«Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»
статья

Аржаникова Инна Владимировна

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Творческие способности детей могут проявляться в различных видах деятельности. А творческая деятельность любого ребенка начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать.

Способность к творчеству позволяет видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Психологической основой творческой деятельности является воображение, т.к. оно помогает творчески мыслить, решать творческие задачи.

Рисуя, ребёнок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Быстрое развитие компьютерных технологий привело к широкому внедрению персональных компьютеров во все сферы жизни и открыло для нас эру машинной графики. Компьютерная графика находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности. В науке (визуализация строения вещества, векторных полей и других данных), в различных исследованиях, в медицине (компьютерная томография), в архитектуре, в моделирование одежды и обуви, спецэффекты кино, в мультипликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_arzhanikova.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей

Районное методическое объединение

Тема доклада: «Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»

Подготовила: Аржаникова Инна Владимировна

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

24.03.2021 год

Доклад на тему «Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке  «Икс-файл».

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Творческие способности детей могут проявляться в различных видах деятельности. А творческая деятельность любого ребенка начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать.

Способность к творчеству позволяет видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Психологической основой творческой деятельности является воображение, т.к. оно помогает творчески мыслить, решать творческие задачи.

Рисуя, ребёнок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Быстрое развитие компьютерных технологий привело к широкому внедрению персональных компьютеров во все сферы жизни и открыло для нас эру машинной графики. Компьютерная графика находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности. В науке (визуализация строения вещества, векторных полей и других данных), в различных исследованиях, в медицине (компьютерная томография), в архитектуре, в моделирование одежды и обуви, спецэффекты кино, в мультипликации.

Одним из главных аспектов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное и творческое развитие учащихся. В настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой детям для усвоения, постоянно увеличивается, поэтому процесс интеллектуального развития учащихся требует интенсификации и творческого подхода. Одним из путей повышения интенсивности обучения является использование компьютерных технологий обучения. Знания и умения, приобретенные в результате освоения компьютерной графики, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования.

Компьютерная графика – область деятельности людей, в которой компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений, а также для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

В отличие от рисунков на бумаге изображение, созданное на экране, можно удалить или исправить, изменить размеры, цвет, поэкспериментировать с композицией, таким образом, появляется возможность для поиска вариантов решений. Именно это интересует детей, которые с большим удовольствием исследуют возможности графических программ ПервоЛого, Paint, PhotoShop, Adobe Flash  выполняя творческие работы в рамках образовательной программы «ПервоЛого», «Мир информатики», «Икс-файл».

При изучении компьютерной графики, наверное, самой сложной задачей является развитие творческих способностей учащихся, так как творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений.

Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.

Мотивацией к творческому самовыражению является стремление к раскрытию и реализации своей индивидуальности, желание сделать что-то новое, уникальное, рожденное его воображением. Компьютерные технологии предоставляют ребятам широкий спектр возможностей работать в различных направлениях, вырабатывать индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов, цветовых решений, композиций. В процессе работы с компьютерной графикой у ребят формируются навыки работы с интерфейсами компьютерных программ, осваиваются технические приемы, закрепляется понимание отличительных особенностей векторной графики и растровой.

Овладение техническими приемами работы с графическими программами требует интеллектуальных усилий и трудолюбия. Но в результате их освоения повышается эффективность творческого труда. Учащиеся постигают азы компьютерной графики с большим интересом, увлекаясь её выразительными эффектами и неисчерпаемыми возможностями и понимая актуальность применения полученных знаний при возможном выборе профессии в данном направлении.

Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, имитация традиционных изобразительных техник) позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самопознания обучающихся. Развивая различные виды восприятия, учащийся активно включается в процесс формирования своего мировоззрения. С помощью различных инструментов создается иллюзия объема, как на живописной картине, с применением светотени, блика, света и тени, за счет цветовых и световых контрастов.

Современные компьютерные программы позволяют создавать графические образы с использованием выразительной линии, формы, объёма, цвета. Они предоставляют учащимся возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации, сознательное освоение художественно-образных закономерностей графического искусства и новых технологий (применение различных фильтров, использование слоев, создание различных материалов: дерево, камень, стекло, вода и т.д.). С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм – эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми. 

При проведении занятий учитывается уровень знаний, умений учащихся, их самостоятельность, творческая активность, индивидуальные особенности и познавательные интересы; решаются обучающие, развивающие и воспитательные (развитие личностных качеств воспитанника) задачи в комплексе, отслеживается мера участия всех детей и каждого в отдельности.

С помощью графического редактора можно создать свои рисунки-загадки, сделать иллюстрации, создать поздравительную открытку, нарисовать свой герб и др.

В результате применения инноваций реализуется творческий, познавательный, развивающий потенциал образовательной программы «ПервоЛого», «Мир информатики», «Икс-файл», у детей поддерживается высокий уровень мотивации к обучению и творческой активности, осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Всё это помогает сформироваться творческой личности ребёнка, склонной к самостоятельной деятельности и самоопределению в окружающем мире.

Знания и умения приобретённые, в результате освоения компьютерной график, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства  в области трехмерной моделирования, анимации, видеомонтажа.

Таким образом, можно сказать, что раннее изучение графических редакторов позволит более глубоко раскрыть творческий потенциал учащихся, а также с полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

КТД как форма по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

В данном материале представлены примеры использования КТД в урочной и внеурочной деятельности....

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...

Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность,  нешаблонность восприятия, ассоциатив...

«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»

laquo;Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»...