Сборник игр по развитию поликультурных умений у детей младшего школьного возраста
учебно-методическое пособие (1 класс)

Кривцова Влада Сергеевна

Данный сборник подойдет для учителей начальной школы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник игр по развитию поликультурных умений у детей младшего школьного возраста


Сборник игр по развитию поликультурных умений у детей младшего школьного возраста / Учебно-методическое пособие. – Ирбит, 2020.

Составитель: Кривцова В.С., студентка 31-н группы

Руководитель: Балакина М.С., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

В сборнике представлены игры, направленные на формирование и развитие поликультурных умений. В сборнике выделены 3 основных раздела в соответствии с видами игр: русские народные игры, игры народов мира, дидактические игры по развитию поликультурных умений. В 4 разделе представлена игра-путешествие «Символы России».

Данный сборник предназначен для учителей начальных классов, а также для всех, кого интересует вопрос развития поликультурных умений у детей возрастной группы 7-11 лет.

© Ирбитский гуманитарный колледж, 2020 40


Содержание

Пояснительная записка

1. Русские народные игры

Аленушка и Иванушка

Верба и вербочка

Волки и гуси

Горелки

Гори ясно

Горячее место

Кошки-мышки

Кружева

Мельница

Нашептышек

Невод

Огородник и воробей

Пустое место

Родничок

Салка

Солнышко

Солнышко-ведерышко

У медведя во бору

Филин и пташки

Чурилки

Яша

2. Игры народов мира

Вытащи платок! (Азербайджан)

Доброе утро, охотник! (Швейцария)

Канатоходцы (Узбекистан)

Лев и коза (Афганистан) 41


Лови мешок! (Игра индейцев)

Найди платок! (Австралия)

Поезд (Аргентина)

Статуя (Армения)

3. Дидактические игры по развитию поликультурных умений

Вещи заблудились

Кто знает больше «волшебных» слов по-...

Музей народных игрушек

Театр народных костюмов

Угадай, откуда я приехал?

Чей дом?

Чей орнамент?

4. Игра - путешествие «Символы России»

Техника безопасности

Список литературы 42


Пояснительная записка

В сборник вошли игры, собранные из разных источников. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

В сборнике представлены игры, которые можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Игры, представленные в сборнике, направлены на решение следующих задач:

- формирование у детей устойчивого отношения к культуре родной стране;

- создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств;

- воспитание в детях любви и уважения к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- развитие смекалки, сноровки, наблюдательности, сообразительности, воображения, выдержки, быстроты реакции;

- развитие двигательных качеств и способностей: быстроты, ловкости, выносливости, силы;

- воспитание в детях доброжелательности, чувство коллективизма и взаимовыручки, уважения и интереса к традициям и обычаям русского народа.

Так, например, народные игры не только помогают поддерживать интерес детей к народному творчеству, к истокам культуры и быта, но и способствуют расширению кругозора, стимулируют мыслительную деятельность, развивают нравственно-эмоциональную сферу. Повышение самостоятельной двигательной активности детей, развитие физических качеств, укрепление здоровья дошкольников – важнейшие задачи, которые также решаются при помощи народных игр. Используя в играх считалки, присказки, приговорки, попевки, связывая слово с действием, беря на себя определенные роли, дети превращают игры в небольшие театрализованные представления. 43


При планировании игр обязательно учитывается двигательная нагрузка детей, длительность игры и игровой сюжет.

Алгоритм работы с играми:

- знакомство с содержанием игры;

- объяснение содержания игры;

- объяснение правил игры;

- проведение игр. 44


1. Русские народные игры

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Цель: развить физические способности ребёнка, научить ориентироваться в пространстве и координировать свои действия с закрытыми глазами.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

ВЕРБА-ВЕРБОЧКА

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет. 45


Канарейка — Машенька,

Соловейка — Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня, — скажет, — милый мой.»

ВОЛК И ГУСИ

(Игра из уральского фольклора)

Цель: Познакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

По считалке выбирают «волка» и «хозяйку». Остальные — «гуси». «Хозяйка» сзывает «гусей»:

Хозяйка. Гуси! Гуси!

Гуси. Га-га-га!

Хозяйка. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяйка. Так летите домой!

Гуси. Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит,

Съесть нас хочет!

Хозяйка. Всем домой! Всем домой!

«Гуси» бегут, их ловит «волк». Оставшихся непойманными «гусей» «хозяйка» опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».

ГОРЕЛКИ

Цель: Сплотить коллектив; развить способность концентрировать внимание, скорость и ловкость; сформировать навыки общения, знакомить с традициями.

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.

Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

- Гори-гори ясно, 46


- Чтобы не погасло.

- И раз, и два, и три.

- Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

ГОРИ ЯСНО

Цель: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три!

На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

ГОРЯЧЕЕ МЕСТО 47


Цель:Упражнять в беге в определенном направлении, быстроте реакции. Продолжать учить действовать согласно правилам, быть внимательными.

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

КОШКИ-МЫШКИ

Цель:развивать ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам.

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара

КРУЖЕВА

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах 48


берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встаёт у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Ребёнок, бывший челночком, идёт к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встаёт с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом.

Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила:

1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача.

2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

МЕЛЬНИЦА

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

Мели, мели мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели засыпай

И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый, он и выигрывает.

НАШЕПТЫШЕК 49


Цель:знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода из лицом в круг- спиной в круг через «воротики»; выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.

Один из играющих садится на стул, его лицо закрывают платком — это «слепак». Другой играющий — «нашёптышек» — выдумывает игрокам разные имена. Например, мальчикам — «Дуня», «Параня», «Груша», девочкам — «Ваня», «Петя», «Карп». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место. «Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.

НЕВОД

С помощью считалки выбираются двое водящих. Остальные игроки убегают, а водящие берутся за руки и пытаются окружить одного из игроков. Если им это удаётся, пойманный игрок также присоединяется к цепочке водящих, и теперь они бегают, взявшись за руки втроём, пытаясь окружить ещё одного игрока. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний не пойманный игрок становится победителем.

ОГОРОДНИК И ВОРОБЕЙ

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

По считалке выбирается воробей.

Считалка:

Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?

Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.

Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи! 50


Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют:

Воробей, воробей, не клюй конопепель

Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

ПУСТОЕ МЕСТО

Цель: Упражнять детей в беге на скорость. Развивать умение действовать согласно правилам игры, быть внимательным, ловким.

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила:

1. Дети бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

РОДНИЧОК

Цель: сплотить коллектив, развивать скоростно-силовые качества.

Горизонтальными линиями на полу отмечается «родничок» (60-80 сантиметров шириной). Дети становятся друг за другом по одну сторону «родничка», обхватывают друг друга руками за пояс и говорят:

Разлился родничок, 51


Золотой рожок,

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам,

У-ух!

После этих слов боком перепрыгивают через родничок на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из ребят коснётся «воды», из игры выбывает. Побеждают двое-трое оставшихся детей.

САЛКА

Цель: Закрепление навыка ведения и передачи мяча.

Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: «Я осалил тебя, ты осаль другого!» Новый водящий, догоняя одного из играющих и передавая мяч, повторяет эти же слова.

Вариант. Водящий ловит кого-либо и у пойманного спрашивает: «У кого был?» — «У тётки».— «Что ел?» — «Клёцки».— «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим. Игра повторяется.

Правила:

1. Водящий бежит только за одним из игроков.

2. Участники игры должны внимательно наблюдать за сменой водящих.

СОЛНЫШКО

Цель: формирование умения переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе; действовать по сигналу ведущего.

По считалке выбирают водящего - «Солнышко». Остальные дети встают 52


в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

СОЛНЫШКО-ВЕДЕРЫШКО

Игры на Пасху

Цель: Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Гори солнце ярче, летом будет жарче.

А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель:развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова учителя. Повышение эмоционального уровня и сплоченности группы.

Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:

У медведя во бору 53


Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит!

При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.

Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует вжиться в роль, что сделает игру ещё веселее. Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику.

ФИЛИН И ПТАШКИ

Цель: Закрепить умение спрыгивать с предметов приподнятых над землей, быстро ориентироваться в пространстве. Действовать согласно правилам игры.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

ЧУРИЛКИ

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому 54


дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

Трынцы – брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет –

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

ЯША

(хороводные жмурки)

Цель: Развивать физические качества, закреплять умения играть в народные подвижные игры, способствовать патриотическому воспитанию школьников.

Эта игра — хороводный вариант жмурок. Из числа играющих по считалке выбирается водящий — «Яша». Играющие встают в круг.

В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривают:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызёшь орешки

Для своей потешки.

«Яша» делает вид, будто грызёт орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша», встав, с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании слов Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает кто это. 55


2. Игры народов мира

ВЫТАЩИ ПЛАТОК! ( Азербайджан)

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве

Играют 10 и более человек. Нужны платки.

Ход игры: две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!». Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК! ( Швейцария)

Цель: Развитие физических качеств обучающихся.

Играют 10-15 человек.

Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

КАНАТОХОДЦЫ (Узбекистан)

Цель: Познакомить детей с народными играми других стран.

Играют 5 и более человек.

Ход игры: на площадке ребята чертят прямую линию длиной 6 - 10 м. 56


Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - «слетят с каната». Правила следующие:

1. Один из игроков следит за «канатоходцами».

2. Тот, кто сошел с «каната», становится наблюдателем.

ЛЕВ И КОЗА (Афганистан)

Цель: знакомство с народными играми, развитие ловкости и быстроты движений.

Играют 10—20 человек. Нужны маски льва и козы.

Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

ЛОВИ МЕШОК! (Игра индейцев)

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.

Играют 8 и более человек. Нужен мешочек, наполненный песком (весом 200 г или свернутая шапка, или легкий мячик).

Ход игры: игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу.

Вариант: при бросании мешочка можно назвать первый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закончить это слово. Например: вес — на, цве — ток и т.п.

НАЙДИ ПЛАТОК! (Австрия)

Цель:развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно 57


начинать движение и заканчивать его.

Играют четверо и более человек. Нужен платок.

Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» - в непосредственной близости от него, «огонь» - тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

ПОЕЗД (Аргентина)

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Играют 7 и более человек.

Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

СТАТУЯ (Армения)

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Играют 5-20 человек.

Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек -четверых ловцов. По назначению 58


руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.

Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

3. Дидактические игры по развитию поликультурных умений

ВЕЩИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Формировать представления о народных костюмах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, панар).

КТО ЗАНЕТ БОЛЬШЕ ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ ПО-…

Цель:формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов;расширение активного словаря;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам. 59


Дидактическая задача: закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках.

МУЗЕЙ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК

Цель : Формировать представление о разных видах народного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у школьников.

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

ТЕАТР НАРОДНОГО КОСТЮМА

Цель: Закреплять знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения

Дидактическая задача: закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способно

Игровые действия: дети делятся на три группы - творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

УГАДАЙ, ОТКУДА Я ПРИЕХАЛ 60


Цель: закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

ЧЕЙ ДОМ?

Цель: Углублять и расширять знания о различных народах и их жидища.

Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек - с изображением жилищ (деревянный дом, саманный дом, землянка, и т.д.) и людей в национальных одеждах (русский мордвин, украинец т.д.).

ЧЕЙ ОРНАМЕНТ?

Цель:Развить у ребенка внимание, наблюдательность, логическое мышление. Учить находить одинаковые картинки и соединять их. Закреплять название элементов орнамента.

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов. 61


4. Игра - путешествие «Символы России»

Цель игры: активизировать знания учащихся по государственной символике России.

Задачи:

- дать возможность детям проявить свои знания по символике нашего государства,

- вызвать проявление любви и уважения к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России на эмоциональном уровне;

- обратить внимание учащихся на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Домашнее задание: приготовить каждой команде свои эмблемы, изобразив на них характерные для нашей страны символы (березку, матрешку).

Станции оформляются в кабинетах. Время на каждую станцию 5-7 минут.

Оборудование: таблички с названиями станций, маршрутные листы, карта мира, карточки с разрезанным на четверостишия текстом стихотворения

Условия игры. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают маршрутные листы, объясняют смысл эмблемы команды, которая является символом нашей страны (например, матрешка, берёзка). Заполняют маршрутный лист, обращая внимание на то, что в нем две графы с оценками: за выполнение задания и за организованность, сплоченность команды.

Максимальный балл за организованность команды - 5.

Команды проходят станции в порядке указанном в маршрутном листе. После окончания игры маршрутные листы сдаются педагогу для подсчета баллов и подведения итогов.

Станция 1. «Наша Родина на карте мира»

Вопросы из серии «Веришь ли ты, что …?»

Каждому по очереди задается вопрос, на который учащийся отвечает «да» или «нет». Правильный ответ - 1 балл команде. 62


Веришь ли ты, что…

1. Россия расположена на материке Евразия? (да)

2. Самое большое государство в мире - Российская Федерация? (да)

3. Россия находится на юге материка Евразия? (нет)

4. Россия расположена в одной части света? (нет)

5. Территорию нашей страны омывают 13 морей? (да)

6. Россия имеет общие границы с 30 государствами? (нет)

7. Российская земля состоит из материковой и островной частей? (да)

8. Россия больше по площади, чем материк Южная Америка? (нет)

9. Материк Антарктида имеет меньшую площадь, чем Россия? (да)

10. Наша страна омывается водами двух океанов? (нет)

11. Северная и восточная границы РФ морские? (да)

Станция 2. «Герб России»

Станция 3. «Флаг России»

Задание. Продолжи предложение о Государственном флаге Российской Федерации. За каждый ответ максимальный балл - 5.

1. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой… прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: (верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.)

2. Белый цвет означает… (мир, чистоту, благородство…)

3. Синий цвет означает…( веру, небо, духовность, правду…)

4. Красный цвет означает…(огонь, отвагу, героизм…)

63


5. Отношение ширины флага к его длине… 2 : 3.

6. Праздник День Государственного флага Российской Федерации отмечают в нашей стране … 22 августа с 1994г.

7. Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой … ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Государственный флаг России можно увидеть …

Станция 4. «Пою мое Отечество»

Задание. Выразительно и душевно прочитать стихотворение «Русь» замечательного русского поэта Ивана Никитина о просторах нашей Родины. Члены команды по очереди читают с карточек четверостишия. Максимальный балл за всё стихотворение - 10.

Иван Никитин

«Русь» Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу - даль степей

Зеленеется.

Гляну к северу -

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."

Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом

У детей с аутизмом общение с взрослыми и сверстниками ограничено, что в последствие отражается в его самостановлении и реализации себя в жизни. Самым эффективным способом коррекции коммуникативных уме...