Окружающий мир 2 класс. Путешествие по Москве
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Окружающий мир  2 класс. Путешествие по Москве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_moskve_kuban.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

- развивать экологическое мышление;

- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

- формировать ключевые компетенции: информационную,проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Ход урока

I.Организационный момент

- Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II.Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?(Растениеводство).

- Что же такое растениеводство? (Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений.)

Чтобы на нашем столе был хлеб – растениеводы выращивают зерновые культуры –пшеницу, рожь.

-Кормовые культуры – тимофеевку, люцерну, клевер – выращивают, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Чтобы получить ткань, выращивают прядильные культуры –хлопчатник и лен.-Как называется раздел, который мы изучаем? (Экономика).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

   Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. - Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
  2. - Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
  3. - Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
  4. - Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

- Без чего  невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

- А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

- Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра  «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

 

- Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

- Сформулируйте темунашего урока.(Дети формулируют тему урока).

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему они полезные?(служат людям).

- Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

-  Для тогочтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаювам обратиться к учебнику на с.46.

- Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

-Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так жекак их можно добыть и где использовать).

 Запишем в тетради какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

IV.Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?  (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

- А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

- На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые?(они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

-  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

- Как добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

- Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

-Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

- Назовите профессии людей, которые добываютполезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

-  Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть,газ.)Самый обычный способ поиска нефти-это бурение скважин. Бурить начинают в том  месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная рекат(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполним самостоятельную.

Т.с.30, №4.

1 вариант 1-5

2 вариант 6-10, взаимопроверка.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-50, пересказ,Т.с.31,№6,8.

X. Подведение  итога урока. Рефлексия.

- Наше увлекательное путешествие  заканчивается.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что же нового вы узнали, чему научились?

-Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

- Кто для себя сделал открытие?

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

- Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

- Кому урок подарил хорошее настроение?

- Кто не все понял по теме урока?

Синквейн.

Кладовые.

Полезные. Строительные.

Добывают, залегают, бурят.

Человек использует в хозяйстве.

Богатства.

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по окружающему миру к учебнику Плешакова 2 класс "Путешествие по Москве"

Презентация о возникновении Москвы, её истории, культурных памятниках....

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по Москве"

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по Москве" с презентацией, УМК Школа России, Плешаков...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. "Путешествие по москве". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы; умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицыПланируемые результатыПредме...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по Москве." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее дос...