Сценарий внеклассного мероприятия игры-кругосветки «Цветик-пятицветик».
план-конспект

Внеклассное мероприятие «Цветик-пятицветик» посвящено ознакомлению и развитию органов чувств. Занятие включает себя два блока – игровой и тематический.

Игровой блок содержит игры и упражнения, направленные на развитие различных видов чувствительности, и включает в себя следующие разделы: тактильное восприятие, восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие. Данные игры используются на тематических занятиях и при индивидуальной работе с детьми.

Блок тематических занятий направлен на знакомство детей со строением и сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств. Занятие имеет единый сюжет и построено в форме игры.

Сценарий адаптирован для слепых и слабовидящих детей.

Авторы: Селивёрстова Анна Викторовна, Герфанова Эльвира Альбертовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

игры-кругосветки

«Цветик-пятицветик».

      Описание: Внеклассное мероприятие «Цветик-пятицветик» посвящено ознакомлению и развитию органов чувств. Занятие включает себя два блока – игровой и тематический.

Игровой блок содержит игры и упражнения, направленные на развитие различных видов чувствительности, и включает в себя следующие разделы: тактильное восприятие, восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие. Данные игры используются на тематических занятиях и при индивидуальной работе с детьми.

Блок тематических занятий направлен на знакомство детей со строением и сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств. Занятие имеет единый сюжет и построено в форме игры.

Сценарий может быть использован учителями начальной школы, адаптирован для слепых и слабовидящих детей

Цель: Закрепление знаний об органах чувств и их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

  • Образовательные:

- знакомство детей со строением органов чувств;

- обобщение и систематизация знаний детей о сенсорно-перцептивных возможностях органов чувств;

- формирование у детей умения анализировать свое восприятие;

- обеспечение осознания ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций;

- уточнение знаний детей о правилах общей и зрительной гигиены;

- пополнить словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (сладкий, солёный и т.д.);

  • Развивающие:

- развитие тактильного восприятия, восприятия запахов, восприятия вкуса, слухового восприятия, зрительного восприятия;

               - развитие различных видов чувствительности;

- накопление чувственного опыта с помощью анализаторов разной модальности;

- обучение детей умению пользоваться своими сенсорно-перцептивными возможностями;

- уточнение и активизация представлений об окружающем мире.

  • Воспитательные:

 - формирование у детей осознанного желания участвовать в лечении и пользоваться естественными способами улучшения зрения;

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств.

Интеграция образовательных областей:

Познание, художественное творчество.

Словарная работа:  

качественные прилагательные (сладкий, солёный, кислый, горький, мягкий, гладкий и т.д.).

Методические приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактические игры);
  • Практические (упражнения);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологи.

Материал и оборудование:

  • Демонстрационный материал (карточки с различными поверхностями);
  • Баночки с различными запахами;
  • Записи различных звуков (тормоза, заточка ножа и др.);
  • Аудиоаппаратура;
  • Макет/модель глазного яблока;
  • На команды для изготовления цветков и маршрутных листов: цветная бумага, ножницы, двухсторонний скотч, принтер.

Предварительная работа:

  • Сделать лепестки для цветков с названиями чувств.
  • Сделать маршрутные листы.
  • Подобрать записи различных звуков.
  • Подготовить баночки с разными запахами
  • Подготовить помещения для проведения игры.

Ход мероприятия

Педагог:

Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, но не в мячик и не в куклу, а в очень серьезную и увлекательную, где вы узнаете много нового и интересного. Наша мероприятие называется цветик-пятицветик! А называется оно так потому, что вы передвигаетесь по станциям, и выполняя задания, вырастите такой цветочек! На каждой станции за выполнение задания педагог вам будет давать один лепесточек и когда вы пройдете пять станций, у вас получится очень красивый цветок с разноцветными пятью лепесточками. Благодаря нашему волшебному цветку, мы сегодня отправимся в путешествие и узнаем о пяти органах чувств человека - наших главных помощниках и друзьях!

Жил-был на свете красивый цветок,

Имел он волшебные пять лепестков.

Один лепесток слышать всё научился

И для людей в слух он вмиг превратился.

Всё слышит: как дождик в окошко стучит,

Как песни красивой мотивчик звучит.

Второй лепесток всё кругом подмечает

И зреньем людей на земле одаряет.

День или ночь, темно или ярко,

Цветные картинки и радуги арку.

А третий – на свете все запахи знает!

Противные, вкусные - все различает.

Духов аромат и бензин, и печенье

Узнает подскажет и даст наставленье.

Четвертый же вкусы различные знает-

Конфеточки, сладость, лимон кислый в чае.

И горечь таблетки, и соль огурца.

Примерам подобным не будет конца.

А пятый все трогает, все осязает

Какое все разное в мире бывает!

Вот коврик пушистый и нож, и кровать,

Стакан и тарелка -

Все можно узнать!

Горячий утюг, теплый шарфик из пряжи

Сосулька холодная, ветер на пляже....

Цветок наш волшебный у всех расцветает

И всё распознать людям он помогает.

Каждой команде дается маршрутный лист-это серцевинка нашего волшебного цветка. Желаем всем удачи! Как пройдете все задания, возвращайтесь обратно сюда, мы посмотрим какие красивые цветочки у вас получились.

Итак:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Чтоб цветок красивый рос

Дай ответ, задай вопрос,

Чтоб всем было интересно

И игра прошла чудесно.

Команды идут по маршрутам игры.

Станция «Обоняние»

Педагог:

Разгадайте загадку:

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.(Нос)

Педагог:

Ребята, скажите, а зачем человеку нужен нос? Что мы можем почувствовать с помощью носа? (Ответы детей)

Вы правы, даже самый маленький нос - очень важная часть тела. Носом мы дышим. Он помогает нам различать запахи. В носу находятся обонятельные нервы, они отвечают за наше обоняние. Обонятельные нервы очень чувствительные. Ученые подсчитали, что человек различает огромное количество (около 400) различных запахов. Обонятельные нервы почти никогда не ошибаются.

Есть запахи съедобные и несъедобные. Какие вы знаете запахи съедобных предметов, несъедобных? (Ответы детей).

Есть запахи, которые нам нравятся и не нравятся. Какие запахи вам нравятся, а какие не нравятся? (Ответы детей).

Есть запахи, которые сигнализируют об опасности Какие запахи говорят об опасности?

Теперь давайте с вами угадаем, какие запахи спрятались в наших баночках.

(Дети нюхают предложенные педагогом баночки с различными запахами)

Педагог: А теперь давайте послушаем интересные факты, связанные с обонянием:

Большинство животных чувствуют запахи ещё лучше, чем люди. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека (а у каждого из нас собственный запах) задолго до того, как он приблизится. Если ты находишься на улице, и ветер дует в попутном направлении, любое животное может по запаху узнать о твоем приближении за целый квартал.

У диких животных нюх развит ещё сильней, чем у домашних. Олень или заяц чувствует запах хищника на огромном расстоянии, и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительный острый нюх. Слабо ощущают запахи птицы, а вот дельфины вообще не различают запахи.

Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных очень большую роль играет своеобразный запах, идущий от них. Например, у муравьев есть «запах тревоги» и «запах смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья, издающего этот запах, его собратья «хоронят» - вытаскивают из муравейника. И сколько бы раз он не возвращался обратно, «похороны» будут повторяться, пока не исчезнет этот запах.

Станция «Зрение»

Педагог: Зачем человеку нужны глаза? (ответы детей). Давайте познакомиться со строением глаза.

Перед детьми представлен объемный макет глаза человека.

Педагог: Кто скажет, какой формы наш глаз? (ответы детей) Люди видят только переднюю часть глаза. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется - глазница. Посередине глаза расположен кружок — это радужка. Она бывает разного цвета. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых глаза так и остаются голубыми навсегда. У других - глаза меняют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев, глаза становятся карими, зелеными, серыми.

А в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому снаружи зрачок у всех людей черного цвета. За зрачком расположен хрусталик. Внутри глаз заполнен прозрачной жидкостью. Свет проходит через зрачок, хрусталик, жидкость и попадает на сетчатку. Она покрывает заднюю часть глаза. Она важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится.

Свой рассказ педагог сопровождает показом на объемном макете глаза.

Педагог: Давайте узнаем, какие интересные факты существуют про зрение:

Наш глаз очень легкий, он весит всего 7 грамм.

Девочки моргают примерно в два раза чаще, чем мальчики.

А плачут девочки в семь раз чаще чем мальчики.

У страуса глаза больше, чем его мозг.

Радужка, как и отпечаток пальца индивидуальна.

Мы не можем чихнуть с открытыми глазами, когда мы чихаем, глаза обязательно закрываются.

Врач отвечающий за профилактику глаз и лечение глазных болезней называется окулист или офтальмолог.

Станция «Слух»

Педагог: Ребята, скажите, зачем человеку нужны уши? (ответы детей). Зачем надо слышать? (ответы детей).

 Мир вокруг нас наполнен звуками. Наши уши постоянно воспринимают их. Рисуем мы или играем, кушаем или смотрим телевизор, даже когда спим, наши уши слышат. Именно уши сообщают человеку о том, что приближается опасность. Представьте себе такую ситуацию, вы хотите перейти дорогу, и вдруг из-за угла неожиданно выезжает машина. Уши первыми сообщают вам об опасности.

Звуки бывают разные. Еще наши уши слышат слова. Мы легко отличим человеческую речь от других звуков. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди.

Так же наши уши слышат музыкальные звуки. Их мы тоже легко отличаем от шума. Всего 7 звуков, а какие разные мелодии написаны с их помощью! Эти волшебные звуки заставляют нас грустить и веселиться. Музыка даже лечит людей!

Знаете ли вы, сколько у вас ушей? (ответы детей). На самом деле у вас по 6 ушей: по два наружных, которые всем видны, их еще называют ушными раковинами, по два средних уха и по два внутренних уха.

1. Звук передается звуковыми волнами, очень похожими на те волны, которые мы видим на воде.

2. Ушная раковина - это лишь небольшая видимая часть органа слуха. Она улавливает звуковые волны и передает их в слуховой канал.

3. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны начинают давить на барабанную перепонку.

4. Барабанная перепонка заставляет дрожать три маленькие косточки. Их назвали очень интересно: молоточек, наковальня, стремечко.

5. Эти косточки передают звуковые колебания во внутреннее ухо. Оно заполнено специальной жидкостью.

6. Дальше слуховой нерв передает сигнал головному мозгу, и мы слышим звуки.

Теперь давайте поиграем, я вам буду включать разные звуки, а вы будете угадывать и называть, что это за звук. Готовы?

  1. Тормоза машины.
  2. Смыв унитаза
  3. Заточка ножей
  4. Игра на деревянных ложках
  5. Размешивание ложкой чай в стакане
  6. Домофон
  7. Стиральная машинка
  8. Жарка мяса
  9. Приготовление омлета
  10. Звуки кафе.

Педагог: Молодцы ребята, а теперь я расскажу вам несколько интересных фактов о слухе животных.

Слух животных отличается от слуха человека. Волк улавливает звуки за 50 м от их источника, а человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в 5 м от себя. Лисица зимой находит своих будущих жертв под толстым слоем снега по их шуршанию. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает. Слух собаки тоже отличается от человеческого. Именно поэтому дрессированные собаки используются на работе в милиции, в службах спасения.

Но настоящими «чемпионами» по слуху являются дельфины, киты и летучие мыши, т.к. слух для них гораздо более важное чувство, чем зрение. Отличными слухом владеют ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо них незамеченным. Этот зверек слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки. У большинства животных, как и у человека, уши располагаются на голове. А вот у кузнечика они расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться.

Станция «Осязание»

Педагог: Приветствую вас, ребята! Кто мне ответит, что такое осязание? (Ответы детей)

Мы с вами чувствуем каждым участком нашего тела: рукой ногой, спиной и т д. Чувствуем мы с вами все кожей...

Кожа состоит из трех слоев. Каждый из них выполняет особую задачу. Верхний - это защитный, водоотталкивающий слой. Средний слой содержит кровеносные сосуды, корни волос, потовые и сальные железы. В среднем слое находятся рецепторы. Это специальные клетки, которые помогают нам чувствовать. Что чувствует кожа? Это рецептор холода, это рецептор боли, это - прикосновения, это - давления. Нижний слой состоит из жировой ткани. Он накапливает энергию.

на подушечках пальцев и на руке много различных рецепторов. Ученые установили, что, надавливая и поглаживая специальные точки можно лечить разные болезни. Большой палец - это голова, указательный и мизинец - это ноги. Ладошка - это все органы: сердце, желудок, легкие.

Педагог: Теперь я предлагаю вам поиграть, попробовать угадать разными частями тела какая поверхность у моих карточек. (напр. шершавая, мягкая, ворсистая, мокрая и др.)

Станция «Вкус»

Педагог: Ребята, у каждого из нас есть рот. Что есть у вас во рту? (ответы детей). Покажите свой язык. Давайте им поиграем. Покажите, как качаются качели (артикуляционное упражнение "Качели"), как качается маятник (артикуляционное упражнение "Маятник").

Язык - это такая мышца, очень гибкая и подвижная.

Что еще есть во рту? (зубы). Сделайте "заборчик", посмотрите на свои зубы. Кто знает, сколько у человека зубов? (32, 16 - вверху, и 16 -внизу). Как называются зубы у детей? (молочные). Что с ними происходит? (они выпадают). Сколько молочных зубов? (20, 10 -вверху и 10 -внизу). Дети не огорчаются оттого, что у них выпадают молочные зубы. Все они прекрасно понимают: выпадают молочные зубы - значит, ребенок растет. А зачем нужен человеку рот? (Рот нужен, чтобы говорить).

Педагог: Что помогает человеку говорить? (Язык, губы, зубы)

Педагог: Давайте проверим. Откройте рот. Не двигайте языком. Скажите слово «мама» (дети выполняют, обсуждают результат). Теперь закройте рот и попробуйте сказать слово «папа» (дети выполняют, обсуждают результат). Зачем еще нужен рот? (Чтобы кушать) Что делают губы? (Берут пищу) Что делают зубы? (Жуют пишу) Что делает язык? (Двигает, ворочает пишу)

Педагог: И конечно, во рту находятся еще вкусовые рецепторы, которые позволяют нам чувствовать разные вкусы. Если бы их не было, то вся еда была бы одинаковой. И мы бы не чувствовали ни сладкого, ни соленого, ни горького, ни кислого, ни острого. Все было бы пресное и не вкусное. Вы все любите вкусности и сладости и фрукты, и овощи, и супы, и каши? Предлагаю вам поиграть, разгадать вкусные загадки.

Вкусовые рецепторы расположены на языке и слизистой оболочке полости рта, наибольшее их количество сосредоточено в области кончика, тела и корня языка. Рецепторы обновляются с периодичностью приблизительно раз в две недели. Отдельные вкусовые рецепторы реагируют на один из четырех вкусов — кислое, сладкое, горькое или соленое. Есть основание полагать, что существуют рецепторы для восприятия пятого вкуса — умами. В переводе с японского языка «умами» означает «восхитительный вкус» или «приятный пикантный вкус». Это вкус мясной пищи, восприятие которого осуществляется рецепцией глутамата.

От рецепторов импульсы по нервам поступают в головной мозг. С участием нейронов коры обеспечивается сознательное восприятие и способность различать вкусы веществ, попадающих в ротовую полость или на язык.

Педагог: А теперь давайте отгадаем загадки, связанные с нашим вкусом.

Очень вкусный, очень классный

И на вкус совсем не гадкий

Чупа-чупс бывает разный

Но всегда он очень.... (сладкий)

Висит он на ветке

И с яблоком схож,

Но красен, как рак,

И, как бык, толстокож,

И доверху полон рубиновых бус –

Прозрачных, и сочных,

И сладких на вкус. (гранат)

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

Как зовут его? (лимон)

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

Как же водоём зовётся? (море)

Каждый вкус наш сладкий знает,

Все нас просто обожают,

В яркую фольгу одеты

Разноцветные … (конфеты)

Перец маленький, но жгучий,

Он на ощупь не колючий.

Красный, зеленый, оранжевый, пестрый..

Только на вкус обязательно…. (острый)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон… (лук)

Кислый-кислый! но – полезный!

И, наверно, всем известный.

Он – на даче, и в лесу.

Я нарву и принесу

Гладких, будто зёрна риса,

Красных ягод…. (барбариса)

Если много в нем какао,

Сахара напротив мало

Шоколад – полезный только

Есть его немножко … (горько)

Очень радует всех нас

Фрукт волшебный – ананас

Трогаешь - совсем не гладкий

А на вкус он... (кисло-сладкий)

Подведение итогов

После прохождение станций все команды возвращаются в актовый зал.

Педагог: Вам понравилась игра, ребята? (Ответы детей)

У каждой команды получился свой очень красивый цветочек!

Как вы считаете, какой же орган чувств нашего организма самый важный? Самый главный помощник? (Ответы детей)

Педагог: Да, все органы чувств важны для человека.

Нос, рука, язык, глаза, уши -

Дружная семья! Наши главные помощники!

Все помощники нужны,

Все помощники важны.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:  «Все работы хороши, выбирай на вкус».  ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"

Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодр...

Сценарий внеклассного мероприятия "Спасибо тебе, АЗБУКА!"

Сценарий праздника АЗБУКИ для ребят 1 класса с участием сказочных героев и игровой программой....

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе: "Праздник дружбы".

Вместе со сказочными персонажами любимых детских мультфильмов: Котом Леопольдом и весёлыми Скоморохами ребята учатся понимать значение слова "дружба", исполняют песни и частушки, читают стихи о настоя...

Звуковое оформление к сценарию внеклассного мероприятия в 1 классе: "Праздник дружбы".

Звуковое оформление к сценарию внеклассного мероприятия в 1 классе: "Праздник дружбы: музыка к песне "Настоящий друг" (Из мультфильма «Тимка и Димка» Слова М. Пляцковского. Музыка Б. Савельева) и "Про...

Сценарий внеклассного мероприятия в 3 классе: "Праздник мам и бабушек".

Цели: Способствует воспитанию уважительного отношения к матери, к женщине. ...