Программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету

и позволяет использовать эти знания на практике.

Программа кружка расчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 30 - 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г.Дзержинска

Занимательная математика

Программа дополнительного образования детей 9-10 лет

Срок реализации 1 год

                                                                                   Разработала: Стрига М.Б.

учитель начальных классов

                                                                       высшей категории

2012-2013 учебный год

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

повышение математической культуры ученика;

воспитание настойчивости, инициативы;

развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач

оформление математических газет

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

проектная деятельность

самостоятельная работа

работа в парах, в группах

творческие работы

экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

Выпуск математических газет

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол час

Виды деятельности

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

решение задач и ребусов

2

Старинные системы записи чисел.

1

решение задач и ребусов

3

Иероглифическая система древних египтян.

1

решение задач и ребусов

4

Римские цифры.

1

решение задач и ребусов

5

Как читать римские цифры?

1

решение задач и ребусов

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус

7

Пифагор и его школа.

1

работа с информацией презентации, викторина

8

Бесконечный ряд загадок.

1

конкурс на лучшую загадку

9

Архимед.

1

работа с информацией презентац

10

Умножение.

1

решение задач и ребусов

11

Конкурс знатоков.

1

решение нестандартных заданий

12

Деление.

1

решение задач и ребусов

13

Делится или не делится.

1

решение задач и ребусов

14

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

15

Проектная деятельность «Газета любознательных»

1

конкурс на лучшую математическую газету

16

Математический КВН.

1

работа в группах

17

Старинные меры длины.

1

работа с информацией презентации

18

Задачи – смекалки.

1

решение задач и ребусов в парах

19

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия, конкурс рисунков

21

Компьютерные математические игры

1

решение задач и ребусов

22

Время. Часы.

1

работа с информацией презентац

23

Математические фокусы

1

решение задач и ребусов

24

Интеллектуальный марафон

1

работа в группах        

25

Открытие нуля.

1

исследов. работа «Почему так?»

26

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

1

решение нестандартных заданий

27

Денежные знаки.

1

работа с информацией презентац

28

Решение задач повышенной трудности.

1

схематическое изображение задач

29

КВМ «Царица наук»

1

работа в группах

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

решение заданий повышенной трудности

31

Решение задач повышенной трудности.

1

решение заданий повышенной трудности

32

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

работа в группах        

33

Час занимательной математики.

1

работа в группах        

34

Круглый стол «Подведём итоги».

1

кол-я раб. по сост. отчета

Всего:

 34

Список литературы

 Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...