Программа кружка «Занимательная математика»
рабочая программа (3 класс)

Лазарева Ирина Юрьевна

Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа реализуется на основе следующих  нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6. Примерная программа составлена на основе  программы курса  «Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы.» (авт. Сухаревская Е.Ю.)

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_3_klass.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

   Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Соловьевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО начальных классов

Протокол № 1 от  28 августа 2018 г.

Руководитель:___________

Руф Е. В.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

_________ И.Ю. Лазарева

Протокол № 1 от  29 августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_________  Радионова Л. Ю.

 Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.

    Программа        

кружка «Занимательная математика»                                                                                                                                                         для учащихся 3 класса

на 2018-2019 учебный год

(общеинтеллектуальное направление)

Количество часов  -0,5 ч

Часов в год - 17

Составитель: Лазарева И.Ю., учитель начальных классов.

 Пояснительная записка

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа реализуется на основе следующих  нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6. Примерная программа составлена на основе  программы курса  «Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы.» (авт. Сухаревская Е.Ю.)

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

Программа кружка “Занимательная математика” разработана для учащихся 3 классов.  Занятия проводятся 1 раз в две недели. Кол-во часов – 0,5. Всего – 17 часов в год.

Цель: развивать математический образ мышления.
           Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
       Принципы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.
Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий.
7.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы:

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


                             
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Содержание программы

1.Математика – царица наук. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:  кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с  числами. – 1 час  

Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Упражнения с  числами.-  1 час

 Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

8.  Загадки-смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

9. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

10. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

11. Знакомьтесь: Пифагор! Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

12. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

13. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

14. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Математические горки. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

16. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17. Задачи с многовариантными решениями.  Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

                           

Тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук». Знакомьтесь: Архимед!

1

2

Как люди научились считать.-

1

3

 Интересные приемы устного счёта

1

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

5

Упражнения с  числами.

2

6

Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач.

1

7

Загадки-смекалки.

1

8

Игра «Знай свой разряд».

1

9

Обратные задачи.

1

10

Знакомьтесь: Пифагор! Практикум «Подумай и реши».

1

11

Задачи с изменением вопроса.

1

12

Проектная деятельность «Газета любознательных».

1

13

Решение нестандартных задач.

2

14

Математические горки. Игра «У кого какая цифра».

1

15

Задачи с многовариантными решениями.  Математический КВН.

1

Итого:

17

                       

                               Календарно-тематический план

Наименование тем курса

Дата

                    Форма контроля

по плану

по факту

Виды деятельности

1.Вводное занятие «Математика – царица наук».

Знакомьтесь: Архимед!

Определение интересов, склонностей учащихся;

работа с энциклопедиями и справочной литературой.

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

2.Как люди научились считать.

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».

конкурс на лучшую презентацию

3.Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

математический диктант

4.Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с  числами.

работа с алгоритмами

тестирование

6.Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач.

27.11

составление математических ребусов; самостоятельная работа

конкурс на лучший математический ребус; мини-олимпиада

7. Упражнения с  числами

11.12

работа с алгоритмом

контрольный тест

8.Загадки- смекалки.

25.12

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

9. Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

тест

10.Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

11.Знакомьтесь: Пифагор!  

Практикум «Подумай и реши».

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

викторина

тестирование

12.Задачи с изменением вопроса.

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

13. Проектная деятельность «Газета для любознательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

14.Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

15.Математические горки.

Игра «У кого какая цифра»

решение задач на преобразование неравенств

творческая работа

конкурс на лучший «Решебник»

тестирование

16.Решение нестандартных задач.

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

17.Решение задач с многовариантными решениями.

Математический КВН

индивидуальная работа

работа в группах

тестирование

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     

   Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
«Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Методическое обеспечение:

  1. линейка   циркуль        таблица разрядов     макеты  геометрических фигур

-     палочки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика" для 3 класса...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Программа кружка "Занимательная математика"

Данная    программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

Кружок “ Математика для увлечённых” предназначен для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.Целью занятий в кружке является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, ...

Программа кружка "Занимательная математика"

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предметуи позволяет использовать эти знания ...