Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования.
методическая разработка (4 класс)
Исследовательская компетентность обеспечивает позитивную динамику развития обучающихся. Внеурочная деятельность дает простор для формирования данной компетентности.
Поэтому так важно научить детей выработать исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Это
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- формирование умения и навыков проведения экспериментов;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи. Как пример этого приведена мною технологическая карта внеурочного занятия-исследования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования, которое включает несколько занятий, объединенных общей темой.
Выполнила: Уткина Ирина Валентиновна
Тема внеурочного занятия: «Почему комнатная герань болеет? Мы в ответе за тех, кого приручили»
Автор программы: «Моя первая экология» автор В.А. Самкова.
Класс:4
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Цели и задачи:
Образовательные:
- формировать навыки речи (монолог, диалог, дискуссия);
-учиться находить информацию из различных источников (энциклопедии, интернет).
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся;
-сформировать у обучающихся ответственное отношение к растениям, нуждающихся в уходе;
-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Развивающие, формирование компетенций:
рефлексивной - через формулирование цели, анализа, самооценки и самоконтроля своей деятельности; умение определять задачи;
-продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; умение анализировать обобщать полученные знания;
коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию.
Этапы занятия (по характеру деятельности учащихся) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Задачи этапов для учителя | Способы взаимодействия (методы): выбрать только используемые на данном этапе. | Задачи этапов для учащихся | Регулятивные действия | Познавательные действия | Коммуникативные действия | |
I этап Эмоционально установочный (эмоциональное включение) | Организация межличностного взаимодействия: - формировать широкую мотивационную основу деятельности; | Проблемная ситуация. Побуждение к решению проблемы. Учитель просит обратить внимание на комнатную герань, принесенную после летних каникул одним из учеников. Листья у цветка по краям стали коричневые, бледно-зеленые, само растение имеет болезненный вид. | Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач | Коммуникативные действия: обсуждение проблемной ситуации, вопросы ученику, который принес цветок, в каких условиях (где, кем и как содержался?) -Что случилось с цветком? -Как ты думаешь, почему «заболела» герань? -Кто за ней ухаживал? -Могли ли нанести ущерб цветку домашние животные? - Осуществлялась ли пересадка растения в другой грунт, не была ли повреждена корневая система? -В каких условиях растение содержалось? (теневая или солнечная сторона, на свежем воздухе, на балконе или в квартире на подоконнике? -Как часто поливался цветок? (чистая ли была вода и какой температуры?) -Пытался ли обратиться за помощью к взрослым или найти информацию в других источниках? | ||
II этап Пропедевтический (подготовительный) | Создание условий для успешного включения в деятельность | Проблемная ситуация Учитель организует коммуникативную проблемную ситуацию. Беседа. Что необходимо растению для роста и развития? (свет, тепло, вода, почва). Что могло так повлиять на цветок? Выбор способа и составление плана деятельности. Что нужно сделать сначала, чтобы исключить одну за одной причины болезни цветка? | Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная,) | Регулятивные действия Составление плана действий. С чего начать? Коммуникативные действия. Учащиеся определяют варианты поиска проблем. Составление коллективного плана действий. 1.проверить листья растения на наличие вредителей. (визуально, с использованием лупы); 2. проверить почву- пересадка в новую почву (в старой возможны вредители или болезни); 3.поиск сведений в интернете (в каких условиях должен содержаться данный вид цветка); 4. соблюдение необходимых условий содержания (полив, освещенность, температура) 5. осмотр растения через неделю. | ||
III этап Деятельностный (Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…) | Скрытое руководство деятельностью учащихся | Дискуссия (обсуждение сведений из интернета, в каких условиях до этого содержался цветок и когда принесли в класс) Практическая работа (в соответствии с планом действий). Проведение исследования, наблюдения над цветком (создание оптимальных условий для роста и развития растения, в соответствии с найденной информацией). | Последовательная реализация компонентов определённой деятельности | Деление на две команды. Регулятивные действия: 1 Команда: осмотр растения, поиск сведений в интернете и т.д., внесение корректировок в план по мере поступления информации (наличие вредителей на листьях, в почве и т.д.) 2 Команда: познавательные действия направленные на поиск информации (в каких условиях нужно содержать растение, страна происхождения и т.д.). Обрабатывают и передают информацию, анализируют. Передача устной информации. Коммуникативные действия: коллективная дискуссия по мере наблюдения за растением пересадка в новую землю и горшок. Предлагают помощь и сотрудничество. Определяют общую цель и пути её достижения. Оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Учатся умению договариваться. Строят отношения в группе. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих | ||
IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия | Сообщение учащимися сведений о растении от каждой группы Анализ, выводы. Комментирование учителем Оценка результатов поиска решения проблемы. | Презентация результатов деятельности и отношения к ним | Регулятивные действия: После проведенных мер, планируют повторный осмотр растения через неделю с целью достижения правильного ухода за растением. Познавательные действия: делают выводы, на основе данного занятия. Коммуникативные действия: приходят к общему решению об уходе за растением и наблюдением за ним в дальнейшем. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Проектирование технологической карты урока"
Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
