Подготовка руки к письму
рабочая программа

Программа для адаптационных курсов дошкольной гимназии при школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu1.odt36.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64 имени Б. Ручьева» города Магнитогорска

Рассмотрено.  

Методическое объединение

Протокол №   от              2019 г.                                                                                                                      

Принято.

Педагогический совет  

Протокол №   от       08.2019 г.

Утверждено.      

Приказ №___  от               2019 г.

Директор МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева»

г. Магнитогорска

_______ /Н.В.Быковаа/

Рабочая программа

по учебному курсу

подготовки руки к письму

для детей 6 – 7 лет

2019 – 2020 учебный год

Составитель

Маличенко Е.Г., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

     

Пояснительная записка

Количество учебных  часов в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком

Программа дополнительного образования для подготовки детей 6 - 7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (в части обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования), на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования и авторской программы «Предшкольная пора» УМК «Планета знаний».

Содержание  программы курса подготовки руки к письму  предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 36 занятий за год.

Планируемые  результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

ребёнок получат возможность научиться

  • общению со сверстниками, взрослыми;
  • выполнять самооценку;
  • положительно относиться к школьному обучению

Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

ребёнок получит возможность научиться

  • выполнять знаково-символическое моделирование и преобразование объекта;
  • анализировать объект с целью выделения признаков;
  • выполнять синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
  • сравнивать и сопоставлять;      
  • выделять общее и различное; осуществлять классификацию;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ребёнок получит возможность научиться

  • выполнять действия по образцу и заданному правилу;
  • видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
  • осуществлять контроль своей деятельности по результату;
  • понимать оценку взрослого и сверстника;

ребёнок получит возможность научиться

  • определённым вербальным и невербальным средствам общения;
  • эмоционально - позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • ориентироваться  на партнёра по общению;
  • слушать собеседника;
  • задавать вопросы

Предметные результаты

ребёнок научится

  • осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем)
  • различать линии: контурные, горизонтальные, вертикальные, с закруглениями, волнистые
  • правилам выполнения штриховки
  • усваивать зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их

ребёнок  получит возможность научиться

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные);
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • правильно сидеть, располагать тетрадь, держать письменные принадлежности при письме и рисовании;
  • правильно определять направления линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине);
  • обводить и штриховать контуры, соединять линии и фигуры, рисовать и раскрашивать узоры и бордюры непрерывным движением руки;
  • писать печатные буквы в широкой полосе.

                                                                     

                                                                           Содержание  учебного курса

Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.  

          Для достижения данных целей предстоит решать следующие задачи:

            Образовательные:

  • Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
  • Формировать правильную посадку при письме.
  • Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.
  • Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.
  • Ознакомить с прописным письмом.
  • Освоить элементы русского прописного письма.

               Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых                                  игр,        штриховок.
  • Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
  • Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое      мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
  • Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
  • Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».

                                                                                                                                                                                                                     

         

 Раздел 1. Подготовительный период (6 часов)

Содержание:

          Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка, положение тетради и ручки).  Соблюдение                         гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев.

          Основные виды учебной деятельности:

          Ориентироваться в рабочей тетради. Определять смысл условных знаков в тетради. Выполнять графические задания, штриховку      разными способами. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры.

Раздел 2. Основной период. Буквы (графика)(30 часов)

         Содержание:

          Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение    звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

          Развитие речи. Устные ответы на вопросы учителя. Обогащение словарного запаса детей.

          Основные виды учебной деятельности:

           Обводить  и штриховать  контуры. Упражняться  в формировании образа и формы печатных букв. Рисовать  узоры и бордюры    непрерывным движением руки. Повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты). Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Примерное

количество часов

(по программе)

Планируемое

количество часов учителем

1

Подготовительный период (добуквенный период)

6

2

Основной период. Буквы (графика)

30

Приложения к рабочей программе

  1. Календарно – поурочное планирование

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Подготовительный период (6 часов)

1

Буквы и слова вокруг нас. Как подготовиться к письму.

2

Виды линий. Работа с образцами.

3

Письмо горизонтальных и наклонных линий.

4

Обведение предметов по контуру. Письмо по образцу.

5

Письмо горизонтальных, вертикальных  и наклонных линий.

6

Обведение предметов по контуру. Письмо по образцу. Дугообразные линии.

                                                                                 Буквы (графика) (30 часов)

7

Штриховка предметов.

8

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

9

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

10

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

11

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

12

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

13

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

14

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

15

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

16

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

17

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

18

Письмо элементов  букв.

19

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру. Штриховка.

20

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру. Штриховка.

21

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру. Штриховка.

22

Письмо по образцу.

23

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру. Штриховка.

24

Письмо по образцу.

25

Обведение предметов по контуру. Штриховка.

26

Обведение предметов по контуру. Штриховка предметов.

27

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

28

Обведение предметов по контуру.

29

Обведение предметов по контуру. Письмо по образцу

30

Обведение предметов по контуру. Письмо по образцу.

31

Письмо по образцу.

32

Письмо по образцу. Обведение предметов по контуру.

33

Обведение предметов по контуру. Штриховка.

34

Обведение предметов по контуру.

35

Обведение предметов по контуру.

36

Алфавит.

  1. Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова «В мире звуков и букв», Илюхина В.А. «Волшебные линии»

Программа

Учебник

Учебные пособия

Методические пособия

Электронные образовательные ресурсы

Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.

Программа  «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»  

Образовательная система «Планета знаний. Предшкольная пора».

Андрианова, Таисия Михайловна

В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. – Москва: АСТ: Астрель, 2017. – 95 с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора)

Илюхина В.А. «Волшебные линии»: рабочая тетрадь для подготовки к школе. В 2-х частях. М.: Дрофа, 2017.

 

         

В мире звуков и букв : Учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. – Москва: АСТ: Астрель, 2017. – 95 с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора)

                                                                      Перечень дополнительной литературы

1. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4. – М.: Баласс, 2012.
2. Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2005.
3. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Астрель», 2002.

4.  Чурсина Л.В. Конструирование по клеточкам.  – М.: ВАКО, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Подготовка руки к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу....

Подготовка руки к письму

Статья содержит описание основных направлений для работы над развитием мелкой моторики, критерии для успешного овладения письмом, а также задания для детей....

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму...