Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Предлог как часть речи"
презентация к уроку (1 класс)

 

                          

        Особенно хотелось бы выделить проблему употребления и усвоения значений предлогов и пространствено - падежных конструкций у учеников начальной школы.

        Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

         Сегодня состав детей, обучающихся в общеобразовательных школах очень разнороден.

         В методической литературе говорится о том, что отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, также имеют различную структуру и степень выраженности.  Нередко учащиеся слабо владеют навыками грамотной речи, для них характерны однословные ответы, упрощенные по строению предложения, аграмматизмы. Среди типичных ошибок встречаются:

- нарушение слов в предложении

-предложно-падежный аграмматизм(несоответствие падежных окончаний и используемого предлога)

-нарушение согласования в роде, числе, падеже.

-неправомерное использование предлогов в предложениях.

-нарушения в распознавании написания предлогов и приставок.

Все эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в усвоении лексических значений предлогов, употреблении предложно-падежных конструкций, а также в употреблении предлогов в письменной речи.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimova_yu.b.pptx1.55 МБ
Файл efimova_proekt.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий в логопедической работе по формированию лексического значения пространственных предлогов. Выполнила: учитель-логопед Ефимова Ю.Б.

Слайд 2

Этапы работы: Начальный (подготовительный) Основной Дифференциальный

Слайд 3

Соматогнозис

Слайд 4

Действия по инструкции

Слайд 6

Схема предлогов

Слайд 7

Игры «Спрячь игрушку» «Оглянись вокруг» «Магазин игрушек» «Кормушка» «Что перепутано»

Слайд 9

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Слайд 10

ПОДБЕРИ ПРЕДЛОГ

Слайд 11

НАШ ОГОРОД

Слайд 12

«Угадай, что изменилось?»

Слайд 13

Материалы интерактивного педагогического портала « Мерсибо » «Кто за кем идет» «Королевский указ» «Рюкзак туриста» и другие

Слайд 14

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

№ 14 Курортного района

Санкт-Петербурга

Тема:

                        Исследовательская работа по русскому языку

на тему: «Предлог как часть речи»

Выполнила: учитель-логопед

Ефимова Юлия

Санкт-Петербург

2020 год

Цель моей работы: показать наиболее эффективные приемы работы, которые бы способствовали лучшему усвоению материала младшими школьниками. 

Задачи исследовательской работы: 

1. Изучение лингвистической, психологической, педагогической и научно-методической литературы.

2. Обобщение передового опыта работы различных учителей-методистов начальных классов.

3. Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нем отводится предмету нашего исследования.

4.Выявление эффективных приемов работы при изучении пространственных предлогов

Гипотеза исследования : Реализуя поставленную цель и задачи исследования,  мы исходим  из предположения:  осознание  элементов грамматического  строя русского  языка и развитие речи будет наиболее успешным, если будет разработана  методика работы над предлогами в начальных классах общеобразовательной школы. 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Изучение литературы по теме.

2. Изучение и обобщение опыта работы  учителей начальных классов.

3. Наблюдение за ходом уроков различных учителей.

4. Педагогический эксперимент.

5

           Формирование всесторонне развитой личности - ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача - поиск новых способов обучения, повышение его качества и процента обучаемости. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

            Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

     Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи - аудирование, чтение, письмо) являются учебным средством учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

    Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

     Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков.

       Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе - предлог, в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.

6

Основная часть

Глава 1

Рассмотрим, что представляют собой предлог с лингвистической точки зрения.

1.1 Предлог как часть речи

Предлоги - это служебные слова, которые в сочетании именем в косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании.

Например: Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна.

Современная система русских предлогов сложилась на основе той предложной системы, которая была унаследована древнерусским языком от эпохи общевосточнославянского языкового единства. Русский язык сохранил такие древние предлоги как в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у.

Развитие и совершенствование языка требовало новых средств выражения грамматических отношений. Это служило стимулом для образования новых предлогов. Процесс их образования был беспрерывным, он продолжается и в настоящее время.

В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств выражения синтаксических отношений между членами предложения, иначе говоря, как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство предлогов составляет их грамматическое значение.

При проведении наблюдений над семантикой предлогов необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна знаменательным словам, и только в сочетании с последними употребляются в речи.

Словосочетание - это тот конкретный материал, который позволяет раскрыть функцию предлога на наглядной основе. Пропуск предлога в предложении нарушает связь между двумя знаменательными словами и затрудняет понимание смысла. При проведении наблюдений над семантикой предлогов необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна знаменательным словам, и только в сочетании с последними употребляется в речи.

Значение предлогов

Между компонентами словосочетания устанавливаются самые разнообразные виды отношений: пространственные, временные, объективные, причинные и проч. В выражении этих отношений предлоги принимают непосредственное участие, поэтому определение таких отношений является и определением функционального значения предлогов.

В современном русском языке сложились следующие группы функциональных значений предлогов (в лексикографической практике такие группы значений именуются отношениями).

1. «Широко выражаются пространственные отношения, в частности: а)местонахождение предмета, его положение по отношению к другому предмету: у реки, перед школой, за городом, под горой, над обрывом, в лесу, на горе; б) положение по отношению к предмету, до которого совершается перемещение: подвинь до шкафа, поставь у стола, в стол, за стол, перед столом; от которого начинается перемещение: вынь из ящика, отставь от печи; в)пространство, по которому совершается передвижение: ехали через лес, по степи.

2. Обозначение времени выражаются при сочетании с существительными, называющими промежутки времени или процессы, длящиеся во времени; при этом указывается продолжительность действия: сделал за день, в неделю; время действия: занимается по вечерам, ездил в прошлом году, случилось на прошлой неделе; момент от которого или до которого простирается действие: открывается с девяти часов, уехал до мая.

3. Обозначения образа действия выражаются рядом конструкций, включающих более или менее широкий круг отвлеченной лексики, а также отдельные фразеологические обороты: шёл с усилием, говорил с подъёмом, работал с увлечением, смотрел с удовольствием.

4. Указания на причину даются рядом конструкций в зависимости от значения подчиняющего и подчиненного слова; эти конструкции немногочисленны; среди них немало фразеологических оборотов: не пришёл на работу по болезни, по уважительной причине, ушёл с досады, дрожа от холода.

5. Указания на цель даются конструкциями такого же характера, как и обозначение причины: сделали остановку для отдыха, машина остановилась для набора воды и т.д.

6. Сравнительно редко предложные конструкции выражают отношения к предметам без осложнения обстоятельственными значениями. Сюда относятся:

а)обозначение предмета речи, сообщения: рассказать о поездке, напомнить о времени занятий и др. б)обозначение материала. Который употребляется для производства тех или иных вещей: строить из камня, сооружать из бетона; в)обозначение той структуры или того состояния, в которое превращается предмет в результате процессов: от жары земля превратилась в камень, ветер перешёл в ураган и др.

г)орудие действия: смотреть в бинокль, видеть через очки и др.»

Значения отдельных предлогов исключительно разнообразны и сложны. Они обстоятельно излагаются в толковых словарях, например «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова.

В синтаксической конструкции предлог обычно занимает место после главного и перед зависимым компонентом, причем связь его с зависимым компонентом, как правило, значительно более тесная. Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое - в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого компонента играет роль показателя грамматической формы всего словосочетания. Тесная связь предлога и падежной формы закрепилась в языке: каждый предлог употребляется с одним или несколькими определенными падежами.

2.1 Роль анализа и сравнения в процессе обучения

младших школьников

Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательный действий,  При этом мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

В психологии сравнение рассматривается как сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он подчеркивал, что познать любой предмет можно только приравнивая его к чему-либо и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают особенности данных языковых явлений.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от сравнивниваемого.

Следует отметить, что иногда необходимо формировать такие специфические приёмы познавательной деятельности, которые выходят за рамки изучаемого предмета и в то же время определяют успех в его овладении.

Одной из важных операций мышления является анализ. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Анализ неразрывно связан с синтезом. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Для понимания морфемного состава слова ученик выделяет и рассматривает отдельные его части: приставку, корень, суффикс, окончание.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и деятельное анализирование.

Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии.

Анализируя учебную деятельность с детьми младшего школьного возраста, учитель должен помнить, что аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного мышления и анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Второклассники уже могут анализировать предмет, не прибегая к практическим действиям с ним, они способны вычленить различные признаки, стороны предмета уже в речевой форм.  Действие сравнения необходимо учащимся уже в 1 классе. Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения, то оно оказывается не усвоенным большинством ребят до конца учебного года. Дети далеко не всегда понимают, что значит сравнивать. Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения слагающих его действий. Сравнение будет корректным тогда, когда оно используется во-первых, при сравнении одинаковых предметов и явлений действительности; во-вторых, когда сравнение происходит по существенным признакам. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:

1) выделение признаков и объектов;

2) установление общих признаков;

3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков);

4) сопоставление объектов;

Учитывая вышесказанное, особое внимание необходимо обратить на выбор основания для сравнения.

В работе мы бы хотели остановиться на том, как используется сравнение при

Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать склонять имена существительные с предлогами.

Как бы ни были элементарны те сведения о грамматическом строении языка, которые даются в начальных классах, они должны быть начатками подлинно научных знаний. Чтобы этот фундамент был прочным, нужно стараться преподнести знания в более интересных, особенных, занимательных формах.

Тема: Предлог как служебная часть речи.

Цель:

  • систематизировать значения о предлоге, как о служебной части речи.
  • Формировать умение раздельно писать предлоги с другими словами в предложениях.
  • Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учащихся, познавательный интерес.

- Все расселись по местам? Никому не тесно?

- Я скажу вам по секрету: будет интересно.

  1. Минутка красивого почерка.

Цель: отработка навыков калиграфического письма. (учащиеся отрабатывают в тетрадях-тренажерах или списывают с дочки 2-3 строчки)

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверка осознанности знаний, умений пользоваться ими на практике, активизация деятельности всех учащихся.

Вопросы учителя: - Какие части речи вы знаете?

                                - С какими понятиями мы работаем? (текст,  предложение, слово)

  1. Введение в тему.

Цель: мотивация у усвоению, постановка учебной проблемы.

На доске стихотворение с пропущенными словами (предлогами).

Рыхлый снег темнеет … марте.

Тают льдинки … окне.

Зайчик бегает … парте.

И … карте … стене.

Дети читают, затем называют пропущенные слова, вставляют их.

Вопросы учителя: - Как называются эти слова?

                                - Как вы думаете какая будет тема урока?

                                - Что вы знаете о предлоге?

Но мы узнаем о предлоге что-то новое. А чтобы он стал нашим хорошим другом и протянул нам руку помощи при диктанте, мы …

- уточним знания

- выполняем новые задания

  1. Первичное закрепление.

Учащимся предлагается задать вопрос к предлогу и сделать вывод.

Вывод: предлог – это часть речи, к которой нельзя задать вопрос и она не изменяется.

А могли бы мы прочитать стихотворение, если бы не поставили на место пропусков предлоги, поняли бы смысл стихотворения?

Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении.

Рубрика для любознательных.

По наблюдениям профессора А.Н. Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте 1,5 лет.

  1. Физкультминутка.

На горе растут дубы (руки вверх),

Под горой растут грибы (присели),

Мы в корзинки их собрали (движение рук, имитирующее складывание)

Быстро к дому побежали (бег на месте).

  1. Применение знаний.

Грамматическая сказка.

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого – нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии. 

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Вывод: предлоги со словами пишутся отдельно.

Работа учащиеся по индивидуальным карточкам (бланковый метод Кузьминой Е.В)

  1. Итог урока.

Цель: дать пояснительную оценку работы.

Каковы Ваши результаты?

Узнал, что я…

Запомнил…

Повторил…

Чему я научился…

В чём я затрудняюсь…

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Предлоги"

Проверочная работа по теме "Предлоги" УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Предлог"

Проверочная работа по русскому языку по теме "Предлог"...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Предлог»

Проверочная работа по русскому языку по теме "Предлог": теоретическая и практическая часть....