Проектирование технологической карты
методическая разработка по теме

Бондина Наталия Николаевна

Презентации, разработка мастер-класса, и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                                                

    «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Сценарий мастер-класса по теме

«Проектирование

технологической карты»

                                                                                                                       

                                                                                                                                    Выступление

                                                                                                                     на районном семинаре

                                                                                                          учителей начальных классов

                                                                                                                    Бондиной Н.Н.

                                                                                                                    

                                     п. Красный Текстильщик,   5 декабря 2013 г.

Цель:

1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании требований, структуры современного урока, методики их подготовки в рамках системно-деятельностного подхода.

2. Коллективно разработать  методическую продукцию  «Конструктор»,  как эффективное средство для «сборки уроков» в реализации новых  ФГОС

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Теоретическая часть.

Слайд 1-2

             Я думаю, что многие из присутствующих сталкивались с проблемой: даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их применении на практике.
               Ведь с внедрением ФГОС план-конспект урока уходит на второй план. На смену ему приходит технологическая карта.

Проектирование технологической карты направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

Слайд 3

Что же такое технологическая карта?

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Слайд 4

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и  метапредметных результатов.

Слайд 5

Слайд 6

Пошаговый алгоритм

ШАГ 1

- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;                                                                                 - определить место темы в учебном курсе;                                                                                                            -определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

ШАГ 2

- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.

ШАГ 3

-спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:                    - узнавание нового материала;                                                                                                                                    - воспроизведение;                                                                                                                                            -применение знаний в новой ситуации;                                                                                                              -применение знаний в незнакомой ситуации;                                                                                                                                  -творческий подход к знаниям.  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».  Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2)задания, способствующие осмыслению материала учеником.

ШАГ 4

 Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.

ШАГ 5

Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

ШАГ 6

Спланировать контроль  за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать :

- что контролировать;                                                                                                                                               - как  контролировать;                                                                                                                                             - как использовать результаты контроля.

ШАГ 7                                                                                                                                                            Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых  учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

ШАГ 8

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Слайды 7-9

В структуре технологической карты урока выделяются следующие блоки:

  • блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
  • инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
  • блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции).

    2. Практическая часть

На сегодняшнем мастер-классе мне бы хотелось вместе с вами спроектировать технологическую карту урока математики.  Девизом нашей работы будут слова  «Без творчества нет учителя».
Для удобства  и скорости работы группам выдается кейс с вспомогательным рабочим материалом. Я предлагаю каждой группе вытянуть название  этапа урока для моделирования.

3. Обсуждение разработанных участниками мастер-класса фрагментов технологической карты по формированию УУД.

Представители  групп, пользуясь своими наработками, выводами,  обосновывают позицию группы, объясняя, почему тот или иной прием может  быть присущ  тому или иному этапу урока. 
В ходе заслушивания всех групп, выявляется картина  создания Конструктора урока
. После защиты своего этапа урока каждая группа вывешивает на доску табличку с буквой, чтобы в результате получилось слово на доске «ТВОРЧЕСТВО».

 - Можно долго спорить о том, каким должен быть урок . Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

4. Рефлексия. Подведение итогов и формирование предложений по  теме мастер-класса. И в завершении нашей работы давайте проведём рефлексию.  Сегодня это  – рефлексивная ладошка.   

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

 • большой –для меня это важно и интересно …                                                               

• указательный - я получил конкретные рекомендации…

 • средний - мне было трудно ( не понравилось)…

 • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

 • мизинец - для меня было недостаточно…



Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТОР УРОКА

  1. Начало урока
  2.  Объяснение нового материала
  3.  Закрепление
  4.  Повторение
  5.  Контроль
  6.  Домашнее задание
  7.  Конец урока

1. НАЧАЛО УРОКА

Идеальный опрос

«Да-нетка»

«Светофор»

Щадящий опрос

Взаимо-опрос

УМШ

Игра в случайность

Театрализация

Обсуждение д/з

Отсроченная отгадка

Фантастическая добавка

      Удивляй!

«Да-нетка»

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами:               «да», «нет». «и да и нет».

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Светофор

При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу.

Щадящий опрос

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Театрализация

Разыгрывается сценка на учебную тему.

Игра в случайность

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.

Учебный мозговой штурм

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

ТЕХНОЛОГИЯ

Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся.

  1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2.  Проводится уточнение условия задач. 3.  Определяется  время на первый этап (до 20 мин.).

I этап: Создание банка идей.

II этап: Анализ идей.

III этап: Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Каждая из групп может штурмовать свою задачу.

III этап можно провести на другом уроке.

Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель

Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Обсуждение домашнего задания

Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Отсроченная отгадка

А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия.

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 

Практичность теории

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Доклад

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Фантастическая добавка

Театрализация

Лови ошибку!

А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком.

Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Пресс - конференция

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос.

Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Практичность теории

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Вопрос к тексту

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Доклад

Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

ТЕХНОЛОГИЯ

1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ

Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа – научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста.

2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером.

3 этап. ДОКЛАД

Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут.

4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ

Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад.

Деловая игра «НИЛ»

НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.

Участники:

задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;

изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников;

приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками.

До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры:

  1. Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм.
  2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу.
  3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение.

Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Деловая игра «Точка зрения»

Участники:

оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох.

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Игра-тренинг

Деловая игра

 «Компетентность»

Деловая игра

«Точка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Тренировочная контрольная работа

Устный

программируемый опрос

Взаимоопрос

Щадящий опрос

Лови ошибку!

Пресс-конференция

«Да-нетка»

УМШ

Устный программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят

Тренировочная контрольная работа

Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников

Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Деловая игра «Компетентность»

Участники: 2 команды учащихся – конкуренты.

Группа учеников, определяющих победителя – наниматели.

Спорные вопросы решает арбитр.

До игры:

1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя.

Во время игры:

  • Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ.  4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.

Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Игра - тренинг

ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего

4. ПОВТОРЕНИЕ 

Своя опора

Повто-

ряем с контролем

Повторяем с

расширением

Свои примеры

Опрос - итог

Пересечение тем

Показательный ответ

Обсуждение д/з

Деловая игра

«Компетентность»

Деловая игра

«Точка зрения»

«Да-нетка»

Деловая игра «НИЛ»

Своя опора

а). Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

б). Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.

После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект.

Повторяем с контролем

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

Повторяем с расширением

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме.

На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем необязательно на все

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Опрос - итог

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например:

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

На один и тот  же вопрос могут ответить несколько человек.

Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Показательный ответ

Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Такой опрос используется не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

5. КОНТРОЛЬ

Светофор

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Программи-

руемый опрос

Идеальный опрос

Фактологический

диктант

Блиц- контрольная

Релейная контрольная

 работа

Выборочный

контроль

Опрос по цепочке

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Устный программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Тихий опрос

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.

Фактологический диктант

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе.

Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Блиц - контрольная

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики.

Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ:

  • До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.
  • Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде.
  • После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя.

Релейная контрольная работа

Контрольная проводится по текстам, ранее решённых дома задач.

Выборочный контроль

Проверять работы учеников выборочно. Чьи работы будут проверенны – никто из пишущих не знает. Можно проверить 5 – 6, а можно и 20 или все.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание массивом

3 уровня

домашнего задания

Необычная

обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает

 на будущее

Задание массивом

А) Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.

Например, учитель даёт 10 задач (или стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объёма задания.

Б) Задаётся большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива.

3 уровня домашнего задания

Учитель одновременно задаёт д/з 2-х или 3-х уровней.

1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику, за обучение которого вы берётесь.

2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.

3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например: ученики разрабатывают:

  • сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
  • чайнворды, кроссворды;
  •  тематически сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • плакаты – опорные сигналы;
  • учебные комиксы;
  • Мнемонические формулировки, стихи и др.

Необычная обычность

Учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Примеры:

  • устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона;
  • беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера заданий;
  • с помощью кубика определяется номер задания на доске;
  • номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

Особое задание

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.

Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

Оценки ниже «4» - не выставляются.

Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

7. КОНЕЦ УРОКА

Опрос – итог

Отсроченная отгадка

Роль «психолог»

Роль

 «подводящий итог»

Роль «адвокат»

Обсуждаем

 домашнее задание

Опрос - итог

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например:

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

На один и тот  же вопрос могут ответить несколько человек.

Отсроченная отгадка

А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия

Обсуждение домашнего задания

Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Роль «психолог»Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю.

Роль «адвокат»Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценка по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может быть постоянной.

Роль «подводящий итог»Ученик, которому досталась роль подводящего итог, скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.



Предварительный просмотр:

Опорная таблица по моделированию Учебного занятия

в соответствии с требованиями ФГОС

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

1. Организационный этап. Самоопределение  к деятельности.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Рапорт дежурного, приветствие учителя музыкальное, стихотворное, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать у учебному действию.

5. Организовать выполнение уч-ся учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивид.)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

-Тесты

-Дополнит. вопросы

-Продолжи ответ уч-ся

-Вызов к доске нескольких уч-ся

-Опрос по отдельному пункту плана

-Сообщение темы и цели в виде проблемного задания

-Сообщение темы в виде эвристического вопроса

-составление карты мыслей деятельности

- составление кластера

3. Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. уч-ся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Работа с определением вводных понятий

Использование бытовых аналогий

Представление основного материала6 словесных и знаково-символическ. формах.

Представление основного материала в сравнит. и классиф. таблицах, модульное обучение, проектное обучение.

4. Первичное закрепление.

Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Составление карты мысли деятельности

Вопросно-ответное общение

Групповая работа

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

- тесты

- разноуровневые работы

- задания по конструированию несколькими способами решения

- задания на выделение существенных признаков

6. Коррекция знаний и способов действий

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

- применение спец. заданий, разделённых на мелкие этапы

- структурно-логические схемы

- задания с избыточными, противоречивыми данными

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3 уровня дом.  задания:

идеальное д.з.

сообщение учителя о работе класса

подведение итогов самими уч-ся

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния,

Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

1) Я ...

2) Мы...

3) Дело ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование технологической карты урока Учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» Бондина Наталия Николаевна

Слайд 2

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 3

Технологическая карта — форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.

Слайд 4

Технологическая карта позволит учителю реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Слайд 5

Пошаговый алгоритм составления технологической карты урока

Слайд 6

Шаг 5 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 7 Шаг 4 Шаг 8 Шаг 1 Шаг 6

Слайд 7

І. Блок целеполагания Тема урока. Цель урока. Планируемый результат. Личностноформирующая направленность урока.

Слайд 8

ІІ. Инструментальный блок Задачи урока. Тип урока. Учебно-методический комплекс (УМК).

Слайд 9

ІІІ. Организационно-деятельностный блок Технологическая карта урока может быть представлена следующим образом

Слайд 10

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-ый этап урока 2-ой этап урока

Слайд 11

Название этапа урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Компетентность (УУД) Самоопределение к учебной деятельности. II . Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. III . Постановка учебной задачи. IV . Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания). V . Первичное закрепление. VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. VII . Домашнее задание. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 12

Рефлексия На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно ( не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…

Слайд 13

Адрес сайта http :// nsportal.ru / natalibond13

Слайд 14

Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия. /УУД/

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к современному уроку

Слайд 2

1. Поурочные планы Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков Что-то заимствовать можно, но только учитель ответственен за успех или провал любого урока, а не автор «готовых» методических разработок

Слайд 3

2. Принципы дидактики Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др. Незнание, забвение, недооценка, несоблюдение, нарушение принципов дидактики, приводящее к ошибкам в планировании и реализации всех элементов и частей учебной деятельности на уроке Основные принципы дидактики: оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности, воспитывающего и развивающего обучения, научности и связи с практикой, научности и доступности, наглядности и абстрактности, систематичности, системности, прочности…

Слайд 4

3. Творчество и точность Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины Интуиция не посетит голову невежды – она помогает только подготовленному уму, человеку знающему закономерности и принципы обучения

Слайд 5

4. Выбор типа урока Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей) Цель определяет тип урока: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока

Слайд 6

5. Игровые формы урока Использование игровой формы урока только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не становится самоцелью, не уводит в сторону от главных целей Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока Урок хоть немного, хоть чуть-чуть должен еще и обучать

Слайд 7

6. Знание возможностей детей Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки-близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения Необходима диагностика детей: сколько в классе визуалов, аудиалов и кинестиков, сколько левополушарных, правополушарных и со смешанным восприятием, как дети делятся по темпераменту, кто лидер и кто аутсайдер…

Слайд 8

7. Тема урока Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ Например, вместо темы «Татаро-монгольское нашествие» - «О, русская земля! Ты уже за холмом!»

Слайд 9

8. Воспитание Специально спланированная (тое есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения Четыре канала воспитания: 1) через содержание образования; 2) через методы и формы обучения; 3) через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций

Слайд 10

9. Продумывание целей урока Комплексное планирование задач по трем группам: Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности – это цели развития ребенка (главные цели). Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские. Цели саморазвития учителя (профессионального и личностного) Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования

Слайд 11

10. Отбор содержания Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала. Перегруженность содержания учебного материала. Главный принцип отбора содержания: чем больший объем знаний дать детям – тем, якобы, лучше. Способы выделения главного: акценты голосом, цветом, графическими средствами; использование опорных конспектов, денотатных графов, кластеров; выдвижение требований перед учащимися в виде плакатов («Что надо знать», «Что надо уметь» к какому-то уроку)

Слайд 12

11. Ценностные основания Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований отобранного для урока учебного материала. Ценности передаются через отношение учителя к детям, к своей работе, к преподаваемому предмету, к людям. Необходимо использовать учебный материал для формулировки тех или иных ценностей, если материал урока такую возможность учителю предоставляет.

Слайд 13

12. Личностный смысл Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала. Отсутствие какого бы то ни было стремления к раскрытию личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников. Трудно выполнимое требование. Учитель биологии Б.А. Меркулов: «Я отдаю себе отчет в том, что многие из вас не станут биологами. Но все вы станете мамами и папами и должны быть готовы ответить на тысячи вопросов ваших детей». Учитель истории М.В. Левит: «История научит вас разумно, осмысленно строить собственную жизнь».

Слайд 14

13. Межпредметные связи Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала. Игнорирование межпредметных связей и как следствие – межпредметной координации учебного материала, полагая, что целостная мировоззренческая картина мира возникает в головах детей сама собой, автоматически. Выполнение этого требования возможно только при условии существенного развития эрудиции учителя. Интегрированные уроки – это всего лишь шоу!

Слайд 15

14. Применение знаний на практике Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному. Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или неосознанное формирование человека только знающего.

Слайд 16

15. Применение знаний в измененных обстоятельствах Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации. Отсутствие на уроке упражнений по использованию знаний в измененных обстоятельствах. Согласно данным ЮНЕСКО, по качеству знаний российские школьники всегда занимали 1 – 10 места, но как только в задания включались вопросы на применение знаний в измененной ситуации, то на эти вопросы российские школьники не отвечали вообще и откатывались на 40-45 места в мире!

Слайд 17

16. Выбор методов обучения Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. Необходимо изучать дидактику! Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными, ни пассивными: теми или другими их делает учитель. Следует говорить: «методы активного или пассивного обучения», но не «активные или пассивные методы».

Слайд 18

17. Технологии развивающего обучения Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся. Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся. Технологии развивающего обучения необходимо использовать не только в 1-4-х, но и в 5-11-х классах!

Слайд 19

18. Групповые и индивидуальные формы обучения Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм. Недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны. Работа в группе предполагает возникновение отношений ответственной зависимости, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Индивидуальная форма работы предполагает знание и учет оригинальных способностей каждого ребенка.

Слайд 20

19. Дифференцированный подход Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки к предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала). Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала). Менять не степень сложности, а степень подсказки!

Слайд 21

20. Общеучебные умения Специально спланированная работа учителя по форсированию надпредметных способов учебной деятельности. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда. 51% школьников получают текущие двойки из-за слабого владения умениями учиться, то есть навыками рациональной организации учебного труда

Слайд 22

21. Мотивация учащихся Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века. Пассивность значительной части школьников в учебном процессе. активно использовать методы развития познавательного интереса и постоянно поддерживать этот интерес (методы, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха) личный пример учителя вызывать чувство тревоги и ответственности перед будущим раскрывать самоценность учебы как источника удовольствия

Слайд 23

22. Самостоятельность учащихся Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении. Отношение к ученикам на уроке только как к объектам педагогического воздействия, что приводит к полной утрате самостоятельности школьников в учебном процессе и, в конечном счете, - к невозможности достичь оптимальных результатов обучения, воспитания и развития детей. Не ставятся плохие отметки, если, пусть и ошибочное, суждение отстаивается с помощью аргументов, логики, чувства… (речь не идет о контрольных работах и зачетах по точным наукам).

Слайд 24

23. Применение средств обучения Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.). Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их некомплексное и нецелевое использование. Учитель должен помнить, что он сам, его личность всегда были и будут главным, если так можно выразиться, средством обучения. Все остальные средства – его помощники, привлечение которых должно быть оправданным.

Слайд 25

24. Компьютеры Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам Игнорирование возможностей компьютерного обучения по всем предметам, кроме информатики. Компьютер – это не только ТСО на уроке, но и интеллектуальный помощник учителя при подготовке к уроку!

Слайд 26

25. Домашние задания По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д. Традиционный подход к формулированию домашних заданий учащимся: всем одно и то же, без дифференциации и без какого бы то ни было оценки времени его выполнения.

Слайд 27

26. Перегрузка учащихся Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты. Систематическая перегрузка учащихся за счет разных факторов. Отсутствие у учителя представлений о возможности отрицательных эффектов и отрицательных последствий организованного им на уроке образовательного процесса.

Слайд 28

27. Гигиенические условия Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий Недооценка гигиенических условий обучения. Основные требования: - проветривание класса - температура от +18 до +22 ° С - хорошее освещение - правильная посадка учащихся (мебель!)

Слайд 29

28. Эстетические условия Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала Игнорирование эстетических условий обучения. Долой канцеляризм!

Слайд 30

29. Общение с учащимися Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Недооценка благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в процессе обучения. 72% окончивших школы крайне отрицательно отзываются о своих взаимоотношениях с учителями

Слайд 31

30. Личность учителя Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся. Слабый учет учителем личностного фактора в повышении качества обучения. Личностные факторы: 1) внешний облик учителя 2) грамотная и яркая речь 3) личные эмоции по отношению к своему труду 4) заинтересованность в успехе учеников 5) психосбережение 6) использование своих сильных сторон

Слайд 32

31. Рациональное и эмоциональное Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального и эмоционального в работе с детьми. Акцент на интеллектуальном, рациональном восприятиии учениками учебного материала, что приводит к недооценке эмоционального восприятия. Эмоциональное воздействие должно быть адресовано не вообще – всем, а именно конкретному (и каждому) ученику.

Слайд 33

32. Артистизм Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства. Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма учителя в проведении урока. Учитель должен стать актером-реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни.

Слайд 34

33. Гибкость Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку. Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого – формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.

Слайд 35

34. Рефлексия Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников. Эпизодический анализ результатов. Или же его упрощенный характер, то есть без выявления причин плохого усвоения материала. Или отсутствие анализа вовсе. Рефлексия – это размышление, полное сомнений, противоречий

Слайд 36

35. Оценка работы учителя Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов. Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5». Развить в ребенке можно только то, что в нем заложено природой, то есть в генах. Человек на 80% зависит от генетического кода. Только 2,2% детей могут учиться на одни пятерки, 6,7% - на пятерки и четверки, 16,1% - на четверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Проектирование технологической карты урока"

Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой.

C внедрением ФГОС план-конспект урока уходит на второй план. На смену ему приходит технологическая карта.   Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции. Задача техноло...

Проектирование современного урока на основе технологической карты

В докладе представлен теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты....

Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....

Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования.

Исследовательская компетентность обеспечивает позитивную динамику развития обучающихся. Внеурочная деятельность дает простор для формирования данной компетентности.Поэтому так важно научить детей выра...