффективности опыта обсуждались на заседаниях школьной методической комиссии, семинаре «Моделирование современного урока». Практическая реализация апробированных методик была продемонстрирована на городском семинаре-практикуме для председателей методических объединений учителей начальных классов, использование технологии критического мышления, которое легло в основу моей работы и позволило стать Победителем конкурса «Учитель года» несомненно остается актуальной и в сегодняшнем образовательном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

laquo;Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;- показать приемы...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Новые стандарты, инновации,Технологии, проблемные ситуации,Методы, формы, приёмы…Что в современном уроке применить мы готовы?...