Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_attestacii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование глаголов будущего времени.

Дидактическая цель: формировать у учащихся умение образовывать формы глагола будущего времени.


Задачи:

- создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
- создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
- создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Проблема: как выбрать правильную форму глагола будущего времени.


Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- наглядный.


Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
- в парах;
- индивидуальная.  

Оборудование: 
- книга  с иллюстрациями А.Милн «Вини – Пух и Все- Все – Все»;
- магнитофон с записью
 песенки Винни-Пуха;                                                                               - карточки; учебник «Русский язык» 4 класс, автор Полякова А.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                       Ход урока

I. Организационный этап  (1 мин)
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!


II. Постановка цели урока  (5 мин)                                                                                    Учитель. Отгадайте загадку.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)

 

Учитель. Что вы знаете о Винни-Пухе?  Кто его придумал?

Ученик. Это медвежонок, который очень любил мёд и  сочинял стихи.

Ученик. А я  знаю, что этого героя придумал английский писатель Алан Милн.

 Учитель. Вы правы. Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о  плюшевом медвежонке Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха. Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что вы заметили?

Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу...
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю...
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..

Учитель. Какое слово Винни-Пух произносит по-разному?

Ученик. Побежу, победю.

Учитель. Как вы думаете, а как правильно? ( Дети затрудняются с ответом) Давайте вместе разберёмся в этом вопросе.

III. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель. Что вы можете сказать об этом слове? Докажите.

Ученик. Это глагол. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие.

Учитель. Что ещё вы знаете о глаголе?

Ученик.  Глаголы изменяются по временам.

Учитель. В каком времени стоит этот глагол? Докажите.

Ученик. В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.

Учитель. Как вы думаете,  чему посвящён наш урок?

Ученик. Возможно, мы будем на уроке говорить о глаголах будущего времени.

IV. Создание проблемной ситуации (5 мин)

Учитель. Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите.  Давайте проверим. Сколько глаголов получилось?


Ученик. Что делать? побеждать, что сделать?  победить

Учитель. Почему получилось два глагола?

Ученик.  Глаголы неопределённой формы отвечают на разные вопросы: что делать?      что сделать?    

Учитель. Что же делать дальше? Как помочь нашему герою?

Ученик. Попробуем поставить эти глаголы в будущее время.

Учитель. Запишите, что получилось:
что буду делать?  буду побеждать
что сделаю?  ???

Учитель. Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола?

Ученик. Можно сказать «буду побеждать».

Учитель. Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

Подавай любое дело,
Одолеем дело смело!
Если дружно, если вместе!
Только не стоять на месте.

V. Поиск решения проблемы (15 - 16 мин)


Учитель. Что вы предлагаете? Давайте вместе будем рассуждать. ( Дети затрудняются с ответом).

Ученик. Нужно поставить другие глаголы в будущее время. Может это прояснит ситуацию?

Учитель. Какие глаголы можно подобрать к данной картинке? ( Картинка из книги А.Милн «Винни – Пух и все - все- все».)

Что делать? играть, петь, дружить, бегать, прыгать.                                                                Что сделать? поиграть, подружиться, попрыгать, попеть, побегать.

На доске:  играть, поиграть, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.

Учитель. Что вы можете сказать о глаголах, записанных на доске? На какие группы можно их разделить? Докажите.

Ученик. Это глаголы  неопределённой формы, так как отвечают на вопросы что делать? что сделать? В первую группу отнесём глаголы, отвечающие на вопрос что делать?           во вторую – что сделать?

Учитель. Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит их в будущее время.  Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать глаголы  в таблице.

я

ты

он

мы

вы

они

Дети работают в тетради по группам.

Учитель. Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Будьте внимательны друг к другу. Выслушайте друг друга, не перебивая.                                    Поднимите руку те ребята, кто не допустил ошибок. Кто смог сам найти и исправить ошибки. Кому помогли найти ошибку? Молодцы!

Таблица появляется на доске.

я       буду играть        поиграю
ты    будешь играть    поиграешь
он    будет играть       поиграешь
мы   будем играть      поиграешь
вы    будете играть     поиграете
они  будут играть       поиграют

я       буду дружить        подружусь
ты    будешь дружить    подружишься
он    будет дружить       подружится
мы   будем дружить      подружимся
вы    будете дружить     подружитесь
они  будут дружить       подружатся

я       буду прыгать         попрыгаю
ты    будешь прыгать     попрыгаешь
он    будет прыгать        попрыгает
мы   будем прыгать       попрыгаем
вы    будете прыгать      попрыгаете
они  будут прыгать        попрыгают

Учитель. Что заметили?

Ученик. Глагол в будущем времени может быть выражен, одним словом или двумя.

Учитель. Как можно назвать глаголы первого и второго столбиков?

Ученик. Может быть, сложные и простые глаголы.

 Учитель. В русском языке для них есть специальное название: глаголы будущего сложного времени и  глаголы будущего простого времени. Давайте, сравним  образование будущего простого и будущего сложного времени. Кто из вас попробует сделать вывод?

 Ученик. От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие.            От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие.


Учитель. Молодец! Ты верно рассуждаешь. Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола?

Ученик.  Все глаголы с приставками.

Учитель. Выделите приставки у глаголов будущего простого времени.                                А как образуются глаголы будущего сложного времени?

Ученик. Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.

Учитель. Ребята, как можно назвать первый глагол - быть, который изменяется?

Ученик. Раз он помогает в образовании глаголов будущего сложного времени, то может, его называют помощником?!

Учитель. В русском языке его назвали вспомогательным.                                              Ребята, а какие слова были трудны в написании? (у некоторых глаголов трудно было написать личные окончания). Вы очень внимательны. Все эти орфограммы мы обязательно разберём на следующих уроках.


V. Первичная проверка понимания (5 мин)

Учитель. Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно? Докажите.

 Ученик. От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.

 
Ученик. Я понял, если нельзя образовать будущее простое, то можно использовать будущее сложное. Правильно сказать: буду побеждать.

Выразительное чтение стихотворения.

Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Буду побеждать я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Буду побеждать я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..

Учитель. Другой вариант с использованием имени существительного: стану победителем.

VI. Физкультминутка «Песенка Винни-Пуха» (2 мин)


VII. Первичное закрепление (7 мин)


Учитель. Ребята, помогите Винни сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.

Дети работают  у доски цепочкой: каждому по 1 глаголу, а остальные в тетрадях.


Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить).
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!


Учитель. Что получилось? Проверьте. Прочитайте для всех это стихотворение.

Ученик. Мирно и радостно мы будем жить,
               Вместе будем играть,
               Крепко будем дружить.
               Мы подарим, друг другу смех и цветы,
               И исполнятся в жизни все наши мечты!

Учитель. Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени?

Ученик.  От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? (жить, играть, дружить) образуется сложная форма будущего времени: будем жить, будем играть, будем дружить. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать? (подарить, исполнить) образуется простая форма будущего времени: подарим, исполнятся.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. (2-3 мин)

Учитель. Ребята, вот и закончился наш урок. Вы такие молодцы!  Давайте поделимся  своими впечатлениями.                                                                                                              Что вы сегодня открыли для себя?                                                                                           Чем заинтересовались?                                                                                                                Что вас удивило?                                                                                                                              Оцени свою работу на уроке (на полях, карандашом). Что получилось? Над чем ещё предстоит поработать?


IX. Информация о домашнем задании.
Дома стр.48 упр. 71.  Выписать глаголы в два столбика: в один глаголы в будущем простом времени, в другой – глаголы в будущем сложном времени. Объясните свой ответ.

        

Самоанализ урока русского языка

 

     Я работаю по УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова». Урок проводила    в 4 классе по теме «Образование глаголов будущего времени». Это был первый урок и  об образовании глаголов будущего простого и будущего сложного времени на этом занятии мы говорили впервые. Анализ своего урока начну с краткой психолога – педагогической характеристики класса. В классе  обучается 27 человек: 10 мальчиков и 17 девочек. Большинство детей класса из социально – благополучных семей, воспитываются в полных семьях 19 детей; один ребёнок находится под опекой и  девочка – инвалид – детства. Для 10 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса; для 9 – средний, а для 8 – низкий уровень (из них 4  ребёнка с диагнозом ЗПР).    

      Главной целью урока было дать детям новое знание – формировать  представление и умение образовывать формы глагола будущего времени. Открытие нового знания получилось благодаря тому, что в ходе работы перед детьми возникло противоречие, которое и вывело ребят на проблему урока: как выбрать правильную форму глагола будущего времени. Сформулировали проблему дети сами. Ими была выдвинута гипотеза, в ходе проверки которой, ребята самостоятельно нашли пути решения этой проблемы. На этом этапе урока, я, безусловно, опиралась на сильных учеников. Наблюдения за глаголами неопределённой формы, отвечающими на разные вопросы, образование от них  будущего времени, сравнение этих глаголов и привели учащихся к обобщению полученных результатов, и позволило им  сделать правильный вывод.

     Внимание ребят  к материалу урока было привлечено мною с первых минут и не ослабевало в течение всего занятия. Этому способствовал, прежде всего, увлекательный материал,  разнообразные формы  и методы урока, которые помогали мне, как учителю, поддерживать у детей интерес к познанию. Технология коллективного обучения и игровая технология, которые я использовала на уроке, позволили мне  каждого ребёнка, даже самого слабого включить в учебную деятельность. Была дана хорошая мотивация деятельности: помочь любимому герою Винни – Пуху сочинить стихотворение.

    В классе была создана доброжелательная атмосфера, настроение у ребят было хорошее. Они активно участвовали в уроке и показали согласованную работу в парах, умение сотрудничать и помогать друг другу. На протяжении всего урока дети старались правильно строить свои речевые высказывания. Задания, предлагаемые на уроке, способствовали развитию общеучебных умений и  навыков и требовали от учащихся внимания, собранности, организованности; умения анализировать и сравнивать слова, делать выводы.

     Контроль над деятельностью учащихся (особенно слабых учеников) с моей стороны проходил на протяжении всего урока, особенно, во время индивидуальной работы детей и работы в парах; кроме того, дети проверяли свою работу и работу своих одноклассников у доски. Если были ошибки, мы с ребятами просили объяснить, доказать свой вариант. В ходе рассуждения ученик, как правило, сам исправлял свою ошибку.

     Темп ведения урока хороший. Каждая минута урока  была использована  максимально продуктивно. В течение урока было проанализировано 32 глагола, написано 49 слов.

     Результативность урока:

    1-е задание

«Поставить глагол в неопределённую форму и образовать от него форму будущего времени»

б/ошибок выполнили задание  - 22 ученика 81%

допустили 1-2 ошибки – 5 учеников 19% (в образовании глаголов)

   2-е задание

« Образовать от глаголов неопределённой формы будущее простое и будущее сложное время глагола». Задание выполнялось на полном уровне самостоятельности, письменно на карточках.

б/ошибок задание - 19 чел.70%

1-2 ошибки – 5 чел. 19% самостоятельно исправили ошибки до фронтальной проверки               (ошибки в написании личных окончаний глаголов)

не смогли найти и исправить ошибки – 3 чел.11%

   3-е задание

На этапе закрепления нового материала было предложено задание «Списать стихотворение, раскрыть скобки и поставить глаголы в форму будущего времени».

б/ошибок задание - 20 чел.74%

1-2 ошибки – 4 чел., 15% самостоятельно исправили ошибки.

не смогли найти и исправить ошибки – 3 чел.11%

Всю работу без ошибок выполнили 19 учащихся 71%

     Считаю, что проблемный урок получился. Цели урока достигнуты.

Малышева Наталия Витальевна

Волосовский район

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

педагогический стаж: 18 лет

образование: высшее,  первая квалификационная категория.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Образование глаголов будущего времени»

(Система развивающего обучения Занкова Л.В.)

учебник «Русский язык» 4 класс

автор: Полякова А.В.

изд-во Москва «Просвещение» 2003 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА . Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: закрепление  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать, как изменяется глагол по временам;- уметь опре...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать, как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гл...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гла...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гла...