Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

 

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практических умений.

Планируемые результаты

Предметные:

 - знать грамматические признаки имени прилагательного;

- уметь различать части речи по грамматическим признакам; безошибочно находить в предложениях и текстах;

Личностные:

          -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практических умений. 

Планируемые результаты

Предметные:

 - знать грамматические признаки имени прилагательного;

- уметь различать части речи по грамматическим признакам; безошибочно находить в предложениях и текстах;

Личностные:

          -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Русский язык: 3кл.: Учебник:  В 2 ч.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация. Карточки с заданием .

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте , ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка, меня зовут Валерия Геннадьевна, садитесь.

-Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

- Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

 -Как вы думаете, а вы способны сделать открытие?

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

- Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает  в путь.    

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

Да

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

-Сначала предлагаю вам устроить минутку чистописания, красиво и аккуратно пропишите у себя в тетрадях(в тетрадях будут заготовки).

-Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий, р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

 -Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю записать эти слова в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы, расставить ударение,  потом разбить все слова на две группы.

 -  Что же у вас получилось? (разные ученики объясняют  одно слово) Вы объясните пропущенные орфограммы, а ответ будет на экране.

-Молодцы.

-Как вы объединили слова? (устно)

-Докажите свое мнение.

-Хорошо, вы верно справились с заданием.

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

-Верно.

-Что обозначает имя прилагательное?

-Посмотрите на  слова-прилагательные,  классифицуруйте их по признакам.

-Сегодня вы научитесь это делать.

Прописывать в тетрадях

Составить предложения , разобрать слова по составу, найти все орфограммы в словах, разбить на группы , разделить для переноса, составить словосочетания.

Записывать в тетрадь слова. Устно разбить на две группы.

Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные.  Отвечаю на вопрос Что? Кто? Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные. Отвечают на вопрос Какой? Какая? Какие? Какое?

Имя прилагательное.

Признак предмета

Затрудняемся ответить

П: осмысление читаемого текста

П:анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

К: умение полно и точно выражать мысли;

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Ребята, вы уже могли догадаться, что же мы будем исследовать на уроке?

-Правильно.

- А какую цель урока мы можем поставить? Чему мы должны научиться на этом уроке?

Имя  прилагательное

научиться выполнять морфологический разбор имени

существительного.

научиться выполнять морфологический разбор имени

существительного.

Научиться определять и находить имя прилагательное  среди других частей речи, знать признаки имени прилагательного, уметь классифицировать имена прилагательные.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Слов.: уч. Диалог

Нагляд: презентация.

Практ: работа с тетрадями

-Станция «Открытие»

-Посмотрите на слайд (страница 97, упражнение 172)

-Прочитайте задание.

-Сделаем устно.

-Ребята, что общего имеют данные слова?

-Как вы думаете, что такое признак предмета?

-Верно, посмотрите, на определение из толкового словаря Ушакова: признак - Та сторона в предмете или явлении, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком. Т.е это указание на его форму, размер, цвет, вкус, звук, время, температуру, место расположения, материал, из которого сделан предмет, настроение.

 

- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

                 

-Давайте с вами проверим верность ваших высказываний с учебником на странице 97.

-Хорошо, вы все верно назвали.

-Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
-Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

-Повторим, что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-В предложении как прилагательное называется?

-Расскажите правило, не опираясь на учебник товарищу по парте.

Работаем  по  вариантам.  Дети,  работающие  по  1  варианту,  выписывают

прилагательные,  обозначающие  цвет,  II  вариант  -  размер,  III  вариант  -  материал,  IV

вариант - время, V вариант - принадлежность кому-либо       

Читать задание

Выполнять задание

Одну часть речи – имя прилагательное

Высказывать свое мнение

 

-Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением.

-Читать правило в учебнике.

Высказывать мнение

К имени существительному

Признак предмета

Какая, какой, какое, какие?

Определением

Рассказывать правило

П: смысловое чтение, построение речевого всказывания

V. Первичное закрепление

Практич: работа  с тетрадью.

Нагляд: презентация

-Продолжаем  наше исследование.

-Станция « Классификация имен Станция « Классификация имен прилагательных».

-Сейчас вы поработаете по вариантам, откройте страницу 98, упражнение 174, каждый вариант выпишет в тетрадь нужные прилагательные: 1- размер;  2-форма, 3-температура, 4-материал, 5-мето расположения предмета.

-Давайте сверим с эталоном на доске.

-У кого возникли ошибки? Какие?

-Кто перечислит , какие признаки предметов называет имя прилагательное?

                   

1-огромный, крошечный, небольшой; 2- круглый, прямоугольный, квадратный; 3-прохладный, холодный, горячий,; 4-кожаный, кирпичный, деревянный, ; 5-пригородный, сельский, пришкольный.

Размер, форма, температура, материал, место расположения., цвет, настроение, вкус, звук.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

-Давайте отдохнем и продолжим учиться.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Выполняют упражнения

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5мин

-  Составьте словосочетания из данных слов.(поздняя, ребята, арбуз, веселые, сладкий, осень)

- А можно ли сказать так:  веселый арбуз, сладкая осень?

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом: Осень (какая? )поздняя

-Какое слово будет главным?

-Верно, отмечаем его крестиком.

-Какое слово будет зависимым?

-Ведем к нему стрелочку.

Ребята (какие?) веселые. Арбуз (какой?) сладкий) (аналогично)

- Что мы хотели показать?  

 - Молодцы!

-Теперь попробуйте классифицировать, указать признак прилагательных, что вы затруднялись сделать вначале урока.

-Кто понял, как указывать признак
, поднимите пальчики вверх.

-Кто не понял, опустите пальчики вниз.

 Поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз

Нет, не подходят по смыслу

Записывать с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.

Осень

Поздняя

Имя прилагательные связано с именем существительными

Поздняя -время

Веселые -настроение

Сладкий- вкус

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практ: работа по карточкам в группах

4-6мин

-Станция«Почемучка»                         --Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике.  Что вы скажете про эти слова?

сладкий                                  груша

 сладкая                                  яблоко

 сладкое                                  торт

сладкие                                 ягоды

- Прочитайте слова во втором столбике.

- Соедините верные словосочетания.

сладкий                                  торт

 сладкая                                  груша

 сладкое                                  яблоко

сладкие                                 ягоды

-

Почему словосочетания разбились на две группы?

-  Как  изменятся имена прилагательные?      

- Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

- Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

- Можно ли определить род во мн. числе? 

- Что мы указали у прилагательных?

- Как же изменяются имена прилагательные?    

-Какой можно сделать вывод?

-Молодцы, еще одну станцию мы прошли.

- Работа в парах по карточкам. Преобразование текста.

-Следующая станция«Мудрая».              

А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

-Верно.

- Какое время года изображено экране?

- Как можно узнать о наступлении весны?

- Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла  _______  зима. Наступила ______  весна. 

 _____  солнце пригревает землю. Приходит  _______ оттепель. 

 ________ сосульки свисают с крыши. И это уже  _________ март.  

-Нравится ли вам этот текст?

- Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным?        

Возьмите карточку. Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные .

-3 пары хотела бы услышать, как вы украсили текст.

-Остальные сверьте ваши карточки с эталоном на доске и оцените свою работу оценкой.

-Кому было трудно украсить текст именем прилагательным?

-Для чего нам необходимы имена прилагательные? Какую роль они играют в речи?

Это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания.

Сладкий -торт, сладкая – груша, сладкое – яблоко, сладкие – ягоды

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

По числам

От существительных

Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

Нет

Род

Прилагательные  изменяются по родам

Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам и связанные с именем существительным.

Нет, они украшают нашу речь

Весна

Высказывать мнение

Нет, текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно.

Надо добавить имена прилагательные.

Читать текст.

Сверяют с записями на доске

Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

-У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах, делимся на 3 группы и выбираем капитана.

-давайте проверим, капитаны зачитывают текст.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

-Какую цель на уроке мы ставили?

-Достигли ли мы цели?

Продолжите фразу, выскажется каждый ученик.

-Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

-

Сегодня на уроке мне было интересно, потому что я работала с вами, спасибо вам большое.

-До свидания.

Работать в группах

Научиться определять и находить имя прилагательное , знать признаки имени прилагательного.

Высказывать мнение

Говорят продолжение фразы

П: построение речевого высказывания

П: осуществлениесинтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Русского языка

Слайд 2

В ПУТЬ!

Слайд 3

Станция «Определительная»

Слайд 4

ПРОЧИТАЙ И ЗАПИШИ Ос.. нь , к.. рова , в.. селые , с.. пог , сла ..кий, р.. бята , .. рбуз , сам..лет, су.. ота , поз...няя

Слайд 5

ПРОЧИТАЙ И ЗАПИШИ Ос е нь, к о рова , в е сёлые, с а пог , сла д кий , р е бята, а рбуз , сам о лет , су бб ота, поз д няя ,

Слайд 6

Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - имена существительные. Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные.

Слайд 7

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи» ЦЕЛИ: научиться определять и находить имя прилагательное среди других частей речи; знать признаки имени прилагательного; уметь классифицировать имена прилагательные.

Слайд 8

Станция «Открытие»

Слайд 9

Толковый словарь д. и.ушакова Признак - та сторона в предмете или явлении, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком.

Слайд 10

Форма Размер Цвет Вкус Звук 6. В ремя 7. Т емпература 8. М есто расположения 9. Материал, из которого сделан предмет 10. Н астроение КЛАССИФИКАЦИЯ

Слайд 11

Станция «Классификация имен прилагательных» 1В – огромный, крошечный, небольшой; 2В – круглый, прямоугольный, квадратный; 3В – прохладный, холодный, горячий; 4В – кожаный, кирпичный, деревянный; 5В – пригородный, сельский, пришкольный.

Слайд 12

Составь словосочетания поздняя, ребята, арбуз, веселые, сладкий, осень Поздняя осень Веселые ребята Сладкий арбуз

Слайд 13

Станция«Почемучка сладкий груша сладкая яблоко сладкое торт сладкие ягоды

Слайд 14

станция«Мудрая»

Слайд 15

суровая ранняя Яркое весёлая Длинные настоящий

Слайд 16

Проверим Имя прилагательное – это часть ___________, которая обозначает __________ предмета и отвечает на вопросы _____________________________________ Имя прилагательное связано с именем __________________________. Имя прилагательное изменяется по __________ и в единственном числе по __________. В предложении выделяется волнистой ____________ и называется ____________________. Имена прилагательные делают нашу речь ____________________________________. речи признак Какой? Какая? Какое? Какие? существительным числам родам линией определением к расивее и разнообразнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...

Урок русского языка по теме"Имя прилагательное как часть речи"

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке....

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Урок русского языка на тему: Имя прилагательное как часть речи

Конспект и презентация открытого урока русского языка в рамках предметной недели....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

Цель урока: - познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.Планируемые результатыПредметные результаты:- Научатся находить прилагательные в тексте.- Ставить вопросы от суще...