Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"
план-конспект урока (4 класс)

Формировать интерес к предмету родной (русский) язык.

  Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

    Развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

  Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_obshchatsya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Фоминская СОШ

Гороховецкого района Владимирской области

                        

Конспект урока по родному (русскому) языку

"Учимся общаться"

                                   

2021г.

   Цель урока: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 4 класса в предметной области  «Родной (русский) язык» по теме «Учимся общаться».

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету родной (русский) язык;

   -  устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других;

- знакомство с основными правилами общения;

-   формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;

-  развитие умения слушать, понимать, сопереживать.

                                                       Ход     урока.

1.Мотивация к совместной деятельности эмоциональный настрой.

У.- Начинается урок,

      Он пойдёт ребятам впрок,

      Постарайтесь всё понять,

      Учитесь тайны открывать,

       Ответы полные давать,

       Чтоб за работу получать

       Только лишь оценку «пять»!

У.- Что возьмем с собой на урок ?

Д.- Ум,  смекалку, доброту, хорошее настроение.

У.-Ребята, к нам пришли гости.  А как  встречают  гостей?

Д.- Здороваются.

У.- Я предлагаю вам  вспомнить, как это делают в разных странах.

 (появляются слайды:  название страны,  иллюстрация.  Дети вспоминают  приветствия  в первых 4   странах, приветствуют друг друга и гостей.)

        Россия: здороваются за руку, говорят «Здравствуйте. Мы рады вас видеть».

        Япония: японцы  рукопожатию  предпочитают  поклоны. Чем важнее персона, которой они адресованы, тем они длительнее и ниже,.

        Китай: раньше была традиция пожимать руки самим себе.

         Северо-Африканские  государства: подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого к груди ( Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя).

У.- Я хочу познакомить вас с ещё некоторыми интересными приветствиями. Например, в:

        Конго: протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.

        Новая Гвинея: распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии взлетом бровей.

         Остров Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

         Индейцы: подбегают друг к другу и трутся носами – радость от встречи и хорошее настроение.

У.-Каким бы ни было приветствие, какое правило нужно соблюдать?

Д.- Быть искренними, улыбаться, смотреть друг другу в глаза.

 (правило закрепляется на доске)

У. – А как вы думаете, у вас это получилось?

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

У.- Ребята, а когда мы  не можем посмотреть в глаза собеседнику, приветствуя его?

Д.- Когда разговариваем по телефону

У.- Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультипликационный фрагмент интересного разговора  

(Показ мультфильма « Как нужно разговаривать по телефону»)

У.- Почему Жорик остался один?

Д.- С ним девочки не захотели разговаривать?

У.- Почему с ним девочки не хотят говорить?

Д.- Потому что он грубо разговаривает.

У.- А вы бы хотели попасть в такую же ситуацию, как Жорик?  Что нужно делать, чтобы не остаться одному?

Д.- Нужно учиться общаться друг с другом.

У.- Совершенно верно. Ребята, я предлагаю вам подумать, о чём мы будем сегодня говорить?

Д.- О том, как нужно общаться.

 У.- Совершенно верно, тема нашего урока…….                      

                           ( На экране появляется тема)

                                 « Учимся общаться»

                      (тема также фиксируется на доску)

У.- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Мы с вами сегодня….

Вспомним ….

Научимся….

Будем стараться…

3.Речевая разминка.

У.- Ребята, я предлагаю вам  отправиться в путь по стране  Волшебной речи. Сядьте ровно, закройте глаза, дышите свободно ( музыка).

- Мы отправляемся в сказочный город, где никогда не бывает зимы, круглый год светит  яркое солнце, цветут цветы, поют райские птички. Этот город находится за чистым – чистым полем.

Откройте  глаза ( музыка смолкает)

                                        (на экране слайды)

У.-Идем мы чистым полем, любуемся его красотой. В поле гуляет легкий ветерок

Д.- ( тихо) «в-в-в»

У.- Ветер усиливается. И вот уже гудит сильный ветер

Д.-( громче) « в-в-в-в»

У -Ветер затихает, все тише, тише – и затих. Прислушайтесь, кто это жужжит над цветами?

Д.-  Это пчелы «ж-ж-ж».

У -А вот бедняжка муха попала в паутину. Совсем выбилась из сил и еле слышно звенит

Д.- « з-з-з»

У.-Мы освободили муху, вот она и на воле. В благодарность она громко запела

Д.- « з-з-з» ( громко)

У.- Вот мы и подошли к сказочному городу.

4. Знакомство с новым материалом

У.- Ребята, я поняла из ваших ответов, что мы должны научиться контактировать со всеми, быть воспитанными – значит уметь устанавливать правильные отношения с другими людьми, располагать их к себе, т. е. уметь общаться.

У.-   Какими же качествами характера  должен обладать человек, с которым хочется поговорить,  которому можно всегда и во всем довериться? 

Д. – Положительными

5. Работа в статичных парах

У.- Перед вами на карточках записаны слова, обозначающие качества характера человека. Разложитете их на две группы (положительные и отрицательные)

    (Слова разделить на два столбика : положительные и отрицательные качества.) 
    Положительные:  доброжелательность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, отзывчивость, скромность, справедливость. 
    Отрицательные:  грубость, бестактность, несдержанность, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, жадность,  небрежность,  назойливость,  обидчивость

(Проверка. Одна пара читает, а остальные проверяют, дополняют, исправляют.)

6.Продолжение работы по теме урока

У.-Ребята, посмотрите на слайд. Вы узнали этот персонаж?

Д.- Да. Это Баба-Яга.

У.- А кто мне скажет, почему её так называют?

        ( вводится слово ЯГАТЬ)

У. - Это слово устаревшее, др. рус., что означает кричать, шуметь , ругаться

 У.- Она хмурит брови, машет руками, топает ногами, кричит : «У-у-у!»

У.-Зачем Баба-Яга хмурит брови, кричит?

Д.- Хочет напугать, хочет, чтобы ее боялись.

У.- А почему Баба-Яга такая злая?  Может, ее дразнили дети? Вспомните, как дети  дразнят  Бабу-Ягу ?

Д.-«Баба-Яга – костяная  нога, печку  топила, кашу  варила».

У.- Как вы думаете, что она чувствует, когда ее дразнят? Вспомните, когда вас дразнят, какое у вас бывает настроение?

У.- А что надо сделать, чтобы Баба-Яга  стала не такая вредная?

Д.- Пожалеть, сказать ласковые слова, комплименты.

У.- Какие добрые слова можно сказать Бабе- Яге?

У. - Ребята, смотрите, вот она и стала добрая. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка – Ягулечка

У.- Какая она вам  больше нравится?

Д.-  Приветливая, добрая.

У.- Что  помогло  ей стать  доброй  и  приветливой?

Д.-  Ласковые, добрые слова.

У. -Что  же  может  сделать  слово?

Д.- Огорчить,  рассердить,  обидеть,  успокоить, развеселить,  окрылить.

У.-Какой же сделаем вывод? Какие слова нужно чаще употреблять?

        Вывод: Чем чаще мы будем употреблять вежливые слова, тем лучше к нам будут относиться люди.

У.-Ребята, посмотрите еще раз на Бабу-Ягу ( 1 фото) Какая она здесь?

Д.- Злая.

У.- Сделайте такое же злое лицо и посмотрите друг на друга. Приятно ли общаться с таким злым человеком?

(2 фото) А здесь?

Д.-  Веселая, добрая. Она похожа здесь на обыкновенную бабушку.

У.-Итак, с каким человеком вам приятнее общаться: со злым, грубым, печальным или веселым и добрым?

        Вывод: Стараться всегда быть в хорошем настроении, если ты находишься среди других людей, чтобы с тобой было приятно общаться.

У.- А что помогает нам быть добрыми, веселыми и приветливыми?

 Д.-Волшебные, вежливые и ласковые слова, хорошее отношение к нам других людей.

У.-Ребята, вежливым человек не рождается, а становится.  Старайтесь больше говорить волшебных, приятных слов, ведь доброе слово, что дождь в засуху.

7. Работа в группах (Игра «Тайна третьей планеты».)

«Экипаж». Формирование групп.

У.- Ребята, мы с вами уже раскрыли для себя некоторые секреты общения, но нам предстоит разгадать ещё одну тайну. Но она не простая – это « Тайна третьей планеты». А для этого нам нужно отправиться в космическое путешествие.

       Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Предлагаю сформировать  3 экипажа. Для этого нужно  вытянуть из коробки полоски из бумаги с вежливыми словами и подойти к табличке, соответствующей вашему слову.

У.- Ну что же, экипажи сформированы, теперь предлагаю вам занять места в космическом корабле.

       (дети берут со стола ракету и усаживаются на свои места)

Планета «Содружество».

У.- Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами задачу - можем ли мы понять друг друга без слов? Ученые доказали, что большую часть информации люди получают без помощи речи. Мы общаемся друг с другом, даже не разговаривая. За нас говорят выражение лица – мимика и движения нашего тела – жесты.

 У.- Итак, вам задание : соединить  рисунки и подписи к ним (рисунки детей  и слова грусть, печаль, удивление, радость)

   (дети выполняют задание)

У.- Теперь попробуем эти чувства выразить мимикой и жестами

( все дети – зрители, 2-3 человека артисты)

У.- Все экипажи прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

 «Планета открытий». Поиск положительных качеств.

У.-   А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нам нужно открыть  хорошие качества в людях с планеты Земля.

 На столах у вас лист с фигурой человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку.

На выполнение задания даётся 5-8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

«Корзина идей» 

У. – Сейчас мы с вами попробуем составить общий портрет человека с планеты Земля. Я попрошу вас выделить общие качества и закрепить их на портрет.

( На доске плакат с изображением фигуры человека.  Дети выписывают те качества, которые есть у всех групп и крепят к фигуре. Так создаётся общий портрет человека с планеты Земля.

Например: добрый, умный , смелый,  сильный, улыбчивый и т.д.)

У.- Молодцы! Экипажи могут отправляться дальше.

Планета«Бумеранг». Поставить себя на место другого.

У.- Посмотрите, следующая планета имеет очень интересное название – БУМЕРАНГ.

А что такое бумеранг?

Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

- Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Вот эту загадку нам и предстоит разгадать.  

- На этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы  в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Прочитайте  обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку  ответа вам даётся 3 минуты.

Первый экипаж:

 «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

 «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой.  И вдруг я вспомнил…» Что?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

 «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

Второй экипаж:

«На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

 «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

 «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.

Третий экипаж

 «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

 «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

 «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

У.- Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?

Примерные ответы детей:

– На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

– Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.

– Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

                  (На доску закрепить табличку «ПРАВИЛО БУМЕРАНГА»)

У.-  Ребята, вы молодцы! Вам удалось разгадать тайну третьей планеты, и поэтому нам пора возвращаться на Землю. А чтобы  мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

Дети встают, берутся за руки, смыкая цепь.

8. Подведение итогов

У.- Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

– Мне очень понравилось находить хорошее в людях

– Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.

– Мне кажется, я буду смотреть на людей другими глазами.

– Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.

У. – Ребята, для того, чтобы прочно закрепить наши знания по теме…

-А по какой теме?

- Я предлагаю вам дома записать правила общения. Ребята, у меня возникла идея, может быть кто-то  из вас запишет правила общения для сказочных героев или для первоклассников, или….

Свои правила вы должны будете красиво оформить, чтобы подарить тем, кому они предназначены.

9.Домашнее задание: записать правила общения

9. Рефлексия.

У.- Ребята, с каким настроением мы заканчиваем наш урок?

У.-  Посмотрите, даже солнышко радуется вместе с нами. Когда светит солнце, у всех на душе становится радостнее. Доброта, ребята, как и солнышко, обладает великой силой. Прикоснется солнышко – доброта своими лучами – и на душе становится тепло и хорошо. В каждом из нас живет маленькое солнышко. Только у некоторых оно уже проснулось  и ярко светит, а у других еще спит. И чтобы их разбудить мы должны быть ….

                                          ( Отвечают дети)

     (добрыми, приветливыми, отзывчивыми, внимательными)

У.- Да , вы правы,  чтобы вас уважали и все хотели с вами общаться.

У- У вас на столах лежат  разноцветные ладошки, которые еще раз подчеркивают, какие вы все разные люди. Каждый из вас нарисует сейчас на своей ладошке солнышко с лучиками. А потом пусть каждый подарит кому-нибудь из присутствующих свой  лучик солнышка – свою ладошку и объяснит, почему именно этому человеку вам хочется его подарить.                    Дети рисуют солнышки, дарят ладошки и объясняют.

        

                                             

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс

2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...

Конспект урока по родному русскому языку 2 класс

Устанавливаем связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи:лексический повтор,местоименный повтор....

Конспект урока по родному русскому языку 4 кл

Конспект урока по родному русскому языку 4 кл...

Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...