Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока русского языка (3 класс)

Тема: Разбор глагола как части речи

Цель: формирование представления о разборе глагола как части речи

Планируемые результаты:

Педметные:

-знать грамматическое понятие "глагол";

-знать правила разбора глагола как части речи.

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-понимать важность изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_gllagola_kak_chasti_rechi2.doc864 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Разбор глагола как части речи».

Цели деятельности учителя: формирование представления о разборе глагола как части речи

Планируемые результаты

Предметные:

-знать грамматическое понятие «глагол»;

- уметь определять значение глаголов  и задавать к ним вопросы.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод - прием: словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод - прием: словесный – беседа;

практический – каллиграфическое упражнение, орфографическое упражнение;

 практический – языковой анализ, орфографический анализ;

наглядный – демонстрация слайдов.

6 мин

Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?
Зачем нужно изучать русский язык?

Минутка чистописания:

– Прочитайте слова: Р.КЕТА, ПЛ.НЕТА ,КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить?

-записываете в тетрадь и выполняете эти задания

Выполняем фронтальную проверку

– Как называются такие слова?

– Что означает слово Р.КЕТА?


– Составьте предложения с данными словами.
(Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения.
– Разберём слово небо как часть речи.
(Комментируют с места)

-отвечают

-читают

-(Вставить пропущенные буквы, списать, подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

- Прописывают.

-(С непроверяемыми написаниями)

-(Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)

-проговаривают ответы

-записывают под диктовку

-выделяют орфограммы

-(Ракета, небо)

-комментируют разбор

- Р: саморегуляция.

- П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ.

- Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов.

- П: смысловое чтение как осмысление.

III. Постановка учебной задачи

Метод - прием: словесный – беседа;

частично-поисковый  – выявление темы, формулирование цели;

наглядный – демонстрация.

1 мин

- -а теперь давайте разберем слово осветила

-Значит сегодня нам предстоит получить новые знания

-Попробуйте предположить тему урока.

- Верно. Тема нашего урока: Разбор глагола как части речи

- Поставьте цель.

- Правильно.

-не умеем

- разбор глагола как части речи

- научиться разбирать глагол как часть речи

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.

IV. Открытие нового знания

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический – выведение правила учащимися, сопоставление правила в учебнике с правилом учащихся, постановка вопросов к правилу, письменное, орфографическое упражнение;

наглядный – демонстрация.

17 мин

Вы уже умеете разбирать имя существительное как часть речи. Для глагола тоже существует свой порядок разбора. Чтобы научиться разбирать глагол как часть речи, надо вспомнить всё, что мы уже узнали о глаголах.

Проверим  ваши знания о глаголе по плану, предложенному Самоваровым с 92

Задание 1: Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт, лётчик, летать, самолёт, улетает, вылет, летательный, лётный ,вылетел, полетит,

– Докажите. Какой вывод можно сделать?

– Среди этих глаголов есть особенный. Какой?
– Почему?

– На какой вопрос отвечает?

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола?  

Задание 2

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

Задание 3

Определите число глаголов улетает. вылетел, полетит. (Единственное число) Можем ли мы изменить число этих глаголов?

Давайте попробуем.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола?
– У всех глаголов?

-Посмотрите в учебнике, как Аня справилась с разбором глагола


-мы только что с вами все это повторили

– Какую ещё осталось задачу решить?

– Смотрим образец записи в учебнике.

Физминутка.

Видеофрагмент

- Молодцы.

-слушают учителя

 -Открывают учебники.

-вспоминают пройденный материал

-(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
-(Летать)

-(Нельзя определить время и число)
-что делать?

- Начальная форма, инфинитив)

-улетает, вылетел, полетит

-доказывают

-Выполняют устно

-(Род)

-(Только в прошедшем времени)

-(Как правильно оформить на письме)

- Выполняют физминутку.

- П: смысловое чтение как осмысление.

П: произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- П: осознание и построение речевого высказывания в письменной форме.

- Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов в случае расхождения эталона и реального действия.

- П: подведение под понятие, выведение следствий.

П: структурирование знаний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод - прием:

словесный – речь учащихся;

практический – выборочное письмо.

3 мин

Разбор глаголов из скороговорок (упр 167)

Первый глагол «летит» разберём устно, а на доске сделаем запись этого разбора.

Работаем в парах.

Разберите остальные глаголы из упр 167 как часть речи.

Проверка работ.

- Называют имена собственные.

-Летит-глаг., нач.ф.- летать, наст.вр., ед.ч.

- Записывают в тетрадь.

-работа в парах

-самопроверка

П: структурирование знаний;

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод - прием: словесный – слово учителя;

практический – упражнение.

3 мин

Самостоятельная работа в РТ упр 131

- Выполняют задания на карточках.

- Выполняют самопроверку.

П: построение речевого высказывания в письменной форме;

Р: контроль;

Р: коррекция – внесение коррективов.

VII. Включение в систему знаний

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический и игровой – разгадывание ребусов, запись в тетрадь;

наглядный – демонстрация.

6 мин

Исправим ошибки из упр 168.

-Какие ошибки исправили?

- Выполняют задание

- Записывают.

- Идёт - у глагола в настоящем времени род не определяют,

Рубили- глагол в прошедшем, а не в настоящем времени,

Испечёшь – глагол в единственном, а не во множественном числе.

-К: разрешение конфликтов – индентификация проблемы;

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция его действий.

П: произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

VIII. Рефлексия деятельности

Метод - прием:

словесный – беседа, слово учителя, речь учащихся;

практический – запись домашнего задания.

3 мин

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Почему считаете, что достигли её?

- Кто достиг этой цели – поднимите руку.

- Закончите предложения на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. Теперь я могу…

Запишите домашнее задание: упр. 132  в рабочей тетради.

- научиться разбирать глагол как часть речи

- Отвечают на вопрос.

- Анализируют свою деятельность.

- Записывают домашнее задание.

- Р: оценка – оценка результатов работы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"

Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"...

Конспект урока Русский язык по теме: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: «Значение и употребление глаголов в речи». Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развит...