Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах
статья на тему

Мызина Ирина Владимировна

Технология критического мышления. Приёмы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мызина И.В., учитель начальных классов

 ГБОУ гимназии №11

 Василеостровского района

 Санкт-Петербурга

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальных классах. 

                                «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

 К.Д.Ушинский

 «Образовательная технология» - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность, следовательно, среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно назвать следующие:

  • здоровьесберегающие технологии
  • проектная деятельность
  • проблемное обучение
  • технология развития критического мышления
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационная технология
  • технология развивающего обучения
  • модульная технология
  • технология мастерских
  • кейс-технология
  • технология интегрированного обучения
  • педагогика сотрудничества
  • групповые технологии
  • технологии уровневой дифференциации
  • традиционные технологии (классно-урочная система) и т.д.

Я хочу остановиться на технологии развития критического мышления (РКМ).

Критическое мышление – это способность выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Итак, цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения).

Технология представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Л.С.Выготский и Ж.Пиаже говорили о том, что мышление развивается в конкретной проблемной ситуации развития: в ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятие о предмете или явлении, формирует свои представления о том, что с ними происходит.

Если давать готовое знание, то это нарушает естественную тягу ребёнка к исследовательской и познавательной деятельности. Поэтому необходимо «конструировать» собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Это ключевой тезис всей технологии.

Она  представляет систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного  содержания. Базовая модель («вызов-осмысление-рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приёмов, которых огромное множество:

  1. Приём «Кластер».
  2. Чтение текста с маркировкой по методу Инсерт (INSERT)
  3. Приём «составить синквейн».
  4. Таблица «верные и неверные утверждения». Да-нет.
  5. Таблица «З-У-Х». Приём «Знаю…/Хочу узнать…/Узнал..».
  6. Таблица «тонких и толстых» вопросов.
  7. Дерево предсказаний.
  8. Схема «Фишбоун» или «рыбий скелет».
  9. Таблица «Плюс – минус – интересно».
  10. «Шесть шляп мышления».
  11. «Учебно-мозговой штурм».
  12. Прогнозирование (по портрету, картине).
  13. Прогнозирование по ключевым словам.
  14. Перепутанные логические цепочки.
  15. Эссе.
  16. Зигзаг, зигзаг-2.
  17. Приём «РАФТ».
  18. Приём «круги по воде».
  19. Приём «Чтение с остановками».
  20. Приём «Взаимоопрос».
  21. Метод контрольных вопросов.
  22. Приём «Перекрёстная дискуссия».
  23. Интеллектуальная разминка и т.д.

Рассмотрим таблицу применения данных приёмов на разных  технологических этапах:

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов:

— актуализация имеющихся знаний;

— пробуждение интереса к получению новой информации;

— постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания: 

— получение новой информации;

— корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия: 

— размышление, рождение нового знания;

— постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Всё это  позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии. Если  учитель владеет приёмами и стратегиями технологии, то они помогают «научить рефлексии», дают возможность «увидеть» собственный мыслительный путь, оценить собственные действия.

Процесс использования данной технологии двусторонний, в результате матакогнитивные умения становятся достоянием, как ученика, так и учителя.

Она даёт ученику:

  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса,  как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Она даёт учителю:

  • сталкивать различные суждения;
  • направлять усилия учеников в определённое русло;
  • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • даёт возможность ученикам самим делать выводы;
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приведём ряд примеров.

 Прием “Написание синквейна”

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Строка

Вопрос

Слова

1-я строка

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка

Какой?

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

3 глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

Фраза. Раскрывающая суть события, явления

5-я строка

Кто? Что?
(Новое звучание темы, выражение, подводящее итог)

1 существительное

Дети с большим удовольствием сочиняют  синквейны (если в 1 классе с помощью учителя, то к 4 классу уже полностью самостоятельно). Примеры:

1.Крылов

интересный, наблюдательный

сочинял, показывал, разоблачал

высмеивал недостатки людей

гений (на уроке литературного чтения)

2. лес

красивый, добрый

защищает, лечит, кормит

лес - наше богатство

Берегите! (на уроке окружающего мира)

3.дроби

правильные, смешанные

складываем, вычитаем, сокращаем

выполняем математические операции  с ними

интересно! (на уроке математики)

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы требуют фактического ответа

Толстые вопросы требуют обстоятельного, развёрнутого ответа

Кто?

Что?

Когда?

Может..?

Будет..?

Мог ли …?

Как звать..?

Было ли..?

Согласны ли вы..?

Верно ли..?

Дайте три объяснения почему..?

Объясните почему..?

Почему вы думаете..?

Почему вы считаете..?

В чём различие..?

Предположите, что будет, если..?

Что, если..?

К уроку литературного чтения И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» (басня).

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что послал Бог Вороне?

Что хотела сделать Ворона?

Что остановило Лису?

Как Лиса подходит к дереву?

Как произносит слова Лисица? и  т.д.

В чём заключается урок, который Лиса преподаёт вороне?

По какой причине Ворона не смогла удержать ценность (кусочек сыра)?

Каким «оружием» воспользовалась Лиса и почему? и т.д.

Приём «Кластер» (на уроке окружающего мира).

                   

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Начало урока

Утверждения

Конец урока

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?

На вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Отвечают глаголы совершенного вида.

Чтобы определить вид глагола надо определить его число.

Глаголы не употребляются с предлогами.

Итак, подведём итоги:

1.Критическое мышление, таким образом, не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребёнка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, сравнивают. Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность информации.

 2. Данная технология помогает развивать и коммуникативную культуру. В процессе работы по фазам технологии ребёнок самореализуется, он чувствует свое единение с другими. Во время общения идёт постоянный процесс самооценки, повышается мотивация к обучению. Постоянное включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

 3. Комбинирование приёмов помогает достичь и конечную цель данной технологии – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно и использовать её в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003. — 192 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. — с. 66 — 72
  3. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...