Учебно-методическое пособие "Использование физминуток в начальной школе"
учебно-методическое пособие

Многие педагоги думают, что физминутки отнимают массу времени, расхолаживают учащихся. Данное методическое пособие приводит результаты анкетирования школьников, убеждающие в полезности двигательных пауз.

В пособии раскрываются правила, место, значение и примеры двигательных минуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Использование физкультурных минуток на уроках в начальной школе».

Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создаёт у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

Физкультурная минута (пауза) – проведение 3-5 физических упражнений во время урока теоретического цикла (2-3 минуты) или урока труда (5-7 минут).

Задачи:

  1. предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
  2. необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;
  3. активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.

Положительный эффект физминутки основан на физиологических механизмах активного отдыха. Продолжительная и относительно однообразная умственная работа физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов К.Д.Ушинский (1948). Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в возбужденном состоянии во время учебных занятий. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируя в целом организм детей. Физминутку целесообразно проводить в начальной школе через 20-25 минут после начала урока, а в1-ом, 2-ом классах необходима дополнительная мини-пауза через 10-15 минут от начала урока (сидя, для осанки, органов слуха и зрения, мышц кисти). Движения подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. Подбирая упражнения, нельзя забывать о том, что в упражнения должны последовательно включаться разные мышечные группы. При этом необходимо помнить о правильности дыхания.

Особо тщательно следует подходить к подбору упражнений на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники долгое время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.

На других уроках, когда позы детей бывают более свободны, физминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность. Однако, если они проводятся на 4-ом или 5-ом уроках, то есть в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху следует уделять достаточно много времени. Внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа упражнений с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников, их эмоциональным настроением в конкретный день на конкретном уроке. Обязательным должно быть упражнение в потягивании, так как оно является естественным для утомленного человека. Иногда в физпаузу включают хоровое пение или декламацию, упражнения под музыку.

Многие педагоги считают, что физминутки отнимают массу времени урока, не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физпаузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физминутки на уроках математики помогают или мешают?»

Ответы были такие:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;

- повышают работоспособность – 30%;

- создают хорошее настроение – 20 %;

- способствуют общению – 6 %;

- мешают уроку – 5 %;

- ограничивают время урока – 4 %.

Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычной перемены ребята не имеют возможности подвигаться. Они задерживаются педагогами, хотя это должно быть наказуемо.

Учащимся необходимы двигательные минуты на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Оздоровительные минутки может проводить сам педагог или с помощью учащихся-инструкторов. Можно использовать различные предметы или подручные средства, которые позволят разнообразить физминутки.

Упражнения, которые можно использовать, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни. Оздоровительные минутки способствуют не только сохранению физического здоровья, но и сохранению их психического здоровья.

Преимущества проведения физминуток на уроке:

  1. Физминутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после 2-ого урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить физминутку на своем уроке.
  2. В них могут принимать участие все ученики класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
  3. Благодаря разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
  4. Игровые физминутки способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
  5. Учебное время после физминуток не будет потеряно зря.
  6. Для проведения физминуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование.
  7. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

Иногда школьные результаты способствуют формированию стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У детей пропадает желание учиться, они становятся злыми, агрессивными. Окружающий мир перестает быть для него радостным и занимательным, ребенок отгораживается и закрывается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело.

Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В связи с этим правильно организованный учебный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

К учебному процессу предъявляют особые требования:

- строгое регламентирование учебной нагрузки;

- учет динамики умственной работоспособности учеников в течение дня, четверти, года.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных типа. 1-ый подъем приходится на интервал 9-11 часов (отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма). Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-м уроках. Начиная с 12 часов, работоспособность начинает падать, заметно снижаясь к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъем, с 16 до 18 часов работоспособность остается достаточно высокой.

Неодинакова работоспособность и в течение учебной недели. Ее уровень в начале недели довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели вновь падает. Поэтому наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду.

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

Физминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Насколько эффективна физкультурно-оздоровительная работа, мы можем судить по следующим показателям:

- уровень заболеваемости на 1 ребенка;

- функциональные показатели: а) частота пульса в покое; б) время восстановления ЧСС после функциональной пробы; в) тип реакции ССС на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;

- самостоятельное использование школьниками физупражнений в режиме дня для укрепления здоровья;

- перераспределение детей по группам здоровья.

Физминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения простейших стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения на предупреждение нарушения осанки. Следует выполнять упражнения для глаз.

Примеры рифмовок для проведения физминуток на различных предметах.

Математика.

Все умеем мы считать.

1, 2, 3, 4, 5!                                                              (шагаем на месте)

Все умеем мы считать,                                          (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже                                            (прыжки на месте)

Руки за спину положим,                                        (руки за спину)

Голову поднимем выше                                         (подняли голову)

И легко-легко подышим.                                       (вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руках у вас. (подняться на носках)

1, 2, 3, 4, 5! Топаем ногами.

1, 2, 3, 4. 5! Хлопаем руками.

Мы решали, мы решали.

Мы решали мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем.

Улыбнемся, тихо сядем.

Мы считали и устали.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

На разминку.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись,

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай.

Начинаем приседать –

1, 2, 3, 4, 5.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой! Раз-два!

Мы за парты сядем вместе,

Вновь возьмемся за дела.

Письмо и чтение.

Встанем, дети.

Встанем, дети, скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5!

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть начать писать.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

Окружающий мир.

Во дворе растет подсолнух.

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам.

Дети по лесу гуляли.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно мы похлопаем, ножками потопаем.

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Дети утром рано встали.

Дети утром рано встали.

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, 1, 2, 3,

И в лукошко набери.

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физминуток в начальной школе

Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы...

Сборник физминуток для начальной школы

Большая подборка физминуток,  позволяющих снять утомляемость младших школьников на  уроках....

Сборник физминуток для начальной школы.

Предлагаю вам подборку физминуток для  снятия утомляемости у обучающихся на уроке в начальной школе....

Виды физминуток в начальной школе.

Релаксация младшего школьника на уроках....

Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...

Cборник физминуток в начальной школе

Минутки здоровья на уроках в начальной школе....