Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русского языка 29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка,

Лукашовой Юлии Андреевны

Тема: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

2020

Предметные: научатся находить предлоги; писать предлоги отдельно от других частей речи.

Метапредметные:

Познавательные: научатся  культуре речи; умению выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

Коммуникативные: научатся использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Личностные: научатся оценивать свои действия и действия одноклассников.

Образовательные ресурсы: учебник «Русского языка» 2 класс 2 часть «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мобилизующий этапурока

- Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. На дворе у нас весна. Погода солнечная, пусть и в классе будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.

-  У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу поделиться им с вами, послушайте загадку:

Скачет зайчик по дорожке,
Он на стенке, на окошке.
Зайчик этот не простой,
Он пушистый, золотой.
Солнце зайке лучший друг,
Погляди скорей вокруг.
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, угадай-ка!

У зайчишки есть семья
Братья, сёстры и друзья.
Есть и враг – большая туча,
Что закрыла солнца лучик.

Зайки тут же исчезают,

Но они прекрасно знают,

Когда туча улетит,

Солнце вновь их оживит.

- Догадались, что это? Это солнечные зайчики. Давайте позволим им немножко поиграть у нас на уроке. Вот вам первое задание.

Приветствуют учителя

II. Актуализация знаний

- Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнюю работу. Вам было задано упр.178 на с.104.Нужно было в любую пару предложений, заменяя, где это нужно имена существительные местоимением.

1. Чистописание

- Ваша задача прописать строку строчных букв: ш, щ. Обратите  внимание, что  расстояние между элементами  должно быть одинаковое, элементы букв параллельны,  пишутся на одинаковом расстоянии и под наклоном. Помните о посадке при письме.

- А теперь спишите предложение

На берёзах надулись маленькие почки. (слайд)

- Давайте вспомним, что такое главные члены предложения?

- Чем чаще всего выражено подлежащие, сказуемое?

- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи.

2. Словарная работа.

- Ребята, какой сейчас месяц?

- К какому времени года он относится?

- Апрель – это второй месяц весны и четвертый месяц календарного года.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

- Сколько слогов в слове? Как вы это определили?

- Какой слог ударный? Как мы можем проверить, какой слог ударный? Давайте позовем апрель.

- Какой слог безударный? Давайте соотнесем произношение и написание данного слова. Где находится опасное место?  Какую буквы мы должны написать? Какую букву мы должны запомнить? Подчеркните букву «а»

- Вставьте в окошко нужную букву .прель, и проверьте правильность написания в орфографическом словаре. В каком порядке располагаются слова в словаре? Значит, где будет находиться нужное нам слово?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы

...прель - это весенний месяц.

...прель (какой?) солнечный , …, … .

В ...преле распускаются подснежники.

-  А сейчас я предлагаю вам придумать предложение с данным словом и записать его себе в тетрадь.

  1. Солнышко выплыло из - за тучки. Оно обогрело землю
  2. На крышу сел воробей. Он звонко закричал.
  3. Прилетела воробьиха. Она расправила свои перышки.
  4. Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать

Выполняют  задания по чистописанию.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- А вы знаете, где живут солнечные зайчики? На доске появляются слова:

Солнеч(?)ные, ж.вут, зайчики, заз.ркал.е. 

- Вставьте пропущенные буквы (1 человек у доски)

- Определите части речи(1 человек у доски)

- Являются ли эти слова предложением? Почему?

- В предложении должны быть главные члены предложения, давайте попробуем их найти. Выберете из ряда слов подлежащие? На какой вопрос отвечает подлежащие?

- Что делают зайчики? Слово живут будет сказуемым.

- Что говорится о зайчиках, какие они? Что –то еще сказано про зайчиков, есть слова отвечающие на вопрос какие?

- Какой вопрос мы можем задать от сказуемого? Живут где или в чём? Как мы ответим на этот вопрос? (в зазеркалье)

- Составьте из этих слов предложение, добавив слово, которое мы только что с вами нашли.
- Запишите полученное предложение. Вот видите, ребята, как одно маленькое слово помогло составить из набора слов связанное по смыслу предложение.

- А как называются такие маленькие слова, мы сегодня узнаем на уроке.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? 

- Давайте определим  цель урока.  

Определяют тему и цели урока.

- Предлог

- Узнать о предлоге, научиться его писать. 

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

- Посмотрите, пожалуйста, по сторонам. Солнечные зайчики разбежались по всему классу. Расскажите, где спрятались солнечные зайчики.

Солнечный зайчик прыгает по стене.

Солнечный зайчик замер над картиной.

Солнечный зайчик спрятался под доской.

Солнечный зайчик заглянул за шкаф.

Солнечный зайчик примостился у зеркала.

Солнечный зайчик заглянул в окошко. 
- Какие слова вы использовали? Как они называются?

- Так что же такое предлог?

- А вот для чего служат предлоги в нашей речи, вы ответите, когда выполните задание.

- Прочитайте предложение: Выпустим зайчиков … зеркала … волю, пусть … лесу прыгают и … полю.

- Связаны слова по смыслу? Чего не хватает? Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Запишите.

- Для чего же служат предлоги в нашей речи?

- Какой частью речи являются слова стене, картиной, доской?

- Значит с какой частью речи употребляются предлоги?

2. Обобщение признаков, введение термина.

- Ребята, предлог – это часть речи, служащая для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает.

3. Уточнение формулировки.

- Давайте проверим, к правильному ли выводу мы пришли, прочитайте правило данное в учебнике на странице 109.

- В русском языке существует огромное множество предлогов. Мы встречаемся с ними в нашей речи постоянно. Давайте познакомимся с некоторыми из них на с.109 упр. 185. Вам нужно прочитать предлоги, которые даны в таблицах. Давайте прочитаем их вместе со мной, так как они написаны. А теперь давайте прочитаем так, как мы их произносим.

- Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через из, для.

Физкультминутка

Участвуют в беседе.

На, над, под, за, у, в.

- Часть речи

- Предлоги служат для связи слов в предложении.

Работают в учебнике.

V. Первичная проверка понимания

1. Комментированное письмо

- Ребята, сейчас мы выполним упр. 183 на с.108. Для того, чтобы определить как пишутся предлоги с именами существительными раздельно или слитно.

- Прочитайте стихотворение. Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой.

- Как вы думаете какой частью речи являются слова: на, у, с, под?

- А теперь найдите и выпишите, с какими именами существительными они употреблены.

- Как написаны предлоги с существительными?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Выполним аналогичное упражнение №184 для того, чтобы закрепить полученные знания написания предлогов с существительными. Вам необходимо прочитать стихотворение, найти предлоги и имена существительные, с которыми они употреблены и  выписать данное словосочетание предлог + существительное.

Выполняют упражнение

Один учащийся комментирует

- Предлоги с существительными пишутся раздельно.

Один учащийся выполняет у доски

VI. Первичное закрепление

1.Дифферинцированная самостоятельная работа

- Прочитайте внимательно задания и выберите себе задание по интересу.

1 группа. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. Объединить пары слов с помощью предлогов. Запишите в тетрадь.

Поглядите … небо, сорвётся … солнцу, скачет … планете.

3 группа. Найти в предложениях ошибки, исправьте их, правильно запишите предложения в тетрадь.

Скачет зайчик подорожке, он настенке, наокошке. Это с солнца луч сорвался и назеркальце остался.

(Проверка путем чтения учащимися задания)

Выполняют самостоятельную работу.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- с.109, упр.186.

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, какие цели мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы их достигли?

- Что же такое предлог?

- На дворе у нас весна. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Давайте сложим ладошки в бутончик. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – сделайте так, чтоб цветок распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – цветок распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – ручки оставьте в бутоне.

Повторение изученной темы, участие в беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практ...

Конспект урока русского языка на тему: «Приставки и предлоги», 3 класс, УМК "ПНШ" + презентация

Цели деятельности учителя: повторение изученного о приставках и предлогах; развитие умения употреблять и различать приставки и предлоги; развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихс...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

Цель урока: - познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.Планируемые результатыПредметные результаты:- Научатся находить прилагательные в тексте.- Ставить вопросы от суще...