Урок окружающего мира во 2 классе (21 век) "Москва"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Кузнецова Светлана Валентиновна

Данный урок разработан по программе "Школа 21 век". Урок способствует расширению и углублению знаний учащихся об истории российского государства, способствует формированию активной государственной позиции. Урок сопроваждается презентацией, что способствует повышению интереса к учебному процессу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знаменитые города России. Москва.

Цели: 

- познакомить учащихся с историей становления Москвы, способствовать усвоению новых знаний;

- развивать умение обобщать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать внимание, кругозор учащихся;

- воспитывать интерес к предмету – история, чувство патриотизма.

Оборудование: телевизор, мультимедийное устройство (призентация), индивидуальные карточки с изображением становления Москвы, словарики.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка д/з:

На доске:    завод                                        шофёр          

                      комбайн                                  фермер    

                      лаборатория                          рабочий

                      ферма                                      врач    

                      больница                                агроном

                      поле                                         учёный

- Как можно одним словом назвать слова в правом столбике, в левом?

  Соедините профессии с местом работы (дети выходят к доске и, доказывая свой выбор, соединяют слова).

- На какие группы можно разделить эти профессии? (сельские и городские). Чем они отличаются друг от друга?

- Чем город отличается от деревни, села?

- Может ли деревня стать городом?

Новая тема.

Беседа в сопровождении видеосъёмки раскопок.

- Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так. На его месте раньше шумели леса, протекали между холмами реки. В реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было удобным, и люди обосновались здесь.

Древние раскопки показали, что в этих местах люди жили давно.

Учёные-археологи нашли останки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров. Нашли изделия, изготавливаемые этими мастерами, определили срок давности- 800-900 лет. Теперь вместо вековых лесов на этом месте огромнейший город, самый главный город России.

- Кто догадался, о каком городе я сейчас говорила? (Москва)

- Так когда же Москва стала городом? Что нам может помочь узнать об этом?

ЛЕТОПИСЬ                  (запись в словарики)

   АРХЕОЛОГИ

- Так давайте заглянем в летопись давно минувших дней.

Доклады подготовленных детей из книги «Я познаю мир».

Дмитрий Долгорукий (фото на доске)                       (запись в словарики)

 Москов              1147год                                        

- Как же жили люди в то время, чем питались, чем занимались?

Доклады детей.

- … князь Юрий, взыде на гору и обозре с нее очима своими семо и овамо, по обе стороны Москвы – реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре соделати град мал, древен и нарече его Москва – град.  

        - Кто понял, о чём говорится? (перевод)

Было это в 1156 году. В это же время Юрий Долгорукий приказывает построить первый Кремль – деревянный.      

СЛАЙД 1,2. – Москва тогда стала маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах.

Доклад : «Как Москва строилась» - Зимой 1238 года …

ИГО                  (ЗАПИСЬ В СЛОВАРИКИ)

ДАНЬ                                   

Доклад: «Князь Колита»  (ФОТО на доске)

Доклад : «Пожар 1356 года»     (ЗАПИСЬ в СЛОВАРИК)

- В это время правление Москвы возглавляет внук Ивана Колиты – Дмитрий Донской (ФОТО на доске)

Именно он приказал строить стены, Кремль из белого камня.  

СЛАЙД 3,4 . – Московский Кремль при Д.Донском.

        - В то время на Руси существовал обычай: в честь победы над врагом воздвигали церкви, соборы, храмы.

Москву по праву называли «Златоглавой Москвой», в насчитывалось 295 церквей и почти все они с золотыми куполами. Достаточно было одного луча, чтобы этот великолепный город засверкал самыми разнообразными красками.

СЛАЙД 5 . – Соборная площадь.

Просмотр куполов по видеофильму.

Прослушивание звона колоколов.

- Именно так звонили все колокола, когда пришла радостная весть о том, что наши войска захватили Казань. Прогнали с Руси татар.

В 1552 году освободилась Русь от многовекового ига.    (ЗАПИСЬ в словарик)

СЛАЙД . – Покорение Казани.

        - В честь этого события на Торговой площади построили Покровский собор, который стоит там и до сих пор.

СЛАЙД . – Торговая площадь, наши дни «Собор Василия Блаженного»

Стих:

 В честь одержанной победы                       Пёстрый, сказочный собор

Храм возводят наши деды.                           Что стоит и до сих пор.

О победе над Казанью                                   Он свидетель древней славы-

Двум прекрасным мастерам                        Этот храм девятиглавый

Приказал построить храм.                             Он четыре сотни лет

И воздвигли люди эти,                                   Над рекой встречал рассвет…

Небывалый в целом свете,                          

        - Начинается расцвет Кремля.

Но опять Москва подвергается нападению. Весь город, кроме Кремля, был сожжён. Погибло около 12 тыс. москвичей. В память об этой жуткой трагедии главная площадь стала называться Пожарной.

В этот период правил Московским княжеством князь Иван III. После пожара по его приказу Кремль, стены, всю площадь стали строить из красного кирпича.

СЛАЙД . – вид красной площади 200 лет назад.

        - Кто бы не приезжал в Москву, всегда удивлялся красоте, великолепию этого много чего пережившего города. Изумляла всех и площадь своей красотой.

На Руси красивая означала – красная. И в последствии главная площадь Москвы приобретает название - Красная площадь, которое сохранилось и до сих пор.

ТОРГОВАЯ

ПОЖАРНАЯ                 ПЛОЩАДЬ

КРАСНАЯ

        - Посмотрите какой долгий путь прошла Москва до красоты наших дней. События, о которых вы услышали сегодня на уроке, это лишь малая часть. Мы с вами познакомились только с началом возникновения Москвы.

Итог.

- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? О чём обязательно расскажите дома?

- Попробуйте восстановить события, о которых говорили на уроке.

Песня О.Газманова «Москва, звучат колокола…»

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

Урок окружающего мира 3 класс - "Москва златоглавая"

Нет тебе на свете равных,Стародавняя Москва!Блеском дней, вовеки славныхБудешь ты всегда жива!Град, что строил ДолгорукийПосреди глухих лесов,Вознесли любовно внукиВыше прочих городов....

урок окружающего мира 3 класс "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ"

открытый урок по окружающему миру (история)...

урок окружающего мира 4 класс "Память москвы о героях ВВв 1941-1945 г"

Урок окружающего мира о подвигах героев во время освобождения г. Москвы...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. "Путешествие по москве". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы; умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицыПланируемые результатыПредме...