Справочник по русскому языку
материал

Карпенко Ольга Владимировна

Справочник по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_russkiy_yazyk1.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                                   

     Справочник

 по русскому языку

   

           ФИ________________

 

                        Алфавит    

А

Бэ

Вэ

Гэ

Дэ

Е

Ё

Же

Зэ

И

иЙ

Ка

эЛь

эМ

эН

О

Пэ

эР

эС

Тэ

У

эФ

Ха

Це

Че

Ша

Ща

Ъ (твёрдый)

Ы

Ь (мягкий)

Э

Ю

Я

             

                                                                           

В русском алфавите 33 буквы.

                                                                   

                         Речь                    

         устная                      письменная            

     то, что мы                            то, что мы

       слышим,                               видим,

        говорим                               пишем

                       предложение

                            слово

                            слог

                         звук \ буква

                    Гласные звуки (их 6)

[а] [о] [ы] [э] [и] [у]

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

а   я  о   ё   ы   и   э   е   у   ю

Буквы  ё е я ю обозначают два звука:

[й'о][й'э][й'а][й'у]

  • после гласных
  • после ъ  и  ь
  • в начале слова

                               Согласные звуки

Звонкие парные                  Звонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]                [р] [л] [м] [н] [й]

Глухие парные                      Глухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]              [х] [ц] [ч] [щ]

Твердые парные

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие парные

[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]

Твердые непарные           Мягкие непарные

[ж]  [ш]  [ц]                               [ч′] [щ′] [й′]

                                       Звуки

      Гласные                                       Согласные 

(это звуки, при                                      (это звуки, при образовании  образовании   которых                            которых встречается

воздух свободно  проходит                 преграда (губы, зубы, язык)

через полость рта, не встречая

 никакой преграды.

ударные            безударные                твёрдые              мягкие

                                                                        а                             я

                                                                        о                             ё

                                                                        у                             ю

                                                                        ы                            и

                                                                        э                              е

                                                                                                        ь

                                                     

                                                            звонкие                   глухие

                                                   произносятся                 произносятся

                                                  с голосом и шумом          с шумом  

гласные               |       согласные      звонкие

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

Ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь

                              |       согласные       глухие 

Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, й

Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими

Ь и Ъ – звука не имеют

Схема фонетического разбора слова

  1. Запиши слово.
  2. Раздели на слоги.
  1. Поставь ударение.
  2. Сделай транскрипцию.
  3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки.
  4. Охарактеризуй каждый звук:

 а) гласный или согласный

 б) если гласный, то ударный или безударный

 в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный)

                                       звонкий или глухой (парный\непарный)

7.Посчитай количество букв и звуков.

Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч']

м- [ м']  -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн.

я-  [ а ] -гласн., ударн.

ч-  [ ч']  -согл., мягк.,непарн., глух., непарн.

3б., 3зв.

Семья-2 слога, семь-я,  [ с' э м' й' а ]

с-  [с']  -согл.,мягк.,парн. [ с ]  , глух., парн.[ з' ]

е-  [ э ] -гласн., безуд.

м- [ м' ]  -согл.,мягк.,парн. [ м ] .звонк., непарн.

ь-  [ - ]

я- [ й' ]  -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн.

  -  [ а ]  -гласн., ударн.

    5б., 5зв.                                                                                                                          

      Разбор слова по составу

                             настольный

1.  Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

           настольный, настольного, настольным, о настольном.

     Окончание –ый, основа настольн-

2.  Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

                 стол, столик, столовая.

 Общая часть слов – стол-. Это корень.

3.  Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

  Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

4.Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Приставка –на-.

Такая приставка есть в  словах наручный, настенный

                   Предложение

                      1. По цели высказывания

         Повеств.              Вопросит.               Побудит.

           О чем-либо               содержит                        содержит

          или о ком-либо          вопрос                            просьбу,

            сообщается,                                                       приказ

            говорится

        .            ?                .  !

                      2. По интонации

               восклиц.                         невосклиц.

                      3.По структуре

            простое                              сложное

           1 грамматич. основа              2 и более грамматич. основ    

              4.По строению грамматич. основы

             односоставные                    двусоставные

               1 главный член                               есть и подлежащее и

               член (или подлежа-                        сказуемое

              щее или сказуемое)

     5.По наличию второстепенных членов предложения

            распростр.                          нераспростр.

   кроме грамматич. основы                       только грамматич. основа

   есть    второстеп. члены предложения

Синтаксический анализ предложения

1.  Определи цель высказывания предложе-ния.

2.  Определи интонацию.

3.  Найди грамматическую основу.

4.  Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение.

5.  Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Образец.

С юга потянул тёплый ветер.

Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет.

Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Грамматическая основа (главные члены предложения)

Подлежащее-это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?)

Сказуемое-это главный член предложения, который

связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать?    что сделать?

                 Что происходит с предметом?

                  Каков он?

Как найти в предложении грамматическую основу.

1.  Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

2.  Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?

3.  Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

4.  Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

Второстепенные члены предложения

Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы  косвенных падежей и обозначает предмет.

Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Подчеркивается  - - - - -

Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.)

Подчеркивается ~~~~~~~~~~~

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.)

Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

Подчеркивается   -.-.-.-.

                    Члены предложения

    главные                      второстепенные

    подлежащее                   дополнение

    сказуемое                        определение

                                             обстоятельство                                        

   

                           Части речи

    самостоятельные          служебные

    имя существительное           предлог

    имя прилагательное              союз

    глагол                                        частица

    местоимение      

    числительное

     наречие

              Имя существительное.

  • Часть речи
  • Обозначает  предмет
  • Отвечает на вопросы   Кто? Что?
  • Имеет род

   

М. р.           Ср. р.                 Ж.р.

  (он, мой)      (оно, моё)        (она, моя)              

  • Изменяется по числам и падежам
  • Бывают собственные и нарицательные
  • Делятся на одушевлённые и неодушевлённые

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.

          Склонение существительных

1 скл.

2скл.

3скл.

Ж.р.

М.р.

М.р.

Ср.р.

Ж.р.

[]

…ь

         

             Прилагательное

  • Часть речи
  • Обозначает признак предмета
  • Отвечает на вопросы   Какой? Какая? Какое?

                                                Чей? Чья? Чьё?

  • Изменяется по числам, родам, падежам
  • В предложении – чаще  определение

           Прилагательные бывают

  • Качественные            

1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство

2. можно подобрать антонимы

3. может быть краткая форма

4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не

5. можно подставить слова «более – менее»

6. образуются при помощи суффиксов –оват-,       -еват-,  -еньк, -оньк-

7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сильный – сильнее – более сильный – сильнейший – самый сильный

  • Относительные

1.Указывают

  • на материал,  
  • время,
  •  место нахождения,
  •  вес,
  • длину,
  • назначение предмета.

2. нельзя подобрать антонимы

3. нет краткой формы

4. нельзя подобрать слова «более- менее»

5.образуются от существительных  при помощи суффиксов

  -н-, -ан-, -ян-, -ск-, -ин-, -ов-, -онн- (-енн-)

             Деревянный, утренний, лесной.

Сущ….н   ----  прил. нн

Сущ.         ---- прил.  н

  • Притяжательные

1.указывают на принадлежность к кому-либо лицу или животному

2.отвечают на вопросы  Чей? Чья? Чьё?

3. образуются при помощи суффиксов –  -ин-,    (-ын-), -ий-,  -ов-, -ев-

   Папин (плащ), волчье (логово), сестрицын  

                Глагол

  • Часть речи
  • Обозначает действие предмета
  • Отвечает на вопросы  Что делать? Что сделать?
  • Бывает совершенного и несовершенного вида

Что делать?              Что сделать?

       |                                       |

 несовер. вид                соверш. вид

  • Изменяется по временам

  Прош. в.        Наст. в.        Буд. в.

      |                      |___________|

Что делал?         изменяется

Что сделал?         |              |

      |                   по лицам     по числам

   изменяется        |      |      |         |          |

по                    1л.   2л.   3л.   ед.ч   мн. ч.

      числам              |__________________|

   |                   |                спряжение

 ед.ч          мн. ч.              |                |

    |        |       |                        1 спр.           2 спр.

М.р. ж.р. ср.р.                         [] ударн.

                                                       |                        |

                                             Е                   И                                                     

                                                 [] безударн.

                                                                   |

                                                     По н.ф.

                                                       |       |

                                                -ить       остальные

                                                     |               |

                                                 2 спр.        1 спр.

  Как определить вид глагола

1.  Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.

2.  Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида.

3.  Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.

Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

Как определить спряжение глагола

1.  Если окончание ударное, спряжение определить легко.

2.  Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание — -ут/-ют или ат/-ят) или начальную форму.

3.  Если в начальной форме глагол оканчивается на -итъ (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2-го спряжения.

4.  Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1-го спряжения.

Глаголы-исключения:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, терпеть.

Правописание окончаний глаголов

1 спряжение

2 спряжение

1 лицо

-у,-ю,-ем

-у, -ю, -им

2 лицо

-ешь, -ете

-ишь, -ите

3 лицо

-ет, -ут, -ют

-ит, -ат, -ят

Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые

                                     Местоимение

  • Часть речи
  • Не называет предмет или признак, а только на него указывает    

   Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др.

                   

Личные местоимения                                                                                                                          

      Ед.ч.

        Мн. ч.

1 лицо

       Я    

          Мы

2 лицо

      Ты

          Вы

3 лицо

Он, она, оно

         Они

  •  

Личные местоимения изменяются по падежам.

        Местоимения с предлогами пишутся раздельно: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас.

        После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н: от него, за ней, перед ними, от них.

   

                   Предлог

Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.

  • Часть речи
  • Предлоги служат для связи слов в предложении.
  • Они пишутся отдельно от других слов .

Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)

     Морфологический разбор слова.

1. Часть речи.

2. Начальная форма:

        Сущ.           Прил.           Глаг.

        В ед. ч.    В ед. ч., м.р.   Неопр.ф.

                         (какой?)         (что делать?

                                                  что сделать?)

3. Постоянные признаки:

        У сущ. – собств.\нариц., одуш.\неодуш., род, скл.

        У прилаг. – качеств.\относит.\притяж.

        У глагола – вид (соверш.\несоверш.),

                        спряжение (1 или 2)

4. Непостоянные признаки:

        У сущ. – число, падеж

        У прилаг. – род (только в ед.ч.), число, падеж

        У глагола – наклонение (изъявит, условн., повелит.)

                        время (прош., настоящ., будущ.)

                        лицо (1 , 2 или 3)

                        число, род

5. Член предложения.

Морфологический разбор наречия.

1. Часть речи.

2. Член предложения

(Наречие – неизменяемая часть речи.)

У наречия нет окончания.

                  На поляну выбежал заяц.

1.  (На) поляну – имя существительное.

2.  Начальная форма – поляна.

3.  Постоянные признаки: нарицательное,  неодушевленное, ж.р., 1 скл..

4.  Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж.

5.  В предложении является обстоятельством:

(выбежал) на поляну  

                    -.-.-.-.-.-.-.-

1. (за) высоким (забором) – имя прилагательное

2. Начальная форма – высокий

3.  Постоянные признаки: качественное

4. Непостоянные признаки: ед.ч., творительный падеж, м. род.

5.  Забором (каким?) высоким  - определение

                                       ~~~~~~~~~

                 

             Состав слова

Родственные слова – это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть (корень)

Однокоренные слова – это слова, образованные от одного и того же корня.

                   

                        Что делать?

Кто?                                                 Какой?

 Что?                                               Как?

                         Корень

Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

                  Приставки

  1. – о, от                       опечатал, отнёс

-вы, по, в                  выход, поход, вход

-пере, при                 переход, приходить

-у, за, на                   улетел, зашёл, находка

-про, с                      пробежал, спел

 до, об, под,…         дописал, объезд, подъём

    2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),

-через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)

  • Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З.

Безлюдный, известный

  • Если корень начинается с глухого согласного - С .

   Рассказ, беспокойный

   

    Приставки с гласной а:  за-, на-, над-.

   3.  Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.

 Приставки з- не бывает, есть приставка с-.

  1. Приставки пре-, при-

            При-

              Пре-

1. приближение

прибежал

1. в значении «очень»

прекрасный

2.присоединение

пришил

2. сходна с приставкой пере –

3. нахождение около

придорожный

4. незаконченность

прилетает

5. неполное действие

приоткрыл

                Суффиксы

1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок

  • Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.
  • Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Садик – садики.

  • Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е.

Замочек – замочки.

2. – очк-, -ечк-                 козочка, книжечка

    -еньк-, -оньк-              серенький, лисонька

    -ушк-, -юшк-               дедушка, полюшко  

    (-ышк-)                        солнышко

    -к-                                 машинка

    -онок-, -енок-              волчонок, львёнок

3. Указывают на принадлежность к профессии.

-ист-, -тель-                     машинист, строитель

-чик-, -щик-,                    часовщик, лётчик

-ник-, -арь-                      лесник, пекарь

    Д

    Т                                       остал.

    З               -чик-               согл.          –щик-

    С

    Ж

лётчик                              сварщик

  1. Суффиксы глаголов

-а-, -я-                             бежать, стрелять

-и-, -л-                             входить, уехал

-е-, -о-                             увидеть, построить

  1. Суффиксы прилагательных

-н-, -нн-                          больной

-ан-, -ян-, -енн-              

     -ев-, -ов-                        грушевый, сливовый

 

  1. Реже

-в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,

-инк-,

 -лив-

-анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,

-ович-, -иничн-, -ость-

 

                               

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник по русскому языку

В данном справочнике собран материал по русскому языку по программе "ХХ1 век". Здесь же дети могут найти помощь при выполнении работы над ошибками. Материал изложен в доступной форме для детей - в вид...

"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" -  справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блока...

справочник по русскому языку

справочник для учащихся начальных классов...

Справочник по русскому языку

Данный материал представляет собой справочное пособие по русскому языку для учащихся начальной школы...

Справочник по русскому языку для 2 класса

Справочник по   русскому языку   разработан  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии  с  требованиями  школьной программы....

Мой справочник по русскому языку

Материал справочника вносится по мере изучения (с 1 класса)....

Справочник по русскому языку

Справочник по русскому языку...