Рабочая программа по внеурочной деятельности "Денежный калейдоскоп"
рабочая программа (3 класс)

Поздеева Екатерина Викторовна

Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы  по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»

Цель:

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и

процессов, воспитание экономической культуры и мышления.

Задачами курса внеурочной деятельности являются:

- способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере

деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;

- способствовать освоению простейших приемов выбора;

- формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;

- развивать навыки принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;

- развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать раз-

личные ресурсы;

- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,

творческого и логического мышления.

- способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности;

- формировать навыки коллективных действий.

Вариативность организации учебного процесса

Основой организации образовательного процесса является учебное пособие. Учитывая особенности содержания финансовой грамотности и ярко выраженный практико-ориентированный характер учебных материалов, структура и содержание пособия отличаются от привычных учащимся пособий для начальной школы. К необходимому выводу о целесообразных действиях в различных жизненных ситуациях учащиеся приходят через поиск оптимальных моделей поведения введённых в учебные тексты героев: их сверстников, лесных жителей, сказочных персонажей.

Каждый учебный текст связан с погружением учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. При этом значительная часть учебной информации передаётся иллюстрациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_denezhnyy_kaleydoskop.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка


Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы  по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»

Цель:

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и

процессов, воспитание экономической культуры и мышления.

Задачами курса внеурочной деятельности являются:

- способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере

деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;

- способствовать освоению простейших приемов выбора;

- формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;

- развивать навыки принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;

- развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать раз-

личные ресурсы;

- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,

творческого и логического мышления.

- способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности;

- формировать навыки коллективных действий.

Вариативность организации учебного процесса

Основой организации образовательного процесса является учебное пособие. Учитывая особенности содержания финансовой грамотности и ярко выраженный практико-ориентированный характер учебных материалов, структура и содержание пособия отличаются от привычных учащимся пособий для начальной школы. К необходимому выводу о целесообразных действиях в различных жизненных ситуациях учащиеся приходят через поиск оптимальных моделей поведения введённых в учебные тексты героев: их сверстников, лесных жителей, сказочных персонажей.

Каждый учебный текст связан с погружением учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. При этом значительная часть учебной информации передаётся иллюстрациями.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- формирование элементарных основ экономических явлений в жизни людей;

- формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов

учебной деятельности;

- формирование стремления к активному участию в беседах и дискуссиях, различных

видах деятельности;

- формирование элементарных умений общения;

- понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

- понимания значения экономики в жизни человека;

- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной

учебной деятельности;

- формирование интереса к освоению новых экономических знаний;

- формирование уважительного отношения к мнению собеседника;

- умение вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения

задачи, выполнения групповой работы;

- умение отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные

рассуждения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,

выбирать наиболее рациональный;

- самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему;

- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме;

- позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям); понимать выводы,

сделанные на основе сравнения;

- под руководством учителя проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в экономике для

передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

занятия или по рассматриваемому вопросу;

- составлять небольшие экономические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- строить речевые высказывания в устной форме, использовать экономическую

терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать с одноклассниками на внеурочных занятиях по экономике;

- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи),

выполняя различные роли в группе;

- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения

экономических задач;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых

ситуаций;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной

деятельности;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;

- пользоваться деньгами;

- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;

- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат;

- определять аверс и реверс монет, отличать настоящие деньги и фальшивые;

- решать простейшие экономические задачи;

- различать качественный и некачественный товар;

- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

К концу  обучения школьники научатся:

- ориентироваться что такое деньги, их роль в жизни людей, сравнивать деньги старинные и современные, деньги разных стран;

- выявлять закономерности рационального пользования деньгами;

- планировать семейный бюджет, доходы и расходы семьи;

- копить и рационально использовать личные денежные средства;

- ставить финансовые цели;

- составлять финансовые планы;

- формировать финансово грамотное поведение при совершении покупок;

- понимать сущность предпринимательской деятельности;

- безопасно использовать банковскую карту;

- отличать настоящие и ненастоящие деньги;

- решать простейшие экономические задачи.

Тематический план

п/п

Темы

Количество часов

1

Зачем нужны деньги и как они появились

6

2

Доходы и расходы семьи

6

3

Учимся копить и тратить 

10

4

Осторожно! Финансово опасно!

5

5

Свое дело

7

Итого:

34ч

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса «Денежный калейдоскоп» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся.

На реализацию программы отводится 34 часа в год  (1 занятие в неделю).
Основные формы контроля:
мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
- творческие задания;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры.

Зачем нужны деньги и как они появились (6ч)

Что такое деньги. Когда и как появились деньги. Для чего нужны деньги. Деньги в разных странах. Сколько стоит автомобиль.

Доходы и расходы семьи (6ч)

Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи. Зачем семье сбережения. Зачем семье вести бюджет.

Учимся копить и тратить (10ч)

Карманные деньги. Как распоряжаться карманными деньгами. Как разумно делать покупки. Жизненная математика. Если нужно взвешивать. Личные деньги. Когда берешь в долг. Где можно делать покупки.

Осторожно! Финансово опасно! (5ч)

Кто такие мошенники. Остерегайтесь мошенников. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Как безопасно пользоваться банковской картой.

Свое дело (7ч)

Что такое «свое дело». Сколько стоит «свое дело». Легко ли вести свое дело. Привлекательное дело.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Зачем нужны деньги и как они появились

1

Что такое деньги. Когда и как появились деньги

1

2

Для чего нужны деньги

1

3

Деньги в разных странах

1

4-6

Сколько стоит автомобиль

3

Доходы и расходы семьи

7

 Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи

1

8-9

Зачем планировать расходы семьи

2

10

Зачем семье сбережения

1

11

12

Зачем семье вести бюджет

2

Учимся копить и тратить

13

Карманные деньги. Как распоряжаться карманными деньгами

1

14-15

Как разумно делать покупки

2

16-18

Жизненная математика

3

19

Если нужно взвешивать

1

20

Личные деньги

1

21

Когда берешь в долг

1

22

Где можно делать покупки

 1

Осторожно! Финансово опасно!

23

Кто такие мошенники. Остерегайтесь мошенников

1

24

Деньги настоящие и ненастоящие

1

25

Когда рискуешь деньгами

1

26-27

Как безопасно пользоваться банковской картой

2

Свое дело

28

Что такое «свое дело»

1

29-30

Сколько стоит «свое дело»

2

31

Легко ли вести свое дело

1

32-33

Привлекательное дело

2

34

Выполнение практических заданий

1

 

Всего

34ч

  1. Учебно–методическое обеспечение

  1. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы/  Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020
  2. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность»/  Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020
  3. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020
  4. Настольная экономическая игра «Менеджер»

Интернет-ресурсы:

https://fmc.hse.ru/primarySchool - Методические материалы по финансовой грамотности

для начальной школы

http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ - Финансовая грамотность

https://www.fingram39.ru/materials/nachalnaya-shkola/ - Финансовая грамотность

населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа для 2 класса рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп идей"

Рабочая программа внеурочной деятельности начальные классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Калейдоскоп добрых дел" для учащихся 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»

Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» для обучающихся 2 класса (вариант 3.1)

Настоящая программа курса «Калейдоскоп наук» имеет интеллектуальную направленность и способствует раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развити...