Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по Москве"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Хаюрова Лолита Владиславовна

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по Москве" с презентацией, УМК Школа России, Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Путешествие по Москве.

Подготовила: Хаюрова Л.В.

Цели урока: познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы;

                      дать понятие «план местности»;

                      воспитывать чувство патриотизма к родной стране.

Ход урока.

I. Организация класса

II. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним с вами материал прошлых уроков и разгадаем кроссворд:

1. Шириною широко,

    Глубиною глубоко,

    День и ночь о берег бьётся.

    Из него воды не пьётся.

    Потому что не вкусна,-

    И горька, и солона. (Море)

2. Он и летом, и зимой —
   Между небом и землёй.
   Хоть всю жизнь к нему иди —
   Он всё будет впереди.
  (Горизонт)

3. На ладонь он ляжет весь.

    Не часы – а стрелка есть.

    Он в дороге пригодится-

    С ним нигде не заблудиться.  ( Компас)

4. Я ходил по разным странам,
   Плыл по рекам, океанам,
   По пустыне шёл отважно –
   На одном листе бумажном.
   ( Карта.)

5. Снег чернеет на полянке,
   С каждым днем теплей погода.
   Время класть в кладовку санки.
   Это, что за время года?  
(Весна)

6. В белый цвет оделся сад,
   Пчёлы первые летят.
   Гром грохочет. Угадай,
   Что за месяц это?        
(Май)

М

о

р

е

г

О

р

и

з

о

н

т

к

о

м

п

а

С

К

а

р

т

а

В

е

с

н

а

м

А

й

III. Объяснение нового.

- Посмотрите пожалуйста, какое слово у нас получилось по-вертикали?

( Москва)

-Что вы можете сказать о городе Москва?

-А знаете ли вы откуда пошло название города?

- Откройте свои учебники на с. 98 и прочитайте справочный материал.

-Так почему наша столица так названа? 

- Существует несколько версий. Одна из версий, что  город получил имя от названия реки- Москва, а река получила свое название от потомков библейского Ноя. У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет. У Иафета был сын Мосох. После Всемирного потопа Мосох со своим потомством поселился на реке, которая и получила имя Москва.

По другой  версии название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке- «кремень») и "ков" (то есть «прятаться»). Значит слово "Москва" означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку.

 И всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Слово "Москва" финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые в последствии на север славянами. Окончание "ва" в данном случае переводится как «вода», «река», а начало слова кто-то переводит как "медвед. И  каждая теория имеет право на существование.

- Кто знает, кто и когда основал Москву?

Вернёмся с вами в далёкое прошлое на 865 лет назад в 1147 год.

В глухом лесном краю. Где протекало более пятидесяти рек и речек. Где могучие дубы отражались в глади озер, возникла Москва. Никто не предполагал тогда, что на лесистых холмах вырастут дома, что появится город, равного которому не будет на земле Русской. Начало Москвы окружено сказаниями, легендами.

Ехал великий князь Юрий со своей дружиной из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пестрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека- предсказателя. Он растолковал это явление так:

– Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные.

– Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.

До нас дошло описание внешности князя Юрия: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои “долгие”, то есть длинные руки князь “протягивал” от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

В настоящее время  в центре Москвы установлен памятник Юрию Долгорукому.

-Скажите пожалуйста, какие отличительные символы имеет каждая страна?

( Герб, гимн, флаг)

- А город?

- Что изображено на гербе  города  Москвы?

На темно-красном щите, развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и  мантии, на серебряном коне поражает золотым копьем черного змея (олицетворяющего врагов земли русской).

- Флаг города – это полотнище красного цвета с изображением герба Москвы в центре.

- Гимн города принят Правительством Москвы от 5 июля 1995 года. Автор слов: Марк Лисянский и Сергей Агранян. Композитор: Иссак Дунаевский «Дорогая моя столица». Давайте встанем и прослушаем небольшой отрывок из гимна нашей столицы.

-Ну а теперь самое время отправиться в путешествие по Москве. Что нам поможет сориентироваться и не заблудиться в городе?

(карта)

Откройте учебник  на с.99

- Что вы там видите?

- У вас на партах лежит карта Москвы. Рассмотрите обе карты, чем они отличаются?

- Перед вами план Москвы и карта Москвы. План вычерчивается в более крупном масштабе. Чем карта. На картах градусная сетка. Параллели и меридианы, а на плане этого нет. На плане местность изображена очень подробно, возможно нанесение зданий и значимых объектов. А на карте указываются только крупные объекты.

- Теперь рассмотрите план города.  В Москве много памятников архитектуры, исторических мест, культурных центров. С какими из них мы уже познакомились в нашей исследовательской работе?

- Главной достопримечательностью Москвы является Красная площадь.

Откуда она взяла своё название? Кто может сказать?

(Если дети затрудняются ответить, обращаемся к учебнику на с.106)

-Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» также значило «красивый», «главный», «славный», «почётный», «самый дорогой». Главный вход в терем назывался красным крыльцом, а самое почетное место в доме – красным углом. Вот и решили люди московские назвать свою самую главную и самую красивую площадь - Красной.

В старину Красная площадь выглядела совсем по-другому.

Сейчас мы видим, что с одной стороны её обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Храм Василия Блаженного, напротив собора расположился Исторический музей.  Сам Кремль мы с вами рассмотрим и поговорим о нем на следующем уроке.

- Теперь прослушайте небольшой музыкальный фрагмент.

-Как вы думаете что это?

- Где мы можем услышать её?

- Какой театр Москвы имеет мировую известность и также является одной из главных достопримечательностей города?

-Это Большой театр.

Основательницей Большого театра считается императрица Екатерина II. Существует этот театр с   28 марта 1776 года. Само здание театра открылось почти на 100 лет позже при другом императоре Александре II. В 2005 году началась реконструкция исторического здания и продлилась до 2011 года. Большой театр – устойчивый символ России на все времена. Над его реставрацией трудилось свыше 3 с половиной тысяч мастеров. Теперь зал напоминает зал прошлых веков. Золотые украшения придают театру вид сказочного дворца.

- Как я уже говорила, Москва богата достопримечательностями, посмотрите некоторые из них: Храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном Бульваре.

-А где мы с вами уже успели классом побывать в Москве?

(В палеонтологическом музее)

- А на днях посетим ещё один музей Москвы «Буратино-Пиноккио».

III. Закрепление изученного.

Мы с вами провели большую работу и в исследовательской деятельности, и на сегодняшнем уроке. Давайте проверим на сколько хорошо мы узнали и запомнили  Москву.

На ваших партах лежат конверты обозначенные разными цветами. Возьмите конверты, на которых желтые кружки, рассмотрите содержимое конвертов.

Вам надо определить по контуру -  какая достопримечательность Москвы изображена.

Теперь загляните в конверты с зелёным кружком. Вам надо из данных достопримечательностей отобрать те, которые относятся к достопримечательностям Москвы.

И, наконец, конверты с синим кружком. В этих конвертах карточки с описанием достопримечательностей Москвы. Определите о чем говорится в карточке.

Вы можете советоваться с соседом по парте, только не мешая при этом другим. А если кто-то затрудняется с выполнением задания, можете поискать подсказку в учебнике.

- Давайте проверим вашу работу.

Начнём с задания с жёлтым значком.

(Демонстрация  контура на доске и правильный ответ- Храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя)

Проверим задания с зелёным значком.

(Даны карточки с изображением: Храма Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя, Исаакиевского собора, Эрмитажа, Третьяковской галереи)

И теперь давайте проверим конверты с синим значком.

(Дано описание двух объектов:

Белоснежное здание, расположенное на холме, хорошо просматривается из разных точек. Здание имеет  форму равноконечного креста. Центральный купол огромного размера. По краям креста высятся четыре колокольни, увенчанные малыми главами.(Храм Христа Спасителя)

Стены имеют многоцветную раскраску. Куполов всего 10. Восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием. (Храм Василия Блаженного)

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

- У вас у каждого на парте лежат 2 звёздочки со Спасской башни Кремля: одна красная, другая белая. Если вы остались довольны своей работой на уроке, то возьмите красную звёздочку и можете оставить её себе на память о нашем путешествии по Москве. Если вы не очень довольны своей работы, или что-то у вас сегодня не получилось, то возьмите белую звёздочку. И, когда на следующем уроке мы с вами отправимся в путешествие по Московскому Кремлю, у вас будет возможность закрасить вашу звезду в красный цвет.

- Домашнее задание.

с.43-45 (рабочая тетрадь)

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Урок окружающего мира во 2 классе (21 век) "Москва"

Данный урок разработан по программе "Школа 21 век". Урок способствует расширению и углублению знаний учащихся об истории российского государства, способствует формированию активной государственной поз...

Урок окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" с презентацией

 Урок окружающего мира во втором классе по УМК "Школа России"  по теме "Путешествие по Москве" был мною разработан с презентацией, так как в последнее время дети очень любят такие уро...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

урок окружающего мира 4 класс "Память москвы о героях ВВв 1941-1945 г"

Урок окружающего мира о подвигах героев во время освобождения г. Москвы...