ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ОРФОГРАММЫ НА ФАНТИКАХ»
проект по русскому языку (4 класс)

 Данная работа дает детям возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности, развивать интерес к родному языку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_orfografiya_na_fantikah.docx81.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ОРФОГРАММЫ НА ФАНТИКАХ»

Авторы:

обучающиеся 4 класса

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

Максатихинского района

Тверской области

Буканов Роман

Григорьева Раиса

Матвеев Егор

Руководитель:

учитель начальных классов

Ёлкина Любовь Сергеевна

2019 год

ВВЕДЕНИЕ

            Как известно, каждый человек должен хорошо знать родной язык. В начальной школе закладывается основа знаний русского языка, если она слабая, то в старших классах у нас могут возникнуть проблемы в изучении данного предмета, которые повлекут низкую успеваемость и затруднения при сдаче экзаменов. Чтобы этого избежать, нужно постоянно работать над своей грамотностью, а  это необходимо делать не только на уроках в школе, но и в свободное от уроков время. Когда же и как? Мы решили попробовать совместить учебу с любимым лакомством каждого ребенка - конфетами. У нас возник вопрос: могут ли конфеты помочь детям не только получать удовольствие, но и быть помощниками в учебе?

Мы поставили перед собой цель: доказать, что конфетные фантики являются помощниками в изучении правил правописания в русском языке.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать историю создания фантика;
  • собрать коллекцию фантиков;
  • повторить правила правописания, изучаемые в начальной школе;
  • выявить орфограммы в словах-названиях конфет и распределить их на группы;
  • провести исследование;
  • составить и оформить «Сладкие карточки-помощницы».

Предмет исследования: фантики от конфет.

Объект исследованияорфограммы в словах-названиях конфет.

Для достижения поставленной цели и решения задач мы выдвинули

гипотезу: если учащиеся будут обращать внимание на фантики конфет, то они смогут обнаружить в их названиях орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, что поможет допускать меньше орфографических ошибок в написании слов.

Продукт: дидактический материал «Сладкие карточки-помощницы».

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Информационно-исследовательский этап.
  3. Творческий этап.
  4. Заключительный этап.

ХОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

ЭТАП №1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: собрать обертки от кондитерских изделий.

В нашей работе принимало участие 3 человека (обучающиеся 4 класса). После того, как мы определились с темой нашей работы, нам предстояло собрать коллекцию фантиков. В этом нам помогали родители, бабушки, дедушки, друзья. Было собрано 36 оберток.

ЭТАП №2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Цель: классификация и систематизация собранного материала.

Для того чтобы составить «Сладкие карточки-помощницы»,  мы должны были найти ответы на следующие вопросы:

  • узнать значение слова «фантик» и историю его создания,
  • определить, какую информацию можно получить из фантика,
  • повторить что такое орфограмма,
  • вспомнить какие правила правописания изучают в начальной школе на уроках русского языка,
  • определить какие орфограммы можно встретить в обертках от кондитерских изделий.

Исследование 1

- Применив Толковые словари, мы узнали, как толкуется значение слова «фантик»:  

- фантик (по С.И. Ожегова Словарь русского языка)- конфетная обертка, употребляемая детьми для игры;

- фантик (по С.И. Ожегова Толковый словарь русского языка (новое издание))- цветная обертка конфеты.

- Чтобы ответить на вопрос, для чего нужен фантик, мы обратились к источникам Интернета.

- Оказывается, впервые обертка для конфет была использована в XIX веке. Ее изобретателем стал Томас Эдисон. Ученый предложил оборачивать конфеты в бумагу, пропитанную парафином. Таким образом, даже растаявшая конфета не вытекала. Впоследствии в качестве обертки стали применять целлофан, кальку и другие материалы.

- Изучив фантик, мы поняли, что это  визитная карточка, паспорт конфеты.

По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана, где и кем она была изготовлена.

Исследование 2

       Для дальнейшей работы над нашей темой нам необходимо было вспомнить определение понятия «орфограмма».

       В нашем учебнике русского языка (авторы Каленчук М.Л., Чуркова Т.А., Байкова Т.А.)  говорится об орфограмме, как о таком написании, которое нельзя определить на слух, потому что одинаково произносящие звуки могут быть  по-разному переданы на письме. Такое написание надо либо проверить, либо запомнить, либо уточнить в словаре.

         Для того чтобы ответить на вопрос, какие правила правописания изучают в начальной школе, нам  нужно было повторить материал учебников русского языка с 1 по 3 класс. Под руководством нашей  учительницы, мы составили перечень орфограмм, которые нами  уже изучены:

1. Заглавная буква в начале предложения

2. Заглавная буква в именах собственных

3. Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

4. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

5. Безударные проверяемые гласные в корне слова

6. Проверяемые согласные в корне слова

7. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

8. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок

9. Разделительные Ъ и Ь        

10. Гласные и согласные буквы в приставках

11. Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

12. Употребление Ь на конце существительных после шипящих

13. Не с глаголами

14. Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч

15. Перенос слов

16. Падежные окончания имен существительных и прилагательных

Исследование 3

Далее мы работали с названиями конфет на фантиках, находя и определяя орфограммы в словах. Полученные результаты мы оформили в таблицу №1:

Таблица №1

Орфограмма

Названия конфет

Заглавная буква в именах собственных

Лёвушка, Ермолинка, история Востока, Нильс

Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

маленькое чудо

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

морячки, ласточка

Безударные проверяемые гласные в корне слова

река молока, живинка, морские, сладкие зверята, морской бриз, мексиканка, морячки, украшение

Проверяемые согласные в корне слова

буревестник, маска, золотая резеда, самый дерзкий, сладкие зверята, морской бриз, волшебный саквояж

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

река молока, золотая резеда, история Востока, капучино, цитрон,

волшебный саквояж,

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок

без комплексов

Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

батончик

Перенос слов

шоко-тайна, тру-ля-ля

Падежные окончания имен существительных и прилагательных

без комплексов, сладкие зверята

Вывод 1: нами  было исследовано 36 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых, мы обнаружили в них следующие орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения

2. Заглавная буква в именах собственных

3. Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

4. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

5. Безударные проверяемые гласные в корне слова

6. Проверяемые согласные в корне слова

7. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

8. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок

9. Разделительные Ъ и Ь        

10. Гласные и согласные буквы в приставках

11. Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

12. Употребление Ь на конце существительных после шипящих

13. Не с глаголами

14. Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч

15. Перенос слов

16. Падежные окончания имен существительных и прилагательных

Вывод 2: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова», а наименьшее – «Буквы и, у, а после шипящих», «Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок», «Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных».

Исследование 4

В названиях конфет, которые мы исследовали, нам встретились незнакомые слова, и мы вновь обратились к Толковым словарям, чтобы узнать, что они означают:

саквояж - дорожная сумка с запором;

славяне, славянка - группа народов;

резеда - садовое травянистое растение;

бриз - слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью - наоборот;

комплекс - недостатки.

Исследование 5

Следующий этап нашей работы заключался в проведение с учащимися 3 класса орфографического диктанта для того, чтобы проанализировать знания  правописания орфограмм.

Перед диктантом было проведено анкетирование. Третьеклассникам нужно было ответить ДА или НЕТ на 4 вопроса. 

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

3. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?

Было опрошено - 9 обучающихся третьего класса.

Анализ результатов опроса показал, что:

-  все 9 учащихся любят конфеты;

- 1 учащийся обращает внимание на правописание слов-названий конфет;

- 8 учащихся съедают конфеты, не обращая внимания на правописание их названий.

Для того чтобы проверить полученные результаты анкеты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант. Мы составили диктант из 12 слов-названий конфет с разными орфограммами:

сладкие зверята, маленькое чудо, Лёвушка, морячки, ласточка, река молока, без комплексов,  морской бриз, золотая резеда, маска, волшебный саквояж, Нильс.

Проанализировав результаты орфографического диктанта, мы выяснили:

-  к сожалению, нет ни одного учащегося, который бы не допустил ни одной ошибки;

 - 1 учащийся – тот ученик, который обращал внимание на правописание слов-названий конфет – допустил в диктанте 3 ошибки;

- 8 учащихся - ученики, которые съедают конфеты, не обращая внимания на правописание их названий, – допустили более 3 ошибок.

Вывод: анализ результатов опроса и орфографического диктанта показал, что учащиеся, которые обращают внимание на правописания названий конфет, допустили ошибок в работе меньше, чем те ребята, которые не придают большого значения названиям конфет.

ЭТАП №3 ТВОРЧЕСКИЙ

Цель: создать  «Сладкие карточки-помощницы» для учащихся 3  класса.

Проведя работу с обучающимися 3 класса,  мы выяснили, что большинство из них испытывают затруднения в правильном написании слов русского языка, из-за неумения видеть орфограммы в слове.

Поэтому мы убедились в правильности своего решения - создать «Сладкие карточки-помощницы» для учащихся 3  класса, которые помогут им тренировать «орфографическую зоркость», что приведет к положительным результатам в правописании слов.

На каждой карточке изображена вазочка, наполненная «конфетами» с различными названиями, рассмотрев содержимое конфетницы, необходимо выполнить следующее задание:   Определи, какие орфограммы встретились. Запиши слова по группам. Докажи, если это возможно, правильность написания данных орфограмм. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашей исследовательской работы нам удалось:

  • узнать историю создания фантика;
  • составить перечень названий орфограмм, изучаемых в начальных классах;
  • проанализировать и отобрать обертки от конфет, на которых были определены орфограммы из перечня;
  • выявить самую распространенную группу орфограмм в конфетных обертках;
  • научиться самостоятельно находить изученные орфограммы, используя названия на обертках от конфет;
  • выяснить, что те обучающиеся, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет, допускают меньше ошибок при написании;
  • оформить «Сладкие карточки-помощницы», которые могут помочь учащимся начальной школы грамотней писать и зорко видеть орфограммы.

           Таким образом, гипотеза о том, что если учащиеся будут обращать внимание на фантики конфет, то они смогут обнаружить в их названиях орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, что поможет допускать меньшее количество ошибок в орфографии, подтвердилась.

        Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

Список литературы

Каленчук М.Л., Чуркова Т.А., Байкова Т.А. Учебник «Русский язык» 1, 2, 3 класс: М. АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 2013

Ожегова С.И.  Словарь русского языка:  М. 1996

Ожегова С.И. Толковый словарь русского языка (новое издание): М. 2004

Ресурсы  в Интернете:

TapTut.com: Интересные факты о конфетах | Интересные Факты

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\любовь\Downloads\IMG_20191120_084412.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку "Орфограммы в корне слова" 4 класс

Проверочная работа состоит из 4 заданий: запись слов по диктовку, ударение, разделить слова на три группы по орфограммам, найти ошибки....

"Происхождение фразеологических оборотов"- проектная исследовательская работа по русскому языку

Лингвистическая компетенция — это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. Можно сказать, что на развитие лингвистической компетенции делается главный акцен...

Исследовательская работа по русскому языку "Слово "ОСЕНЬ"

Исследовательская работа учащихся 4 класса по русскому языку о слове "ОСЕНЬ" (презентация)...

научно-исследовательская работа по русскому языку

Работа подготовлена на районную  НПК "Шаг в будущее"...

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Предлог как часть речи"

                                Особенно хотелось бы выделить проблему употребления и у...

«Тайна имени» Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку "Тайна имени" выполнена ученицей 4 класса...