«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
учебно-методический материал

Грибанова Татьяна Анатольевна

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Цели:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;

- показать приемы использования  приемов в своей практической работе

     Оборудование: интерактивная доска, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_gribanova_.a.docx249.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Цели:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;

- показать приемы использования  приемов в своей практической работе

     Оборудование: интерактивная доска, презентация

Ход

1. Организационный момент.

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

Всем, добрый день. Сегодня я хочу рассказать о технологии, приёмы которой использую на уроках  чтения и русского языка.

 «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах».

- Почему я выбрала технологию развития критического мышления?

- Я всегда задавала себе вопросы: Как научить школьников самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного  в тексте или в речи? Как развивать у учащихся такие базовые качества личности рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией РКМ, я нашла ответы на многие вопросы.

3.  У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

 4. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

5. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.

 6. Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер)

3. Давайте рассмотрим  структуру урока.

На любом из его этапов можно применить приёмы технологии критического мышления

5.Будь это ВЫЗОВ (МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ЧТО, КОРЗИНА ИДЕЙ, ТАБЛИЦА ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ, ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ)

6. Будь то ОСМЫСЛЕНИЕ(КЛАСТЕР,БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ, ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ, ТАБЛИЦА ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ)

7.Или РЕФЛЕКСИЯ.(СИНКВЕЙН, АССОЦИАЦИИ, ТАБЛИЦА ТОНКИХ И ТОЛСТЫХ ВОПРОСОВ)

Практическая часть

Мне очень нравится приём «Дерево предсказаний», даже звучит как то по волшебному .

Хотелось бы более подробно остановиться на нём.

    Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Примеры работы с приемом «Дерево предсказаний»

При изучении текста на уроках чтения.

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

Для закрепления грамматической темы

Например, на уроке русского языка прием поможет при закреплении изучения частей речи.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием "дерево предсказаний" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

Для рефлексии

В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Это лишь несколько вариантов использования приема "Дерево предсказаний". Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей. 

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4)

Пример 4.

Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

       C:\Users\Грибанова\Documents\Scanned Documents\ЗДОРОВ1.jpgC:\Users\Грибанова\Documents\Scanned Documents\здоров.jpg

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. (Технология критического мышления…

Применение ТРКМ предполагает проведение урока в четкой последовательности..

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах…).

 

  Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Технология «Развития критического мышления»  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Новые стандарты, инновации,Технологии, проблемные ситуации,Методы, формы, приёмы…Что в современном уроке применить мы готовы?...

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»

Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.Тема мастер-класс...