Основные направления работы учителя дефектолога с детьми с ОВЗ
консультация
Предварительный просмотр:
Основные направления работы учителя-дефектолога
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. (слайд1)
Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.
Задачи: (слайд 2)
- Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
- Составление индивидуальных комплексных программ;
- Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы: (слайд 3)
- Диагностическое
- Коррекционное
- Аналитическое
- Консультативно-просветительское
- Организационно-методическое
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Направление | Содержание |
Диагностическое направление | Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности. |
Коррекционное направление | Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы. |
Аналитическое направление | Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий. |
Консультативно - просветительское и профилактическое направление | Это направление предполагает оказание помощи впедагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов |
Организационно-методическое направление. | Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации. |
Диагностическое направление работы: (слайд 4)
- первичное дефектологическое обследование;
- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
- проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа: (слайд 5)
- создание условий для развития сохранных функций;
- определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно- развивающих занятий.
Аналитическая деятельность и профилактика: (слайд 6)
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
- профилактика перегрузок обучающихся.
Консультации для родителей по вопросам организации безопасной
развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной
деятельности ребенка: (слайд 7)
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
Организационно-методическое направление: (слайд 8)
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- участие в мероприятиях;
- оформление необходимой соответствующей документации.
Вывод: (слайд 9)
Таким образом, в своей работе по основным направлениям учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса,
содержание которого определяется характером взаимодействия со всеми участниками учебной деятельности.
И очень важно знать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами развития, необходимо обратиться к специалистам за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление школьной неуспеваемости как одно из направлений работы учителя-дефектолога
Более подробно мы остановимся на том, какую помощь может получить ребенок с ослабленным здоровьем со стороны учителя-дефектолога....
презентация основные направления работы учителя-логопеда, дефектолога
материал для диагностики, протокол обследования, формирование ЗУНов по основным предметам 1- 4 класс...
Изучение алфавита (при работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ)
Презентация для работы учителя дефектолога...
Содержание и планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Как планировать педагогу работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья...
«Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии»
В настоящее время совокупность нарушений счетных операций и трудности формирования математических категорий у детей объединены понятием дискалькулия.Дискалькулия – это специфическое наруш...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...
Основные направления работы учителя-дефектолога
В этом материале отображены четкие направления работы специалиста. Материал будет полезным для педагогов и родителей....